Сценарии выборов: срыв голосования… и 2011-й год!

Сценарии выборов: срыв голосования… и 2011-й год!

Дата следующих выборов Верховной Рады Украины, превратившаяся на днях в предмет ожесточенных дискуссий - остается неопределенной.

Дата следующих выборов Верховной Рады Украины, превратившаяся на днях в предмет ожесточенных дискуссий – как парламентских, так и непарламенстких, до сих пор в сущности остается неопределенной.

С уверенностью сказать, когда именно на покой уйдет Верховная Рада шестого созыва, пока не может никто. Зато уже сегодня понятно, что назначать эту дату будет отнюдь не парламент, которому, как это, впрочем, часто случается в последнее время, будет отведена роль освящения уже принятого за него решения. В кулуарах Рады уверены: точку в споре о дате выборов поставит Банковая. И руководствоваться она при этом будет множеством факторов: от оценки ею результатов ближайших местных выборов до обстановки внутри властной команды и предполагаемой реакции на телодвижения официального Киева со стороны цивилизованного Запада.

Так или иначе, на слуху сегодня – несколько дат…

-- 27 марта 2011 года

О резонах, которые могли бы подвигнуть Януковича и его друзей назначить выборы уже на весну следующего года, «Главком» уже писал. Тем не менее, вкратце напомним читателю о том, чем именно устраивает Партию регионов эта дата.

Во-первых, именно она, похоже, больше всего подходит под описание «логичная» и «законная». Если уж Конституция в редакции 1996 года возобновила действие в части, описывающей полномочия парламента и главы государства, то совершенно непонятно, почему она не действует в той части, в которой речь идет о проведении очередных парламентских выборов в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады. В нашей стране до сих пор не принят ни один закон, отменяющий обязанность Центральной избирательной комиссии объявить о старте избирательного процесса за 125 дней до 27 марта 2011 года – то есть, 22 ноября уже этого, 2010 года.

Что характерно, законность даты проведения выборов в 2011 году не так давно признавал Владимир Литвин. Более того, он, кажется, даже пугал ею депутатов, имеющих не очень высокие шансы пройти в Раду следующего созыва. Однако, признаем, о выборах-2011 Литвин говорил еще до принятия Конституционным судом решения об отмене политреформы, еще будучи уверенным, что первую скрипку в изменении Конституции будет играть парламент. После 1 октября Владимир Михайлович может лишь с унынием взирать на рейтинги блока своего имени и прилагать всех усилий, чтобы действующая Рада оставалась таковой как можно дольше.

Во-вторых, Партия регионов наверняка не упустит случая воспользоваться известной поговоркой «Куй железо, не отходя от кассы». Отличный результат, который «бело-синие» получат на местных выборах (а оснований считать, что он не будет таковым, с каждым днем все меньше и меньше), вкупе с безрадостной рейтинговой динамикой Партии регионов (как ни странно, эти два фактора вовсе не противоречат друг другу) могут подтолкнуть властную политсилу к походу на парламентские выборы как можно скорее. Считается, что весна следующего года – этот последний срок, когда использовать мантру «Во всем виновата ВОНА» будет все еще не очень стыдно. А рейтинги регионалов не упадут ниже того плинтуса, который бы не позволил сколотить в Раде большинство с использованием традиционной лояльности власти со стороны мажоритарщиков (целесообразность возвращения Украины к смешанной системе выборов парламента сейчас, по сути, уже даже не обсуждается).

Заметим, что начавшийся вчера новый процесс внесения изменений в Конституцию (главной целью которого является назначение в Переходных положениях даты парламентских выборов на 2012 год) сам по себе свидетельствует о том, что коалицианты осознают: законной и логичной датой проведения выборов является все-таки 2011 год. Правда, на диктофон никто из них в этом не признается. Регионалы в ответ на вопрос о дате выборов либо лучезарно улыбаются и сообщают: «Ее определит Верховная Рада», либо так же лучезарно улыбаются и кивают: «Конечно, 2012-й год. Необходимое законодательное «прикрытие» будет обеспечено».

Что ж, легитимизировать проведение выборов в 2012 году действительно можно, и вчера парламент сделал первый шаг на этом пути, направив в КС проект конституционных изменений. Что Раде нужно делать дальше? Сначала – изменить закон о парламентских выборах, сократив срок избирательной кампании до 50 дней (чтобы избавить ЦИК от необходимости запускать избирательный процесс в конце ноября и перенести начало кампании на начало февраля, когда, по идее, Конституция уже будет изменена). Для этого коалиции нужно 226 голосов, и они у нее есть. Дальше – до конца этой сессии еще раз проголосовать простым большинством за вернувшийся из КС проект. Затем – и это самое интересное – в первую неделю февраля следующего года, за несколько дней до начала избирательной кампании, необходимо будет 300 голосами проголосовать за изменения в Основной Закон во втором чтении, передвинув тем самым выборы на полтора года.

