Дмитро Галко Журналіст

Если украинцы не смогут отстоять свою страну, то ...

Если бы вы в эти дни решили посетить Украину, чего бы вы боялись? Не в смысле личной безопасности, а как человек, который сочувственно следил за развитием событий в течение последнего года.

Если бы вы в эти дни решили посетить Украину, чего бы вы боялись? Не в смысле личной безопасности, а как человек, который сочувственно следил за развитием событий в течение последнего года. Возможно, вы боялись бы увидеть усталых, разочарованных и испуганных людей. Которые пристально всматриваются в смену цифр на табло с курсами валют и заняты спасением своих сбережений. Уклоняются от разговоров о политике или глухо ворчат, выражая глубокую неудовлетворённость. И хотят только одного, любой ценой - стабильности. Очень печальное зрелище, не так ли? Оно означало бы, что обществу действительно нужны кнут и пряник. Все жертвы сразу стали бы выглядеть тщетными, а стремление обрести свободу и сохранить достоинство - пагубным.

-- «Если украинцы не смогут отстоять свою страну, то ...»

Признаюсь, именно это я ожидал и боялся увидеть - опустившие руки украинцы станут отрицательным примером для белорусов и для самих себя. По дороге на секунду показалось, что этого боятся все вокруг, когда гомельчанка на соседнем сидении сказала: «Если украинцы не смогут отстоять свою страну, то ...» Она сделала театральную паузу, во время которой я успел додумать за неё концовку - «нам всем тогда хана». Но настоящее продолжение заставило меня углубиться в невесёлые раздумья. Гомельчанка закончила свою фразу: «... тогда её захватят американцы и всякие бандиты».

Сказала торжественно и победоносно, с сознанием своего превосходства - сама она никогда бы до такого страну не довела. Ведь она не стала бы кусать руку, которая хотя и держит в стойле, но и кормит. И ей «все эти европы без надобности». Даже, представьте себе, «за миллиард денег». Последнее гомельчанка сказала так, словно ей буквально несколько минут назад этот «миллиард денег» предлагали за принятие «европ» в своё сердце. Она же отклонила их таким жестом, как на известном советском плакате, где простой советский сверхчеловек с видом истинного арийца с нордическим характером решительно отказывается от рюмки с водкой.

Потом женщина долго рассказывала, что украинцы «наелись той свободы», осознали, какую ерунду натворили, когда пошли против законной власти и исторически обусловленных связей с Россией. Сейчас ропщут и волосы на себе рвут. Уже совсем скоро, посмотрите, отправят «Потрошенко» на свалку истории, Донбасс победит и поведёт Украину назад, туда, где ей суждено быть, - в лоно «русского мира». Никто не хочет воевать «за американцев». Она точно знает, вон, её племянник из Чернигова приезжал и со слезами просил, чтобы спрятала от мобилизации. А кто-то другой последние десять тысяч долларов отдал, лишь бы откупиться от армии. Одним словом, «скоро всей этой вашей Америке кирдык», как говорится.

-- Чай, канапки и ядерные боеголовки

Не знаю, что там будет с Америкой, а вот украинцы за сделанный год назад выбор ещё поборются. Они уже не раз доказывали, что умеют опровергать наихудшие ожидания. У меня сложилось впечатление, что докажут и сейчас. Сложилось оно из моих личных наблюдений, которые могут вам показаться мелкими, но в меня они вселили оптимизм. Я с вами поделюсь ими, а вы уже смотрите, достаточно ли их для ощущения, что есть ещё порох в пороховницах.

За последний год курс гривны относительно доллара снизился почти в четыре раза. Только за ту неделю, которую я здесь сейчас нахожусь, цифры на табло в обменных пунктах менялись несколько раз. При этом вокруг обменных пунктов не видно привычной для Беларуси картины - кучкующихся наблюдателей, которые следят за меняющимися цифрами, как за напряжённой драмой, охая и ахая. Не очень многолюдны и акции протеста возле Нацбанка с требованием отставки Гонтаревой - они собирают максимум под сотню-другую человек. Тогда как мероприятия, посвящённые годовщине Майдана, честно говоря, неожиданно для меня собрали десятки тысяч человек.

Отсутствие явных признаков валютной паники может быть связано с отсутствием привычной для белорусов зависимости, когда изменение цифр на табло в обменных пунктах автоматически влечёт за собой пропорциональную смену цифр на ценниках. В Украине, в отличие от первых, последние или вовсе не менялись или изменились не очень ощутимо. По крайней мере, платить за проживание в хостеле и питание мне приходится почти столько же, сколько я платил прошлой весной.

