Ребрендинг списков вернет доверие избирателей?
Идею Юлии Тимошенко объединиться для победы на парламентских выборах, оппозиционные силы поняли по-своему. Формировать одну колонну не стали, зато заключили Соглашение о совместных действиях Объединенной оппозиции. Документ, по сути, декларативного характера, проблемы разногласий не решает и никакой гарантии на успех его «подписантам» не дает.
На Софийской площади в День Соборности Соглашение демонстративно подписали лидеры партий «Фронт перемен» - Арсений Яценюк, «Свобода» - Олег Тягнибок, «Батькивщина» - Александр Турчинов, «УДАР» - Виталий Кличко (но с оговоркой) и главы более мелких партий. Точнее сказать, не подписали, а объявили об этом. Люди это пафосное действо приняли на «ура».
Подписание соглашения в принципе похвально. Среди договоренностей – формирование единого списка кандидатов по мажоритарным округам, согласование общих политических принципов и подходов, отказ от публичной взаимной критики и т.д. Но по сути ничего значительного не произошло: поставить подпись – еще не значит прийти к согласию. Это в рядах нынешних оппозиционеров практически не реализуемо.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев согласен, что надо «проводить процесс объединения, потому что отсутствие манифестов уже означает разъединение». Но от декларативного объединения до реального еще далеко: «Есть несколько оппозиций, они будут самостоятельно участвовать в выборной кампании. Объединенного партийного списка не будет. Организационного единства не будет. Может быть программа единства: единство устремлений и целей. Но пока нет и этого».
Создать и, тем более, сохранить единство только благодаря подписанному под снегом и размокшему (а после, возможно, и отправившемуся в урну) листочку из сценария Дня Соборности оппозиции не удастся. Разногласия могут возникнуть еще на этапе согласования списков кандидатов по мажоритарным округам. «Первая проблема появится, когда будут делать большую шахматку из 225 округов и распределять, кто конкретно, от какой партии в какой округ пойдет», - замечает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По мнению эксперта, позже «будут проблемы в ходе самой избирательной кампании. Окажется, что оппозицию критикуют не только власти, но и отдельные представители вроде бы объединенной оппозиции».
Достаточно послушать обиженного лидера «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, который отказался не только подписать пресловутый документ, но и вернуться в КОД: «Тот проект текста, который мне передали, не имеет никакого отношения к объединению. Это пакт о ненападении. Такое мы можем подписать, но до объединительного документа даже сам КОД еще не созрел». Более того, даже несколько сумасшедший Дмитрий Корчинский, которому на парламентских выборах уж точно ничего не светит, и тот еще до факта подписания заявил, что он за объединение, но представителей от «Братства» по округам согласовывать не намерен.
Владимир Фесенко уверен, что «не все оппозиционные силы пойдут на сотрудничество», а «КОД попытается монополизировать выдвижение единых кандидатов, и будет регулировать этот процесс». Логичной такую ситуацию называет Вадим Карасев: «В политике влияние определяется не потому что ты хороший или симпатичный. За влиянием стоят рейтинги. И у Яценюка, и у Турчинова они больше, чем у Кличко. Кличко пока еще не набрал необходимого веса, чтобы стать центром объединения. Тимошенко, которая могла бы, в тюрьме. Поэтому сегодня действует такой сдвоенный центр объединения вокруг Яценюка и Турчинова, и примкнувшего к ним Тягнибока. Яценюк и Турчинов хоть и претендуют на роль драйверов оппозиции, пока ими не стали. Ядра нет. Все больше выглядит как процессы в ядерном реакторе».
Старший брат - тандем «Александр Турчинов – Арсений Яценюк» - пытается подмять под себя младшего брата (все остальные политсилы). Это можно проследить на ярком примере того, как на День Соборности «подставили» Владимира Кличко.
О том, что лидер партии «УДАР» подписал Соглашение, народу заявили со сцены на Софийской площади. Что же произошло за кулисами? Хитрый Арсений Петрович удачно выбрал момент и подскочил с текстом документа к Владимиру, когда тот общался с прессой: «Предлагаю подписать Соглашение с Турчиновым». Такое публичное предложение иначе как подставой и не назовешь. Даже такой неопытный политик, как Виталий Кличко, мгновенно осознал, что в случае отказа прямо перед камерами автоматически станет врагом оппозиции и, соответственно, народа, и, несмотря на ряд замечаний и несогласий, таки черкнул свое неуверенное «да», но с оговорками.
После праздника партия «УДАР» официально обнародовала эти «оговорки». Виталий Кличко в своем блоге отметил, что «мы настаиваем на том, что единого кандидата от оппозиции должны выбирать люди, а не партийные вожди. Поэтому ошибочным является распределение мажоритарных округов по квотам партий». Лидер Наталья Королевская уже передала Яценюку письмо-решение политсовета УСДУ об участии в объединении, так что подпись г-жа Королевская поставит в ближайшее время. При этом она заявила, что оппозиция должна предъявить ультиматум власти об освобождении Тимошенко и Луценко. К слову, Наталья Королевская в свое время предложила Виталию Кличку публичные дебаты относительно избирательных целей и формата сотрудничества демократических оппозиционных сил во время парламентских выборов. Ведь уже тогда было понятно, что «крупняки» оппозиции попытаются навязать свои правила игры, не обсудив все тонкости объединительного процесса.
«Представители Объединенной оппозиции, в частности Арсений Яценюк, мягко говоря, Кличко подставили, - говорит Владимир Фесенко. – Уверен, что и у Владимира, и у его однопартийцев после того, что случилось 22 января, остались не очень хорошие эмоции в отношении старших товарищей. Скорее всего, мы увидим ситуацию, когда кандидаты Кличко будут самостоятельно бороться за мандаты. В отдельных округах, где он найдет сильных мажоритарщиков, они будут идти отдельно от оппозиции, бороться за свою победу». Да и в самой партии оставили лазейку – возможность проигнорировать решения Объединенной оппозиции, отметив, что «УДАР» будет считать для себя обязывающими только те положения Соглашения, которые не противоречат высказанным оговоркам».
Яценюк и Турчинов, возможно, считают, что, вынудив Кличко подписать Соглашение, они одержали еще одну тактическую победу. Но на этот раз условная победа вполне может оказать не условным поражением. Если только эта ситуация уже стала конфликтной, что же будет дальше? «Представьте, что будет, когда эта оппозиция придет к власти, - размышляет Вадим Карасев, - займет СБУ, разведку, Министерство иностранных дел, Администрации. И представьте, что Тимошенко с ними нет. Готовы они к такому: с митинга во власть? Думаю, нет. В Украине есть оппозиционеры, но нет оппозиции».
Украинские оппозиционеры демонстративно на публике кичатся тем, как дружно им живется. Но распри – и внутри КОДа, и внутри каждой из партий – все равно оказываются виднее. Владимир Фесенко видит проблему в том, что не только в целом на арене, но и внутри политсил не дают дорогу молодым: «Есть конфликт новых и старых в БЮТе. Старые – условно Турчинов. Новые – те, кого выталкивают на обочину, выталкивают из «Батькивщины» - Королевская, Суслов. Андрей Шевченко – пока под вопросом. Но думаю, его не случайно лишили поста председателя в комитете. И заметьте, это произошло не без молчаливого согласия оппозиции. На этих выборах мы увидим не только борьбу власти и оппозиции, но и борьбу политиков в старом и новом лагере».
Все это, несмотря ни на какие подписанные бумажки, только подрывает доверие избирателей. Вадим Карасев уверен, что «избиратель любит, когда объединяются, потому что в объединении – сила. Но нужно не только говорить об объединении, а и максимально действовать в этом направлении. Такой товар избиратель будет покупать лучше, чем товар, в котором просто находятся разные куски, фрагменты конкурирующих между собой оппозиционных сил».
Вместо того чтобы пафосно заявлять об объединении, и не объединяться по факту, лучше было бы, действительно, сформировать, единую программу эффективных действий.
Первое, что, по мнению директора GMT Group Анатолия Луценко, стоит сделать оппозиции – к декларативному документу добавить «несколько организационных составляющих: четкое и публичное распределение округов, где «на один округ один оппозиционер» должно быть законом. Сейчас не время смотреть, кто кого поджимает – надо сохраниться в политике. Тем, кому кажется, что его поджимают, советую съездить в качановскую колонию и посмотреть, как живется там Юлии Тимошенко. Насколько они к такому готовы?». Как один из технологических ходов эксперт предлагает «обозначить, что оппозиционеры – кандидаты, агитируя за свою партию как ключевую, занимаются распространением агитационных материалов других политсил – участников оппозиции и присутствуют на них. Эту технологическую проблему надо решать уже в кратчайшие сроки».
Вместо того чтобы нагонять проплаченные митинги, оппозиционеры могут использовать протестные настроения и предлагать людям новых лидеров.
С одной стороны, как говорит, Владимир Фесенко «оппозиция реагирует на определенные тенденции общественного мнения, демонстрирует, что «разом і батька бити легше». Понятно, что нашего «батька». Но ведь нужны и конкретные действия. Против власти сейчас выступают афганцы, чернобыльцы, студенты, гражданские организации. Эти протестные настроения нельзя недооценивать, их нужно «поворачивать» в «свою» сторону. И заключение манифеста, вроде того, что подписали на пешеходном мосту Королевская, Суслов, Катеринчук и Гриценко с лидерами гражданских организаций, - свежий метод и новое решение для оппозиции.
Виталий Бала необходимым видит привлечение оппозиционерами «более широких кругов – гражданские организации, гражданский актив. Таким образом, можно дать людям новые лица, не просто молодые, а новые, которые могли бы выступать альтернативой действующим политикам». Эксперт предлагает «сделать полный ребрендинг первых пятерок и десяток в списках, а также в среде мажоритарщиков. Для того чтобы люди, которые не хотят голосовать ни за представителей власти, ни за представителей оппозиции, могли отдать свой голос за «новые лица». Так называемая свежая политическая кровь обязательно должна быть в оппозиционных партиях, и тогда сформировать большинство в парламенте не составит труда».
В большинстве в парламенте, понятное дело, заинтересованы все оппозиционеры. А вот в новых лидерах – нет. После митингов с пафосными речами складывается впечатление, что оппозиционеры желают не «освободить народ от диктатуры», а просто рвутся к власти. Причем, каждая политсила тянет одеяло в свою сторону. Остается надеяться только на то, что на этот раз желание оппозиционеров хоть как-то объединиться является искренним, или хотя бы тактически продуманным ходом, и «старые бойцы» в пользу общей победы смогут отказаться от личных амбиций.
Коментарі — 0