Уверены ли мы в том, что эти триста голосов в парламенте найдутся? Отнюдь. И дело тут даже не в том, что численность «официальных» членов коалиции пока не достигла этого количества (за продление своих полномочий ближе к февралю будут готовы голосовать даже пламенные оппозиционеры, считают в «Регионах»), а в том, что саботировать это голосование могут сами регионалы. К озвученным выше резонам проводить выборы в марте 2011-го для них добавляется еще один: настолько короткий срок избирательной кампании дает более чем ощутимую фору именно партии власти (тем более – готовящаяся к этим выборам загодя).

Нельзя сказать, что к такому сценарию не готова оппозиция: вчера о нем с парламентской трибуны вещал нунсовец Руслан Князевич. Но это не отменяет того прискорбного факта, что в данном случае от противников власти, пожалуй, ничегошеньки не зависит. День, в который Партия регионов, по сути, единолично примет окончательное решение, в 2011-м или в 2012-м проводить парламентские выборы, наступит лишь в начале февраля следующего года.

-- 28 октября 2012 года

Впрочем, не будем спешить обвинять регионалов в двурушничестве. Дата выборов, прописанная в отмененной КС редакции Конституции (последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий ВР) и перенесенная в утвержденный вчера проект конституционных изменений, тоже имеет для власти свои плюсы.

Первый и самый неоспоримый из них: регионалов абсолютно устраивает нынешняя конфигурация парламента. Коалиция работает, как часы. Влияние младших партнеров по большинству – коммунистов и «литвиновцев» – сведено к минимуму благодаря участию в работе большинства «тушек». Создание конституционного большинства сегодня кажется делом времени – но, впрочем, концентрировать триста голосов для решения каких-либо стратегических задач сейчас никому особо и не нужно.

А что получат регионалы на выходе, точнее на входе в парламент, проведя выборы в 2011-м? Мощную фракцию Сергея Тигипко, который опять начнет просить пост премьера? Уменьшение под куполом Рады числа бютовцев, зато возвращение в зал парламента Юлии Тимошенко и Александра Турчинова? Многочисленный отряд мажоритарщиков, часть из которых не выразит желания приобщиться к работе конструктивного большинства немедленно? Нет, привести их туда стройными рядами – это дело техники, но ведь это дело сопряжено с приложением лишних усилий и произведением определенных материальных трат… Так не проще ли оставить в живых нынешний парламент до 2012-го?

Тем более что, напомним, первый шаг на этом пути уже сделан. В феврале нужно всего лишь довести работу с оппозицией до логического завершения и изыскать необходимые полсотни голосов для результативного утверждения конституционных изменений во втором чтении. Сделать это и вправду может оказаться не так уж и сложно, учитывая, что немалая часть нынешних противников режима прекрасно осознают, что получить кресло в парламенте следующего созыва им не светит.

Пожалуй, единственный вопрос, который в этой связи нужно будет решить регионалам, – это то, как быть с их рейтингами, которые уже сегодня демонстрируют тенденцию к снижению, а в случае, если «улучшения жизни уже сегодня» не будет происходить и в дальнейшем, то и вовсе, вполне возможно, обвалятся.

На этот вопрос имеется два варианта ответа. Первый: вполне укладывающееся в украинский менталитет «Как-то оно будет». Оппозиционеры уточняют: конечно, будет. За полтора года можно произвести зачистку политического поля от конкурентов, искоренить свободную прессу и действительно подойти к выборам-2012 во всеоружии. Регионалы отрицают: как раз через год, мол, будут видны первые положительные результаты реформ Януковича, и за это осенью 2012-го народ отблагодарит политсилу любимого Президента по полной программе.

Второй вариант ответа более неожиданный. Но ведь и в самом деле, чего мы на этой Партии регионов зациклились? Глава государства, не связанный коалиционными обязательствами ни с одной политсилой (спасибо новой Конституции), вполне возможно, возьмет курс на собственную департизацию («Главком» об этом, кстати, уже писал).

В результате, на выборы 2012 года условный «лагерь власти» может пойти несколькими колоннами партий-сателлитов, в числе которых могут оказаться и «Сильная Украина» Сергея Тигипко, и Аграрная партия Виктора Слауты, и другие технические и не очень проекты, и, конечно же, изрядно захиревшая к тому времени Партия регионов – почему бы и нет?

