Дмитро Галко Журналіст

Донецк схватился за горячий утюг

Донбасс запутался в поисках спасения.

Поздним воскресным вечером в Донецке мало что напоминало о победоносном завершении судьбоносного, по мнению организаторов, референдума «о самоопределении Донецкой народной республики». Мне на глаза попался всего один агитплакат с призывом сказать «да» государственной самостоятельности ДНР, где чьей-то рукой было дописано слово «нет». Дядя, который снимал поврежденный плакат на мобильник, заметив меня, сказал полном комического трагизма голосом: «Смотрите, что натворили ... сволочи». Он был одним из немногих горожан, которые так переживали за результат референдума, что спать не могли. Многотысячных уличных гуляний со смехом, шутками и весельем не наблюдалось. Пустовала колыбель центробежного движения - площадь Ленина. Даже около областной администрации, ныне главного штаба ДНР, собралось всего несколько сотен человек, да и те в полусонном состоянии смотрели постоянно включенный российский телеканал.

Из здания территориальной избирательной комиссии распаренные, словно из бани, выходили хорошо знакомые белорусскому избирателю тетушки, которые обеспечивают элегантные победы - с мощными задницами, начесом, заботливым домашним видом и мыслями о борще, который должны приготовить для семьи на завтра.

Это могло бы напоминать какие-либо заштатные, никому не интересные выборы неизвестно кого неизвестно куда в Беларуси. Но вот привезли очередную порцию бюллетеней. Из здания выскочила группа людей в камуфляже, балаклавой и разнокалиберным оружием, чтобы забрать их. Впрочем, напряжение, вызывающее их появление, быстро сменилось сдавленным смехом у всех, кто за этим наблюдал. Они комично петляли, подпрыгивали, приседали, куда-то целились ... Хихикая в тихой пустоте воскресного вечера, домашние тетеньки с начесами переговаривались между собой: "Вот уже, не наигрались в Зарницы".

Одним словом, исторического величия момента не ощущалось. Увиденное совсем не вязалось с бравурными цифрами: явка - 75%, «за» государственную самостоятельность ДНР - 89% . Поэтому на следующий день, 12 мая, в понедельник, я решил пообщаться с людьми на донецких улицах по поводу их участия в референдуме. Ходили ли они голосовать, как проголосовали и почему именно так.

Вместе с моим коллегой Олегом Суховей, недавно уволенным из « The Moscow Times» в рамках патриотической чистки рядов от неблагонадежных элементов, мы потревожили 70 прохожих : многодетных домохозяек, парикмахер, шахтеров, автослесарей, инженеров, ученых, юристов, экономистов и других самых разных людей. После чего Олег, который очень сочувствует Украине, сказал: « Мои бандеровские иллюзии развеялись ... »

Иллюзией было бы считать результаты проведенного референдума сплошным пшиком и фальсификацией, которая была нужна кучке вооруженных бандитов, тогда как мирным жителям Донбасса нужна единая и неделимая Украина. Почти половина опрошенных, 48,6%, если быть точным, голосовали на референдуме "за" государственную самостоятельность ДНР . «Против» проголосовали всего 2,7%. По разным причинам не принимали участия в голосовании 23%. Наконец, отказались отвечать на вопросы 25,6%.

У моего коллеги был большой соблазн причислить всех «отказников» в число тех, кто проголосовал бы «против», ведь страх отвечать мог быть только у тех, кто боялся попасть в черный список ДНР . На самом деле мотивы скрывать свое отношение к референдуму были разные. По крайней мере несколько человек проговорились, что они боятся или пресловутого «Правого сектора», или киевской власти, которая может их наказать за сепаратизм.

В общем, люди в Донецке сильно напуганы. Одна женщина сказала: «Я вам сейчас что-нибудь отвечу не то, а сзади человек с винтовкой ... » Но, по моему субъективному мнению, те, кто все-таки отвечал, отвечали искренне .

Другой иллюзией было бы думать, что все, кто голосовал на референдуме «за», голосовали за присоединение к России . Таких оказалось меньшинство. Остальных лидеры ДНР, которые уже заявили о планах быстрого вхождения в состав Российской Федерации, просто использовали втемную.

Еще меньшее количество голосовали за создание независимой Донецкой республики. Большинство опрошенных отмело эту идею как непродуманную, нежизнеспособную и абсурдную.

Кто-то говорит об автономии в составе Украины, кто-то хочет докричаться до Киева, что мы здесь другие, полюбите нас черненькими, кто-то обвиняет центр во всех смертных грехах и говорит о невозможности дальше жить под его властью. Но в основном люди голосовали за то, чтобы «все это наконец закончилось». Поэтому они и не праздновали свою победу вместе с вооруженными «ополченцами» . Поскольку хотели, чтобы те тоже вдруг закончились.

Насилие, кровь и безобразие страшно напугали их. И они в отчаянии схватились за мирный инструмент решения проблем, который предложили поджигатели войны.

Может, хотя бы Россия принесет нам мир?», - неуверенно спросил нас самих парень - рабочий. Он и сам мало верил в это. Только другие альтернативы казались ему совсем призрачными.

Многие не считают, что именно Россия принесла им войну, так как привыкли безоглядно ее любить. Многие это понимают, но склоняются к ней просто потому, что она сильнее. «Что уж тут поделаешь, даже Штаты страшатся на Россию лезть», - выразился один таксист .

Да, Донбасс запутался в поисках спасения. Он схватился за горячий утюг, не увидев протянутой руки. Но почему не увидел: плохо смотрел или потому, что ее не было? Бессмысленно спорить по этому вопросу, лучше протянуть руку еще раз. Иначе за горячий утюг придется держаться всем.

Перевод: Радио «Эхо Москвы»

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: