«Избирателям и не нужно знать, как будут считаться их голоса», - уверен соавтор нового закона о местных выборах
За несколько дней до даты местных выборов среди избирателей царит растерянность. Даже если они уже и определились, за кого голосовать, многие так и не осознали до сих пор премудростей новой системы «открытых списков». Согласно недавнему исследованию сети «Опора», подавляющее большинство опрошенных просто не знают о смене избирательной системы и о том, чем новые правила принципиально отличаются от старых. Также новая форма бюллетеня интуитивно непонятна для большинства избирателей.
Надо ли отдельно голосовать за партию и каждого отдельного кандидата? Кто из кандидатов пройдет, а кто нет? Сколько будет бюллетеней и как они будут выглядеть? По большому счету, проводить просветительскую кампанию в этом направлении обязано государство, но теле-, радиоэфиры и улицы городов плотно забиты партийной и кандидатской агитацией с кондовыми лозунгами, а отнюдь не объяснением механизма предстоящего голосования. Хотя времени до воскресенья осталось не так много, еще раз обратим внимание на ключевые новации грядущих выборов.
-- Как голосовать?
В большинстве областных центров избиратели получат три бюллетеня – на выборы мэра, в горсовет и облсовет. В тех облцентрах, где еще сохранились райсоветы, – четыре бюллетеня, а больше всего «повезет» жителям столицы – ни в облсовет, ни в райсоветы они депутатов выбирать не будут, поэтому ограничатся двумя бюллетенями.
На выборах в сельские и поселковые советы все еще сохраняется привычная мажоритарка. Все, что выше, – пропорциональная система с теми самыми «открытыми списками», в которых не все до сих пор разобрались. Если с мажоритаркой и выборами местных голов все понятно – ставишь галочку напротив фамилии выбранного кандидата (который может выдвигаться как от партии, так и быть самовыдвиженцем), то бюллетени в рай-, гор- и облсоветы будут выглядеть несколько непривычно.
На этих выборах все кандидаты (кроме сельских и поселковых советов) привязаны к конкретным партиям, самовыдвиженцы – вне закона. Название местной организации партии в списке – ключевой элемент бюллетеня. Все партии в списке будут пронумерованы согласно жеребьевке, а их названия будут выделены прописными буквами. Понятно, что списки участвующих в выборах партий, а, соответственно, и их нумерация будет отличаться в зависимости от региона и конкретного местного совета.
После каждого названия партии уже обычным шрифтом в скобках будет стоять ФИО первого номера списка, а вслед за ним через дефис – ФИО кандидата, который баллотируется от этой партии от конкретного округа. Кстати, тестирования показывали, что именно наличие двух фамилий запутывало голосующих – мало кто мог догадаться, кем же оба указанных друг другу приходятся.
Галочку в бюллетене нужно поставить лишь одну – напротив названия партии, она же одновременно будет засчитана и за партийного кандидата с этого округа. Проголосовать отдельно за кандидата, если вам нравится он, но не нравится партия, не получится. Равно как и наоборот. Партии имеют право не выдвигать на округе кандидата, чем активно пользуются, в основном, партии второго-третьего эшелонов, у которых просто нет столько человеческих ресурсов – тогда в бюллетене значится только название партии и фамилия ее первого номера. В таком случае ваша галочка улучшит лишь позицию партии «в общем зачете», но не повлияет на распределение кандидатов, если она попадет в местный совет.
Авторами принятого Верховной Радой закона о местных выборах являются депутаты Вадим Денисенко, Сергей Алексеев (Блок Порошенко), Игорь Попов, Юрий Чижмарь (Радикальная партия) и Елена Ледовских (Народный фронт).
-- Как будут считать?
«Для избирателей голосование не меняется – они ставят одну отметку напротив и фамилии, и названия партии, – говорит соавтор закона о местных выборах «радикал» Игорь Попов. – Слышал, что проводились фокус-группы, когда у избирателей спрашивали, знают ли они, что такое голосование с преференциями, и формулу, по которой будут подводиться результаты. Конечно, избиратели сказали, что не знают, и это было выдано за шокирующую новость. Но избирателям этого знать и не нужно».
Тем не менее, как раз запутанность подсчета голосов может дискредитировать всю систему «открытых списков» в глазах рядовых избирателей. Поэтому неплохо бы сразу объяснить им все подводные камни выбранного парламентариями варианта системы.
Сначала, как и раньше, будет посчитано общее количество голосов, отданных за ту или иную партию, – и будет определено, попала ли она в местный совет, преодолев необходимый 5%-й барьер. Далее – подсчитывается, на сколько мандатов в конкретном совете может рассчитывать фракция этой партии. Если, к примеру, она проводит десять депутатов, то первый номер списка, указанный в бюллетене, получает свой мандат автоматически, а остальные девять мандатов распределяются между кандидатами от партии, получившими лучшие результаты в процентах на своих округах.
Уже можно прогнозировать, что такая система приведет к массе недоразумений – избиратели столкнутся с ситуацией, когда занявший первое место на их округе кандидат может оказаться ни с чем, если его партия не преодолеет 5 %-й барьер, либо он наберет меньше, чем конкуренты-однопартийцы с других округов. Грубо говоря, какой-то округ может делегировать в местный совет сразу нескольких депутатов, а какой-то – ни одного. Это – издержки варианта «открытых списков», прописанного в действующем законе, но их надо было объяснять заранее.
Как и заранее «натаскивать» по новым правилам членов избирательных комиссий.
Заместитель главы ЦИК Андрей Магера сетует на то, что на их обучение было не так много времени: «Не надо забывать, что закон о местных выборах был введен в действие за месяц до начала избирательного процесса. Невзирая на такие короткие сроки, все-таки нам удалось вместе с координатором проектов ОБСЕ в Украине наработать необходимые материалы для членов избирательных комиссий и провести соответствующие тренинги. Основное внимание уделялось регистрации кандидатов, отмене регистрации, а также действиям комиссий в день голосования, подсчету голосов и установления результатов выборов. Из-за нехватки времени упор делался только на самые основные и важные моменты.
Проблема в том, что есть текучка кадров в комиссиях, и многие люди, которые пришли позже, не проходили это обучение. Поэтому относительно их подготовки есть вопросы. Но менять своих представителей в комиссиях – это право партий».
Что касается грамотности населения, то Магера упоминает о выпущенных социальных роликах с объяснением процесса голосования: «Проблема в том, что в бюджете не заложено ни одной копейки на социальную рекламу. В связи с этим мы обращались к коммерческим телеканалам, чтобы они по умеренным ценам разместили эту информацию за счет наших европейских партнеров. Но насколько это широко распространялось, мне сложно сказать».
Судя по результатам предвыборных соцпросов, до большинства избирателей достучаться не удалось.
«Не было просветительской работы как со стороны администраторов избирательного процесса, так и политических партий, которые должны были бы быть заинтересованы в этом, – констатирует координатор избирательных и политических программ гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская. – Граждане не разбираются в избирательной системе, причем не понимают не только последовательность способа распределения мандатов, что, может, для них не так и важно, но и даже форму бюллетеня. Мы столкнулись с тем, что они просто не знают, что означают две фамилии напротив названия партии – и это приведет к тому, что выбор будет неосознанным. В результате избиратель будет ориентироваться не на фамилии кандидатов, а исключительно на партийные бренды. То есть это та же пропорциональная система, которую нам пытались подать под видом открытых списков. Конечно, времени для разъяснительной работы мало, но Верховной Раде ничто не мешало принять закон о местных выборах раньше – ведь это очередные выборы».
Айвазовская прогнозирует, что пришедшие на участок будут обращаться за разъяснениями к членам комиссий, что приведет к очередям и проблемам в самих помещениях для голосования. В итоге, процесс волеизъявления затянется.
Многие эксперты (и даже глава ЦИК Охендовский) уже выразили надежду, что нынешняя система выборов окажется «одноразовой», а к следующим местным выборам, которые планируются через два года, удастся наработать новый проект, с учетом уже набитых «шишек». Но если новый закон снова будет принят впритык к избирательной кампании, то и следующие выборы грозят превратиться в такую же профанацию, какую мы увидим в это воскресенье.
Коментарі — 0