К слову, именно этот сценарий вполне подходит самой влиятельной ныне на Банковой «группе Фирташа–Левочкина», которая контролирует Администрацию Президента, но имеет довольно шаткие позиции в президентской партии. Разрыв сиамского близнеца, в которого срослись Виктор Янукович и Партия регионов, и распределение президентской благодати между несколькими политсилами, часть которых будет контролироваться «фирташевцами» – стратегическая задача, решить которую до 2012 года, кажется, вполне реально…

-- 2015 год

Называть конкретную дату парламентских выборов, если они будут перенесены на 2015 год, называть попросту нет смысла – плюс-минус полгода в этом случае уже не имеют ровным счетом никакого значения.

Концептуальное обоснование такого шага в последний раз мы, по сути, услышали от Виктора Януковича во время его недавнего визита во Францию. В ходе выступления в Парижском институте международных отношений он заявил: «Я хочу упорядочить выборы, чтобы выборы Верховной Рады и Президента обязательно происходили в один год, только были на полгода разнесены во времени – сначала выборы Президента, потом – парламента».

Перипетии украинской внутренней политики французов традиционно интересуют мало. Наверно, именно поэтому никто не уточнил у Виктора Федоровича, каким именно способом он хочет добиться достижения этой цели: то ли укоротить свои полномочия и пойти на выборы вместе с парламентом, скажем, в 2011 году, то ли продолжить полномочия Рады и провести обе кампании в 2015-м.

Впрочем, наивно предполагать, что какой-либо властный орган нашей страны способен добровольно укоротить свои полномочия. Посему еще несколько месяцев назад в кулуарах парламента начали поговаривать о планах продления каденции нынешней Верховной Рады до 2015 года.

Как может выглядеть сценарий практической реализации этого шага? Для начала парламент должен внести изменения в Переходные положения Конституции, назначив парламентские выборы на 2012 год. Далее – Президент должен инициировать общественную дискуссию на тему того, как перманентная избирательная кампания разрушительно действует на климат в государстве, рост ВВП и просто самочувствие маленького украинца. Единственный выход – реализация предвыборного (и послевыборного) обещания Виктора Федоровича о проведении всех выборов в стране в один год. Апофеозом этой общественной дискуссии вполне может стать всеукраинский референдум, результаты которого развяжут руки власти и запустят новый конституционный процесс, который необходимо будет начать осенью следующего года, а закончить – аккурат в феврале 2012-го, за несколько дней до предполагаемого старта кампании парламентских выборов.

Этот сценарий можно было бы считать утопическим, если бы не постоянные напоминания о целесообразности совмещения сроков выборов, звучащие из лагеря регионалов (в том числе и в ходе вчерашних дебатов по поводу нового проекта конституционных изменений). Посему – если власть будет действительно заинтересована в том, чтобы нынешний парламент не ушел на покой и в 2012-м, она вполне сможет продлить его бренное существование еще на три года.

Какие предохранители такому фантасмагорическому развитию событий имеются в Украине? Шестигодичной давности решение Конституционного суда, запрещающее органам государственной власти собственным решением продлевать свои полномочия? С недавних пор надеяться на то, что КС может дважды принять одно и то же решение по одному и тому же вопросу, стало попросту наивно. Протесты оппозиции и активной общественности? Возможно, но смогут ли они перещеголять по количеству и качеству освещения СМИ с многотысячными манифестациями в поддержку переноса парламентских выборов на 2015-й с лозунгами «Верните стране спокойствие!» и «Стабильность превыше всего!»?

Более-менее весомым фактором, могущим повлиять на власть, коль уж она примет решение о «сценарии-2015» может стать разве что мнение Запада. Считается, что там могут проглотить даже массовые злоупотребления на местных выборах – их вполне можно представить как сумму локальных эксцессов, не имеющих системного характера. Но к злоупотреблениям на общенациональном уровне, равно как и к более, чем дискуссионному продлению парламентом собственных полномочий в полтора раза там вряд ли отнесутся спокойно.

С другой стороны, обструкция со стороны Запада, в которую может попасть украинская власть после принятия такого решения, с лихвой будет компенсирована ее сближением с Востоком. Таким сближением, по сравнению с которым нынешнее потепление отношений с Кремлем покажется всем нам цветочками. А готовы ли мы, положа руку на сердце, ручаться за то, что именно такой сценарий не является желаемым, по крайней мере, для части нашей нынешней политической элиты?..

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: