Украину ждет изоляция?
Заключение украинских лидеров оппозиции – уже давно не второстепенный критерий, определяющий дружбу Украины и Запада. Только если раньше тему политрепрессий европейские и американские политики поднимали в надежде как-то изменить ситуацию, то теперь, похоже, иллюзий по этому поводу уже никто не питает. Буквально на днях посол США в Украине Джон Теффт на просьбу журналистов дать Президенту совет, как решить проблему с Тимошенко и Луценко, ответил: «С Президентом Януковичем говорил об этой ситуации Президент США Обама. Госсекретарь Клинтон говорила с Януковичем об этом в феврале. Фактически были задействованы все высшие круги правительства США. Президент Янукович сделал свой выбор».
Это заявление, по сути, означает, что Запад «умыл руки» и «списал» Януковича. А Украине теперь остается только ждать – новой власти или изоляции.
-- Вперед - на словах
Украина на полном ходу идет в Европу – об этом не устают твердить со всех трибун своему народу нынешние правители.
Уже неоднократно премьер-министр Украины пытался донести до сведения каждого: «Партия регионов способствует распространению европейских ценностей демократии, верховенства права и свободы слова», а нардеп Михаил Чечетов подчеркивал: «Мы интеллигентные люди, тактичные, идем в Европу».
Уже даже замаячило на носу подписание Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС – участники украинско-польского форума партнерства позитивно оценили результаты декабрьского саммита в Киеве. Анатолий Кинах по этому поводу в очередной раз «прочитал лекцию» на тему значения евроинтеграции для Украины: «Для Украины евроинтеграция – это возможность сформировать на нашей земле европейские стандарты развития экономики, демократии, повысить уровень защиты прав собственника, инвестора, гражданина, верховенства права. Это также шанс ускорить качественное реформирование украинской экономики, создать благоприятные условия для работы инвестора, национального товаропроизводителя». По этому же поводу в своем официальном заявлении в ПР не только поздравили украинцев с очередной победой, но не преминули напомнить, что ни одна предыдущая власть не сделала больше для евроинтеграции Украины, чем нынешняя.
США для Украины стратегически также важны. Об этом не устает говорить премьер-министр Украины Николай Азаров: по его словам, украинские власти много делают для того, чтобы между странами была атмосфера доверия.
И, понятное дело, ни о какой изоляции даже в случае политики внеблоковости для Украины быть не может – уверен Виктор Янукович: «Оглашенная нами политика внеблоковости не предусматривает самоизоляцию от процессов укрепления региональной и западноевропейской и глобальной безопасности» - заявил он на заседании комитета по реформированию и развитию Вооруженных Сил Украины и оборонно-промышленного комплекса. По его мнению, Украина будет развивать тесные партнерские отношения со странами Евросоюза, США, Россией, Китаем, странами СНГ и другими соседями, а также с НАТО, ООН и ОБСЕ.
«Любая изоляция – это самоубийство» - заявил глава державы.
Но, судя по всему, к ней дело-то и идет…
-- Реалии «дружбы» с Украиной
Юрий Луценко, характеризуя конкретную ситуацию - решение суда в отношении отмены меры пресечения в ответ на резолюцию ПАСЕ, высказал мнение об общей тенденции политики власти, направленной на интеграцию страны: «Суд, как одна из ветвей украинской власти, продемонстрировал фальшивость лозунгов о европейском векторе Украины, которые озвучивает команда Януковича. Мы сейчас живем под ореолом: ложь – это правда, война – это мир, а ненависть – это любовь. Последствием этого будет брезгливое дистанционирование европейцев от врущего и авторитарного режима».
Того же вполне можно ожидать и от прагматичных американцев.
Тема политрепрессий доминирует в международных отношениях Украины более года. Все чаще со стороны Запада в адрес украинских органов юстиции звучат обвинения в политическом преследовании лидеров оппозиции. 26 января Парламентская ассамблея Совета Европы даже приняла жесткую по отношению к Украине резолюцию. Руководству страны настоятельно «рекомендовали» изменить уголовный кодекс в соответствии со стандартами Европы, отпустить оппозиционеров и обеспечить их участие в парламентских выборах. В противном случае – ПАСЕ может применить санкции. В резолюции США по Украине, внесенной на рассмотрение комитета по иностранным делам Палаты представителей, также содержится требование освободить ЮВТ и других арестованных членов бывшего украинского правительства.
Кодекс изменили (правда, еще вопрос: а в лучшую ли сторону?), а вот с выходом Тимошенко и Луценко на свободу пока как-то не сложилось. «Власти Украины начали еще один судебный процесс против Тимошенко. Не могу сказать, что это обнадеживающее развитие ситуации», - отметил посол США в Украине Джон Теффт. И обронив фразу о сделанном Януковичем выборе, по мнению некоторых знатоков «дипломатического языка», намекнул на полную потерю интереса Запада к кандидатуре нынешнего Президента Украины и частично – к стране.
Директор GMT Group Анатолий Луценко отмечает, что «существование у украинской власти проблемы с Тимошенко и Луценко озвучивали уже много раз, но воз и ныне там». По мнению эксперта, «это своеобразная дуэль на международном информационном уровне, и даже на внутреннем уровне власть ее проигрывает. Списать сейчас можно кого угодно. Но пока еще есть гипотетическая возможность – вдруг Тимошенко выпустят или суд высшей инстанции оправдает Луценко». Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, с одной стороны считает, что «говорить о списании Президента Украины – не совсем корректно. Учитывая место и роль Украины как геополитического центра, она в любом случае будет вызывать постоянный интерес со стороны США, Европы, России, Китая, геополитическая составляющая способствует улучшению решения любых вопросов в международных отношениях. Но с другой стороны, Украине тяжело, учитывая все интересы, не ссорится с «актерами» в геополитике». По мнению эксперта, «США так просто не исключат Украину из сферы своих интересов и не передадут исключительное право на дружбу с ней России или Европе».
С одной стороны, все так и есть. Посол Джон Теффт в своей лекции перед студентами Киево-Могилянской академии рассказал, в чем заключается интерес Запада к Украине: «Наш личный интерес в продвижении верховенства права с целью сохранения демократии в Украине связан с тем, что Украина – большая страна с немаленьким населением, которая имеет значительный политический вес в центре Европы и на восточной границе Европейского Союза». Но вот сопредседатель украинской группы поддержки в американском парламенте Мерси Каптур уверена, что Запад не достаточно внимания уделяет Украине: «Запад мог сделать гораздо больше, чтобы помочь мелким предпринимателям. Интересы крупного бизнеса представлены, а мелкие производители, которые в действительности кормят украинцев, сегодня продолжают быть униженными. Это страшная трагедия Украины. Поэтому я не думаю, что Соединенные Штаты и Запад действительно сотрудничают с Украиной, которую я знаю, какую я бы хотела видеть».
«Не думаю, что Янукович, вообще, был в счетах у США, - размышляет руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – У США уже нет никаких иллюзий относительно того, что Тимошенко будет освобождена». По мнению эксперта, «не нужно думать, что у американцев, в принципе, были какие-то надежды, расчеты на Януковича, и они не оправдались. Расчеты и надежды были в 2010 году. Американцы не питали особых иллюзий, но надеялись на определенную стабилизацию политической и социально-экономической ситуации и рассчитывали, что можно будет использовать Украину и Януковича в тех или иных геополитических форматах. В Америке Обамы Украина переместилась на третий уровень интересов. Арест и осуждение Тимошенко существенно ухудшили отношения к Украине и нынешнему украинскому руководству. И если были некие ожидания, что удастся эту проблему решить, снять с повестки, то оценка Теффта говорит, что никаких надежд или иллюзий на этот счет больше нет».
-- «Свой» кандидат или изоляция?
По мнению политолога Виталия Балы, требования Европы и США отпустить Тимошенко и Луценко «являются, скорее, попытками публично коммуницировать с властью Украины, непосредственно с Президентом. Говорить о серьезных проблемах у Украины с Западом можно будет в случае, когда буду четко приняты решения на юридическом уровне». Пока же до этого дело не доходит. «Решение о введении санкций в отношении Украины относится к компетенции Вашингтона. Пока что этот вопрос там не обсуждался» - комментирует ситуацию в США господин Теффт.
Однако Виталий Бала видит проблему в том, что «начиная с 2005 года, Украина втянула внешний фактор в решение внутриполитических проблем»: «Не знаю, какие действия надо сделать Украине, чтобы она за счет внутренних ресурсов стала самодостаточной страной, которая могла бы тем или иным образом уменьшить влияние Запада. Не думаю, что в ближайшее время это случится. Мы видим, что любые серьезные действия на внешнем фронте воспринимаются с точки зрения того, как нам решать вопросы с Брюсселем, Вашингтоном и Москвой».
Западные политики уже приходят к осознанию того, что их механизмы влияния, направленные на решение проблемы с политзаключенными, действия не возымели. А потому у Украины и Запада остается только два пути развития взаимоотношений.
Первый – Запад находит «свою» замену Януковичу.
Политтехнолог Игорь Жданов уверяет, что «никакой Запад или Россия не вырастят тут своего кандидата, пока его не вырастит украинское общество. Именно опираясь на украинское общество, а не на Америку или Россию, он сможет победить».
Однако у американцев похожий опыт уже был. США перед последними президентскими выборами в Украине достаточно успешно «вырастили» своего кандидата – Виктора Ющенко. «Американцы имели симпатии к Ющенко, определенные каналы влияния на него через супругу», - отмечает политолог Владимир Фесенко, в 2004-2005 году работавший в штабе Виктора Андреевича. Но проблема в том, что «американцы очень прагматичны. У них был план А – поддерживать Ющенко, но был и план Б – договариваться с Януковичем, если он победит на выборах».
Эксперт предполагает, что «объединение украинской оппозиции в лице «Батькивщины» и «Фронта змин» произошло под влиянием «старших товарищей». Американцы пока через Госдеп, некоторые международные институции пытаются влиять на украинскую оппозицию, способствовать ее объединению, но после парламентских выборов, весьма вероятно, будут запущены механизмы раскола этого объединения». Кстати, сама Юлия Тимошенко, четко дала понять, что после парламентских выборов все партии, входящие в единую оппозицию, создадут свои отдельные группы и фракции.
Оценивая возможность появления на украинской политической арене нового кандидата от Запада, Анатолий Луценко склоняется к вероятности того, что им может стать уже действующий игрок: «У нас как минимум три кандидата, два в тюрьме. Поэтому я не думаю, что с кандидатом будет проблема. Тем более, социология говорит, что во втором туре Арсений Яценюк побеждает. Тут альтернативу искать не трудно».
Второй – Украина станет для Запада второй Беларусью.
Пока вероятность этого пути ограничивается только заявлениями отдельных западных политиков. Буквально два месяца назад бывший посол США в Украине призвал власти избегать встреч с руководством Украины на наивысшем уровне: «Должностные лица США должны проинформировать украинские власти, что, пока Киев будет держать в заключении лидеров оппозиции и ухудшать демократию, никакие встречи на наивысшем уровне не будут возможны. Если Украина действительно хочет присоединиться к Европе, то ее руководство должно принять демократические ценности, которые существуют в Европе. Если руководство не готово принять такие ценности, то как может Европа и Запад интегрировать Украину?». А уже буквально на днях министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг предостерег, что в «Европейском Союзе такое впечатление, что судебная власть в Украине работает по политическому заказу. Это делает невозможным будущее членство страны в ЕС».
Анатолий Луценко считает, что пока говорить об изоляции рано: «Когда Януковича «спишут», у него и у его команды будут арестовывать счета. Потому для меня большая интрига – гипотетические действия Запада после выборов в Верховную Раду, если в них не будут принимать участие Тимошенко и Луценко. Пока же все будет на словах – Запад будет действовать, что называется, «step by step». Виталий Бала тоже уверен, что «требования отпустить Тимошенко и Луценко будут звучать до момента проведения выборов и оглашения результатов. А после, если международные наблюдатели признают выборы такими, которые не отвечают реальным требованиям, могут быть реальные действия, а не призывы».
«Следующим шагом будет признание Украины как страны, где есть политзаключенные, - уверяет Игорь Жданов. – После такого «признания» будет международная изоляция Украины, а потом, возможно, будут применяться и какие-то санкции». По мнению эксперта, Виктору Януковичу уже сейчас сложно общаться на международной арене с представителями других государств: «Если пятиминутное общение с Обамой представили как какой-то прорыв в международных отношениях, то это просто смешно».
Украина для США – далеко не на первом месте, а вот для Европы – хоть и не является приоритетной и первоочередной темой, все же более значима. «Не нужно думать, что европейцы зациклились в своем интересе к Украине, и что ради Украины они многим пожертвуют, - отмечает Владимир Фесенко. – Но пока Европа крест на Украине не поставила, и гораздо печальнее для нынешнего украинского руководства будет, если европейцы сделают такой же вывод, который сделал Теффт». Эксперт уверен: «Если официальные лица в Европе посчитают, что уже нет никаких надежд на то, что ЮВТ окажется на свободе, можно ставить крест на Соглашении, и через какое-то время нас может ожидать поворот в сторону России. До парламентских выборов они будут воздерживаться от окончательных и кардинальных оценок. А после – определятся, и не только по оценке выборов, но и исходя из юридической и политической судьбы Тимошенко и Луценко».
Изоляции, в полном понимании значения этого слова, не будет, и новой Беларусью для США и Европы Украина не станет: «Надо учитывать определенную степень градации. Путина же, несмотря на огромное количество негативных оценок в его адрес, никто не изолирует. Россия – очень важный партнер. Изоляция Лукашенко связана с очень многими серьезными претензиями, критическими оценками состояния демократии, оценкой выборов и репрессиями против оппозиции». Разница между Украиной и Беларусью, по утверждению эксперта, в том, что «у нас ситуация пока более демократична, чем в России даже, и в Европе это прекрасно видят. Есть только одно темное пятно – арест и осуждение Тимошенко и Луценко. Но это опять-таки напоминает российскую ситуацию – пример с Ходорковским».
Вот только у Украины есть еще одна проблема в отношениях с Западом – «мы не так значимы для Европы и Запада в целом, как Россия. Поэтому и отношение к нам будет среднее», - предполагает Владимир Фесенко.
«Могут быть какие-то санкции по линии Совета Европы. В целом наступит охлаждение отношений на какой-то период времени, - отмечает эксперт. – С нами будут контактировать лидеры отдельных европейских стран, но с меньшей частотой. Повторения белорусского сценария не будет – масштаб нарушения демократических стандартов не такой, как у Беларуси, да и у Украины с Европой на порядок больше связей». Но вот в отношениях Украины с Евросоюзом гарантированно возникнет некая пауза и временное охлаждение: «Возможно, как и в случае с Кучмой – когда ему таблички переставляли, мол, знай свое место – и с элементами пренебрежения, теперь уже по отношению к Януковичу».
Коментарі — 0