И главное - война, она здесь не воспринимается как нечто отдалённое, не твоё личное. Как воспринималась, скажем, в России чеченская война, признаков которой можно было не заметить в больших городах. Обсуждение её слышно повсюду, о ситуации на фронте говорят гораздо чаще, чем о валютных курсах. По телевизору и радио в общественных местах чаще смотрят и слушают не музыкально-развлекательные программы, которые раздражали меня во время Майдана, а общественно-политические. Всё пестрит патриотической символикой, повсюду собирается помощь для фронта. Когда мы со знакомыми ребятами, одетыми в униформу, ехали по своим делам, к нам подходили люди на улице, благодарили, спрашивали, не на фронт ли мы направляемся, предлагали еду и деньги.

В октябре прошлого года я рассказывал о Донецком зенитно-ракетном полку, укомплектованном в основном выходцами из Донбасса, который стоит на защите своей - украинской - земли. Полк праздновал своё 53-летие, но настроение было не совсем праздничным - у них было ощущение покинутости. Теперь же у них есть свой ​​личный ангел-хранитель - хрупкая девушка София Беляева, похожая на сильно уменьшенную копию Надежды Савченко. Она киевлянка, специалист по фондовому рынку. Фондовый рынок сейчас размером с воробьиную душу, Софии скоро придётся искать другую работу, но девушка, как и прежде, продолжает неустанно помогать фронту, превратив свою квартиру в волонтёрский пункт. В частности, обеспечивает бойцов Донецкого зенитно-ракетного полка сладостями, амуницией и даже техническим оборудованием.

Вместе с сыном и знакомым итальянским журналистом мы помогли ей загрузить под завязку две машины для фронта. Вспотели и подустали. София же обычно это делает сама, чуть ли не в одиночку. Представляя меня своим знакомым, она говорит: «Вот человек, который подарил мне целый полк». Другие знакомые, киевлянки Ольга Галченко и Александра Алёшина, почти оправдали шутливую поговорку про волонтёров времён Майдана: «Если попросить их принести ядерные боеголовки, они тебе принесут ядерные боеголовки, чай и канапки». Сейчас девушки пригоняют на фронт военные джипы, машины скорой помощи, и уже обсуждают возможность поставок противотанкового оружия.

-- Оторвёт ноги, а на тебе берцы за 1,5 тысячи

Федор, парень с хипстерской чёлкой, из Молодогвардейска, что под Краснодоном, на Луганщине, у самой границы с Россией, которого я встретил в киевском хостеле, оказался не «ватник» и даже не пофигист, как можно было бы ожидать. Он впервые приехал в столицу - для того, чтобы попасть в волонтёрский батальон. Ждал, пока ему исполнится 21 год, ведь сейчас в добровольцы берут только с этого возраста. В ожидании собеседования Фёдор знакомился с архитектурными достопримечательностями и закупал снаряжение. «Дороговато, конечно. Жалко будет, если ноги оторвёт, а на тебе берцы за полторы тысяч гривен », - шутит он.

Видно было, как парень расстроился, услышав «сам не знаю, де погину» - строчку из песни «Пливе кача», звучавшей на Майдане в минувшие выходные. У него было немало времени, чтобы передумать, но он своего решения не изменил. «Через наш город постоянно колонны российской военной техники заходили, я же их своими глазами видел, а на российских каналах слушал о непричастности России к войне на Донбассе. Вот эта ложь меня больше всего возмутила и подтолкнула к тому, чтобы на фронт пойти. Теперь буду одним из бандеровцев, которыми пугают русских детей», - говорит Фёдор на чистом русском языке, улыбаясь.

-- Земля Киева будет гореть у них под ногами

В сентябре прошлого года, в статье «Война на Донбассе. Нежелезные люди», я упоминал двух своих знакомых с Луганщины, Артёма и Сашу. Тогда они только приехали из зоны боевых действий, где служили в одном из добровольческих батальонов, и были сильно ударены войной. На фронт возвращаться не собирались, подумывали даже уехать из страны, настолько были возмущены в то время неспособностью украинского государства защитить себя. Артём не выдержал, вернулся все-таки к побратимам, сейчас воюет под Мариуполем. А Саша вместе с товарищами участвует в организации курсов «Виживи в условиях вийськової агресиї» в Киеве.

Тот, кто вырос ещё в СССР, наверное, помнит военную игру «Зарница». Эти курсы представляют собой нечто подобное, только адаптированное под реалии российско-украинской войны.

Мы присоединились к седьмому выпуску. До нас уже десятки киевлян - в основном, образованных и обеспеченных - добровольно и за собственные деньги проходили курс молодого бойца. Где никога не жалеют, кем бы ты ни был, гоняют до седьмого пота. Они не собираются уезжать из Киева, хотя и допускают всерьёз, что «гибридные» российские войска могут оказаться и здесь.

«Пусть господина Путина не сильно радует наша сдача Дебальцево и вообще вынужденное отступление. Я объективно оцениваю возможности украинской армии, мы значительно слабее. В случае полномасштабного вторжения можем отступить и дальше, вплоть до столицы. Но он должен знать, что его здесь не ждут с хлебом-солью. И используют пока что мирное время для подготовки сопротивления. Земля Киева будет гореть у них под ногами», - говорит военный инструктор, руководитель курсов.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: