От скандала с «Тангейзером» до... запрета Библии?
В Новосибирске произошло одно из самых символичных событий позднепутинской эпохи – не значимых, нет, но именно символичных.
В Новосибирске произошло одно из самых символичных событий позднепутинской эпохи – не значимых, нет, но именно символичных. Директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича уволили после скандальной постановки оперы «Тангейзер», осуществленной главрежем знаменитого театра «Красный факел» Тимофеем Кулябиным.
В свои 30 лет Кулябин – один из самых титулованных режиссеров поколения, пять раз номинированный на «Золотую маску» и один раз ее получивший (спецприз жюри «За современное прочтение классики»). «Тангейзер», поставленный им, успел получить премию «Музыкального обозрения». «Тангейзер» удостоился восторженных похвал ведущих музыкальных критиков.
Но я не о спектакле сейчас, а о том, что директор театра уволен решением Министерства культуры за отказ снять постановку и вообще за доведение ситуации до конфликта. Чувства верующих были оскорблены, а директор не смог или не захотел уладить конфликт. Он вышел наружу. Начались «молитвенные стояния» верующих и открытые письма неверующих.
Мездрич, повторяю, уволен не за спектакль, а за скандал. Точно так же в свое время одновременно уволили министра культуры Соколова и руководителя Агентства по культуре и кинематографии Швыдкого – за конфликт, прорвавшийся в прессу, сопровождавшийся взаимными обвинениями, открытыми письмами и т.д. В результате Мездрич, заслуженный работник культуры России, уволен, и этот факт так потряс вступившуюся за спектакль театральную общественность, что о своем возмущении заявил даже лояльнейший из лояльных руководитель СТД Александр Калягин, от которого никто никогда не добился протестной подписи или хоть резкого слова о происходящем в стране.
А на место Мездрича пришел Владимир Кехман, возглавлявший до того Михайловский театр в Санкт-Петербурге и уже назвавший кулябинского «Тангейзера» оскорбительным для православных христиан проявлением «нечестия».
У Кехмана довольно, скажем так, сложная репутация. Не говорю «плохая», чтобы его не оскорбить: скажем так, сложная. Ведь это еще не оскорбление, да? А у Мездрича она – безупречная. Как и положено человеку со, скажем так, сложной репутацией, Кехман глубоко оскорбляется нестандартными художественными решениями, а Мездрич, как и положено профессионалу, не собирается оспаривать свое увольнение.
Спектакль пока остается в репертуаре. Кехман его, вероятно, снимет, хотя главный повод для скандала – плакат с распятием на фоне лона Венеры – уже заменен пустым листом. Как справедливо заметил Андрей Кураев, в Библии есть фраза: «Рече безумен в сердце своем: «Несть Бог» (Пс. 13, 1). Значит ли это, что следует запретить Библию за пропаганду атеизма? Многие верующие наверняка были бы оскорблены; беда в том, что они не открывают Библию.
Источник: http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20150330-bykov-ot-skandala-s-tangeyzerom-do-zapreta-biblii
Коментарі — 0