Эдуард Матвийчук: Я не писал Президенту о Костусеве в ночном клубе
Одесский губернатор о конфликте с мэром и о том, как он «поднял» область после оранжевых
Одесская область всегда была «горячим» регионом: по количеству амбициозных элит и разнообразных центров влияния она даст фору многим. После победы Януковича на президентских выборах, казалось бы, ничего не мешало «регионалам» полностью взять власть в одной из своих электоральных вотчин. Другое дело, что в регионе сплетено столько интересов однопартийцев, что внутривидовые конфликты между ними неизбежны. Возможно, именно этим руководствовался Виктор Янукович, когда в 2010-м направил руководить областью равноудаленного от местных групп влияния экс-нардепа от «Нашей Украины» и Партии регионов закарпатца Эдуарда Матвийчука.
Можно констатировать, что, в отличие от иных «варягов», Матвийчук освоился в новой для него среде. Поговаривают, что не сложились у губернатора отношения с эксцентричным мэром Одессы Алексеем Костусевым, но к последнему достаточно претензий не только у него. Говорят также, что реального влияния губернатора на процессы куда больше, чем у отодвинутого от дел после странной истории с несостоявшейся отставкой Костусева.
Сам Матвийчук, с которым «Главком» пообщался после заседания Комитета по экономическим реформам, отрицает наличие конфликтов с Костусевым и утверждает, что каждый должен заниматься своим делом. И, конечно же, как любой губернатор, расхваливает эффективную и профессиональную власть, лично Януковича и мечет молнии в «попередников».
Как вам заседание комитета по экономическим реформам? Пошел четвертый год власти Януковича, пора бы уже получать какие-то плоды от этих реформ.
Это рабочее мероприятие, на котором подведен итог проделанной работы. Основные месседжи – реализация реформ Президента, прежде всего, в социальной сфере, ответственность каждого чиновника за реализацию этих реформ, потому что без этого невозможно. Должны быть реальные дела, которые люди должны ощущать на себе.
Ходили слухи, что по итогам этого заседания могут полететь губернаторские головы. Вы не опасались за свою судьбу?
Первый раз об этом слышу.
Президент, конечно, много чего требует, но губернаторы в свою очередь могут сослаться на отсутствие денег в местных бюджетах. Ведь очень сложная ситуация сейчас.
Что значит сложно на местах? Есть основные принципы, по которым должна работать каждая власть – прежде всего, она как раз должна находить возможности на местах, а там, поверьте, огромные резервы наполнять местные бюджеты, как требует от нас Президент. И потом направлять заработанные деньги в социальную сферу – на ту же медицинскую реформу, на которой акцентировал внимание Президент. Области в состоянии сами находить возможности и зарабатывать деньги. Сама ваша постановка вопроса некорректна.
У вас нет ощущения, что Президент, отчитываясь о всевозможных «покращеннях» и о том, что у нас ситуация получше будет, чем в Европе, несколько оторван от реальности?
Я сам журналист в прошлом, и хочу, чтобы все СМИ были объективными по отношению к происходящему. Как руководитель самой большой по территории области я вам скажу: то, что было реально сделано за эти три года – это огромная работа. Это совершенно другие подходы к работе на местах, связанные с интересами государства и людей. Понятно, что сразу невозможно решить все, что за двадцать лет наломано, но реальные изменения есть. Я вам хочу привести элементарный пример – в Одесской области за последние два года мы открыли 15 новых школ, хотя за предыдущие двадцать лет 38 недостроев нам оставили. Но ни одно из центральных СМИ не рассказывало об этом, зато, если, не дай Бог, что-то произойдет, кто-то жалобу подаст, туда сразу стекаются журналисты и начинают рассказывать, как все плохо. Я бы хотел, чтобы мы объективно смотрели на те глобальные вещи, которые происходят в стране.
Главное же, чтобы люди это видели.
