Євген Захаров Правозахисник, голова правління Української Гельсінської групи

Что означает амнистия для сепаратистов

Полная амнистия для людей, которые убивали и пытали, попросту невозможна

На переговорах лидеров «нормандской четверки» было принято решение, что перед проведением выборов по украинскому законодательству боевики должны пройти процедуру амнистии.

Полная амнистия для людей, которые убивали и пытали, попросту невозможна, поскольку оставить без наказания определенные тяжкие и особо тяжкие преступления означает гарантировать, что эти люди будут продолжать заниматься той же деятельностью и впредь.

Судя по тому, что говорил президент Порошенко в своем интервью после саммита четверки, там примерно такое же понимание. То есть речь идет о том, чтобы не подвергать уголовному преследованию тех, кто не совершал преступлений, а просто принимал участие в каких-то сепаратистских акциях, стоял на блокпостах и так далее. Это действительно возможно, а вот полная амнистия – совершенно ненормальный вариант.

Более того, сама формулировка «амнистия» в контексте данного договора звучит весьма странно, поскольку амнистировать можно осужденных, вина которых доказана в судебном порядке; сам факт амнистии говорит о смягчении наказания. Амнистировать же тех, чья вина судом еще не доказана, нельзя. По презумпции невиновности до вступления приговора в силу человек преступником не является. А амнистия для человека, не признанного преступником – бессмыслица.

Поэтому все парижские договоренности, строго говоря, находятся за пределами права. Это исключительно вопрос политической целесообразности, поэтому слово «амнистия» здесь в принципе некорректно применять.

Шанса на реализацию этих договоренностей в нынешних условиях нет. И не потому, что Украина этого не хочет, а потому, что Россия не допустит их реализации.

Конечно, результаты парижского саммита – еще один шаг к миру. От линии разграничения отводят танки и вооружение калибром более 100 мм, и это очень важно. Но ведь остается еще и стрелковое оружие, остаются мины, которые раскладывают сепаратисты и на которых постоянно подрываются наши военные. Кроме того, вдоль границы Украины с Россией есть военные базы РФ, а, значит, все это может полыхнуть с новой силой в любой момент, как только Россия этого захочет, что мы уже неоднократно наблюдали.

К слову, до сих пор все договоренности сопровождались обострениями на фронте. Имела место эскалация после первого Минска, а после вторых переговоров состоялся захват Дебальцево. Поэтому у меня нет уверенности в прочности перемирия, ведь главная причина происходящего – это нежелание Российской Федерации и ее руководства отпустить Украину.

Главная цель всего этого – держать нас в напряжении, не дать нам жить, сделать так, чтобы мы ежедневно тратили более 100 млн гривен на военные нужды, а не на развитие страны. И два созданных Россией очага напряженности в Донбассе, в которых людей перессорили друг с другом так, что трудно себе представить их дальнейшее мирное сосуществование – как те, кто уезжал и вернется, будут жить вместе с остававшимися? – служит именно такой цели.

Этот конфликт затянется надолго: добиться полного мира в регионе - дело десятилетий. Но вся беда в том, что не видно никаких признаков того, что руководство Российской Федерации планирует свою нынешнюю политику изменить. Поэтому я, к сожалению, скептично отношусь к возможности реализации этих договоренностей.

И все же заниматься этим нужно; давно сказано, что худой мир лучше доброй ссоры. Кроме того, любые подобные шаги означают, что стрелять будут меньше, что не будет столько убитых и раненых, а ведь это самое главное.

Источник: Новое время

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: