Россия потеряла больше, чем приобрела
Путинской России было куда падать
Подводя итоги 2014 года с опаской смотрит на наступающий год:
– Путинской России очень даже было куда падать – и как раз ожиданием этого падения были вызваны митинги 2011–2012 годов.
Ясно было, что без внешней экспансии не обойдется, что авторитарному режиму всегда нужны военные действия (и губят его чаще всего военные поражения), что проблемы не решаются, а откладываются, а кумулятивного эффекта никто не отменял. 2014 год все эти прогнозы с блеском подтвердил, но, конечно, это не тот блеск, которому радуешься.
За этот год Россия потеряла Украину, хотя приобрела Крым и, более того, потеряла Запад, который лишился последних иллюзий относительно путинской договороспособности. За этот год российское население внезапно потеряло от трети до половины своих сбережений, если умудрялось что-то сберегать. За этот год страна успела испытать патриотическое опьянение с воплями «Крым наш!», «На Киев!» и «На Брюссель!» и тяжелое декабрьское похмелье.
Но главное, что именно в результате действий России (хотя главную славу и ответственность пытается приписать себе Игорь Стрелков) в Донбассе и в Луганске разгорелась полновесная война. Антитеррористическая операция на Украине началась в ответ на захваты зданий и оружия в самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Никто с оружием не пришел бы в Донбасс и в Луганск, чтобы истреблять русскоязычное население после Майдана, и даже Стрелков признает, что сам принес войну на эту землю. Тысячи человек – о точных цифрах спорят – погибли в войне, развязанной «по зову сердца» (выражение из последней путинской пресс-конференции).
Война в центре Европы – это казалось бредом еще год назад; война России с Украиной – это и сейчас кажется бредом.
Но поток бреда вообще захлестнул всю российскую пропаганду, давно заменившую информацию; российские ток-шоу давно превратились не в оруэлловские пятиминутки, а в соловьевские и толстовские часы ненависти. Дмитрий Киселев опустил планку ниже погреба. Достойным финалом года стала просьба прокуратуры приговорить братьев Навальных к десяти и восьми годам соответственно за преступление, которое так и не сумели доказать, и сразу после этого Роскомнадзор потребовал блокировать все сайты, где есть фамилия «Навальный», – лишь бы 15 января, к моменту оглашения приговора, люди не вышли на Манежную.
То есть один плюс налицо: они боятся. Но, как известно, именно те, кто боится, успевают перед заслуженным крахом унести с собой как можно больше народу.
Коментарі — 0