А почему вы задаете такой вопрос? Я же постоянно общаюсь с людьми, как и Президент – только посмотрите, сколько поездок было. Поэтому говорить, что люди что-то не видят… Не надо за людей расписываться, ладно? Никто не уполномочивал вас это делать. Мы должны понимать одну простую вещь – за двадцать лет умудрились сделать огромную пропасть между властью и людьми, которую необходимо преодолевать, и власть делает в этом направлении большие усилия. Мы должны понимать, что стартуем не с нулевой позиции, а с огромного минуса. Но доверие между властью и людьми надо восстанавливать, потому что иначе никакие реформы не пойдут. Это тяжелая ежедневная работа, которая состоит в постоянном общении с людьми и объяснении им наших действий.
Поступает много сообщений о проблемах с выплатами бюджетникам. Как с этим в вашей области?
В Одесской области нет никаких проблем, как, думаю, и в других областях. Мы сейчас вовремя закроем все отпускные, чего до 2010-го никогда не было. Помимо всего прочего, продолжаем строить музеи и детские садики. Приглашаю вас на кинофестиваль, который получил признание в мире, в Голливуде, и на другие культурные мероприятия, которые постоянно проходят под эгидой Одесской обладминистрации, а их более пятисот.
Громкий и скандальный проект LNG-терминала в области окончательно заглох?
Это вопрос к господину Каськиву, но я не считаю, что этот проект закончен.
Последствия жуткого урагана уже удалось устранить?
Я бы хотел отметить работу власти: то, что произошло в Одессе, было страшно. Тем не менее, очень быстрыми темпами все удалось ликвидировать. Представьте масштабы – половина Одесской области осталась без света, но все было восстановлено в течение двух с половиной суток, кроме единичных случаев в частном секторе. В Одессе вообще нельзя было проехать по улице ни на машине, ни даже на грузовике или танке, так все было завалено. И за то, что все это было быстро расчищено, я бы хотел поблагодарить военных, милицию, МЧС.
Хочу сказать, что штаб облгосадминистрации начал работу уже через двадцать минут после того, как прошел смерч. Президент был на постоянном контакте, держал под контролем ситуацию в Одессе и по его распоряжению оказывалась вся необходимая помощь. Так что сработано было на твердую четверку, потому что пятерка – это когда уже совсем идеально.
Финансовые последствия уже подсчитали?
Сейчас подводим. С одной стороны, мы можем говорить, сколько надо денег на ликвидацию последствий, с другой – какой ущерб нанесен. На данный момент уже выделено около 36 миллионов на ликвидацию последствий, эти суммы еще уточняются и увеличиваются. Но понятно, что ущерб гораздо выше. Причем деньги выделяются не с областного бюджета, а есть четкое указание Президента оказать всю необходимую помощь Одесской области.
А как насчет ситуации с приближающимся паводком? Насколько все опасно?
Вы сами знаете, что происходит в Западной Европе и как только в Будапеште, Вене распространяется вода, это появляется в Измаиле, Рени. Мы ведем по этому поводу работу с вице-премьером Вилкулом, который уже там побывал и мы оценили ситуацию на месте. Думаю, подготовимся как следует, если произойдет такой вызов природы.
На каком уровне сейчас ваше взаимодействие с мэром Одессы?
Каждый должен заниматься своей работой. Алексея Алексеевича Костусева избрала громада, и его функции и обязанности очень четко прописаны. Чтобы функционировала вертикаль власти, этого взаимодействия достаточно.
Просто много говорят о вашем конфликте.
Вы можете привести хоть какой-то пример? Мы снова говорим об ответственности СМИ за информацию, которую они подают. Даже говорить об этом не буду, потому что это глупость.
А якобы написанное вами письмо Януковичу, в котором вы пожаловались, что Костусев в разгар урагана отдыхал в ночном клубе, – это что было?
Да какое письмо? Я был с Президентом в постоянном контакте по поводу ситуации в Одессе. Если бы мне было необходимо сделать то, о чем вы говорите, мне не понадобилось бы письма писать. Это классическая провокация, на которую не хочется даже отвечать. Если мы будем втягиваться в вещи, в которые нас пытаются втянуть и постоянно что-то опровергать и оправдываться, работать некогда будет. А у нас очень много задач, которые десятилетиями не решались, в медицине, образовании, социальной сфере. Вот чем надо заниматься. Никогда в жизни не буду я оправдываться, тем более было бы в чем. Надо смотреть, как люди оценивают работу мэра, а раздувать скандалы – это путь в никуда. Это все разговоры, которые не имеют под собой никакого основания.
Когда вы пришли работать на Одесчину, вас называли варягом, потому что сами вы с Закарпатья и до этого не имели отношения к этому региону…
А вы спросите у одесситов о степени доверия губернатору и отношении к нему. Вы мне задали провокационный вопрос, но я на вас не обижаюсь. Самую правильную оценку дадут одесситы.
Оппозиция еще не ездила в Одессу со своей акцией «Вставай, Украина». Как, вы считаете, Одесса ее встретит?
А как вы хотите, чтобы встретила? (смеется)
Например, Ирина Фарион жаловалась, что ей конференц-зал не предоставили для презентации книжки.
Я слежу за многими вещами, которые пишут про ту же Фарион и всех остальных, и мне смешно. Им нужен информационный повод, что власть что-то не дает, мешает, а власть этим, поверьте, не занимается, по крайней мере, в Одесской области. Ну, поймите – приедет Фарион, которая имеет пять человек сторонников, информационной поддержки никакой не будет, так кто будет об этом знать? Поэтому нужно поднимать шум – это чисто технология даже не оппозиционных, а чужих нашей памяти и нашим ценностям политических сил. Вы меня просто рассмешили – чтобы губернатор занимался Фарион.
Фарион я в качестве примера привел, но приедут же все оппозиционеры.
Да пусть приезжают, какие проблемы. Мы живем в демократическом государстве, каждый имеет право высказывать свое мнение – и мы очень ценим это достояние. Не нужно искусственно повышать статус акции. Эти же оппозиционеры все были при власти, и я, став губернатором в 2010-м, видел, что они оставили в области. Полное отсутствие власти, расбалансировка, абсолютно заброшенные структурные подразделения, непрерывная война между всеми структурами… Поэтому я только с улыбкой реагирую на всех этих людей.
Вы довольны тем, как многочисленные представители Одесчины лоббируют интересы региона в парламенте?
Лоббируют. Мы проводим с ними совещания, где поднимаем вопросы, которые надо решать. У меня на днях был разговор с народным депутатом Трухановым, чтобы одесская делегация пролоббировала закон о застройщиках. Потому что осталось много недостроев, за которые никто не несет ответственности. Снова повторюсь – нам осталось тяжелое наследство, не мы создали эти недострои, а те, кто сейчас ходит с лозунгами и митингами. У нас сейчас работает большая программа по ремонту и строительству междворовых проездов в Одессе. Понятно, что я попросил депутатский корпус, чтобы они пролоббировали поступление дополнительных финансовых ресурсов на решение проблемы, которой не занимались тридцать лет. А мы это делаем – это к вашему вопросу о деньгах.
Сейчас в Одессе проходят акции протеста против принятия Генплана города. У вас самого какое мнение об этом документе?
Это проблема, которую необходимо решать, потому что без Генплана Одесса развиваться не будет. Но на данный момент я резко отрицательно отношусь к тому, как это выглядит и происходит. Раз появляются протесты, значит, нужно с людьми пообщаться. И прямая обязанность мэра Одессы взять этот важный вопрос на себя и найти «злагоду» в обществе. Нужно встретиться со всеми, изучить предложения людей, объяснить все политическим элитам, общественным деятелям – это и есть работа мэра.
То есть Костусев не справляется со своей работой?
Я вам обрисовал ситуацию так, как она есть. Если я скажу вам как-то иначе, завтра напишут, что губернатор воюет с мэром. Поэтому мы должны делать очень взвешенные оценки. Каждый должен делать свою работу, тогда все будет нормально в стране.
Коментарі — 0