Норма, прописанная в новом законе о выборах, - пятипроцентный проходной барьер – полностью устраивает ...
Норма, прописанная в новом законе о выборах, - пятипроцентный проходной барьер – полностью устраивает и Партию регионов, и Объединенную оппозицию в лице «Батькивщины» и «Фронта перемен». С одной стороны, «тяжеловесы» при любом раскладе гарантированно проходят в парламент. С другой, норма, по идее, должна была отсеять более «мелкие» партии: «Свободу», «УДАР», «Украина – Вперед!», «Гражданскую позицию».
Однако мало кто ожидал, что после принятия «новых правил» партии с меньшим рейтингом не только не отбросят в сторону идеи двигаться на выборы отдельно и списками, но еще и с каждым днем будут укреплять свои позиции и увеличивать рейтинги. Согласно нескольким последним исследованиям, кроме, ПР и Объединенной оппозиции, на преодоление пятипроцентного барьера претендует уже немало политсил – новых и старых.
Более того, если слухи о том, что проходной барьер все-таки будут уменьшать , окажутся реальностью, то очень может оказаться, что в парламенте следующего созыва будет оппозиций много и разных.
-- Коммунисты зависят от регионалов
Сразу после повышения проходного барьера до пяти процентов, большинство экспертов пророчили Коммунистической партии «полное непопадание». Однако уже сейчас опросы и социологические исследования дают совершенно другие результаты: КПУ является одним и четырех главных претендентов на прохождение заветной цифры (после Партии регионов, Объединенной оппозиции и «УДАРА»).
По данным Киевского международного института социологии в процентном соотношении число сторонников КПУ выросло до 5,7%, центра «Третий сектор» - до 6,8%, компании «Нью Имидж Маркетинг Групп» - до 8,8%. Согласно исследованию, проведенному социологической службой Центра Разумкова, за партийный список Компартии согласны проголосовать 5,5% опрошенных и 7,3% тех, кто собирается принимать участие в выборах.
Несмотря на то, что антирейтинг Коммунистической партии колеблется от 10,5% до 13%, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев уверен в том, что «коммунисты гарантированно проходят в парламент, потому что их ниша стабильна». Соглашается с ним и председатель правления Комитета избирателей Александр Черненко: «У коммунистов шансы высокие. Для них главное не провести свою избирательную кампанию настолько глупо, чтобы растерять то, что у них есть сейчас». Все дело в том, что коммунисты, играющие так называемую роль «полуоппозиции», имеют не только свой устоявшийся электорат, но еще и получают свои «дивиденды» от снижения рейтинга Партии регионов.
Однако именно этот факт также может сыграть с коммунистами и злую шутку. «Ситуация с рейтингом у коммунистов достаточно неплохая, - замечает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, - но риски есть. Рейтинг их все же колеблется. Ситуация напоминает известную арифметическую задачку с двумя бассейнами, когда из одного бассейна вода вытекает, а в другом пребывает. Дело в том, что рейтинг коммунистов связан с рейтингом Партии регионов. И если рейтинг регионалов будет расти, коммунисты могут понести потери».
-- Кличко потеснил Яценюка
Если еще несколько месяцев назад безоговорочной тройкой лидеров на предвыборной гонке считались Партия регионов, «Батькивщина» и «Фронт змин», то с объединением последних двух политсил в одну, на почетное третье место вышел Виталий Кличко со своей партией «УДАР». Рейтинг достаточно новой политсилы по разным исследованиям колеблется от 6,7% (КМИС) до 10,5% («Третий сектор»). Антирейтинг от 4,4% («Третий Сектор») до 6,6% («Нью Имидж Маркетинг Групп»).
У избирателей и соратников «по оппозиции» конкретно к Виталию Кличко, по сути, было только три вопроса. Действительно, «УДАР» - партия оппозиционная действующей власти (негативной оценке действиям Януковича от политика-спорстмена никто так ни разу и не услышал)? Что конкретно для себя выберет Виталий: пост мэра или первый номер в списке партии? И войдет ли его политсила в состав КОДа и Объединенной оппозиции?
Четкого и удовлетворяющего остальных оппозиционеров на первый вопрос политик так и не дал. Зато заявил об отдельном походе своей политсилы на выборы и намекнул на то, что не хочет быть мэром без полномочий, а в условиях, когда дата киевских выборов неизвестна, еще и затруднился ответить, будет ли, вообще, принимать в них участие.
Логика Кличко вполне понятно: то, что ему удастся обыграть Попова – далеко не факт, а вот шансы на прохождение «УДАРа» во главе с ним достаточно высоко оценивают все эксперты. «Рост политсилы Кличко очень интересен в том смысле, что сам Кличко для этого роста ничего не делает», - отмечает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, и объясняет этот феномен тем, что «в обществе есть запрос на альтернативных политиков». С тем, что рейтингу Кличко и его партии на парламентских выборах ничего не угрожает соглашаются также Александр Черненко и Вадим Карасев.
А политолог Владимир Фесенко также отмечает, что, несмотря на то, что «УДАР» - партия молодая, у нее уже достаточно разветвленная структура. И уже сейчас можно спрогнозировать, что если не произойдет никаких форс-мажоров, Кличко преодолеет пятипроцентный барьер с большим запасом. С учетом выхода из борьбы «Фронта змин», как отдельной силы, он уверенно выходит на третье место. Плюс, часть избирателей, ранее желающих отдать свои голоса за «Фронт змин», а теперь недовольных переходом лидера Яценюка в партию «За Батькивщину», переходят, прежде всего, на сторону Кличко».
-- Феномен Королевской
После отчисления Королевской из фракции и выхода ее политсилы из КОДа, никто даже и не думал о том, что Наталия Юрьевна будет в состоянии завести партию в парламент в этом году. Однако последние соцпросы стали фактически сенсацией для всех неверующих в ее силы - «феномен» Королевской превысил все ожидаемые прогнозы.
По данным Центра Разумкова за партию «Украина – Вперед!» сегодня готовы проголосовать 4% опрошенных и 5,4% тех, кто собирается принимать участие в выборах. Согласно исследованиям «Нью Имидж Маркетинг Групп» поддержать ее готовы 5,7% избирателей. Центр «Третий сектор» дает цифру 5,4%.
Лидеры Объединенной оппозиции, отпуская Королевскую в свободное плавание и «выталкивая» ее идти на выборы в одиночку, видимо, до конца не осознавали, что фактически роют сами себе яму, выращивая новых конкурентов по примеру того, как в 2002 году это делал Ющенко, отказываясь брать в команду Тимошенко. «Батькивщина» уже потеряла процента два из-за того, что в самостоятельное плавание ушла одна из ярких лидеров – Наталия Королевская», - констатирует Владимир Фесенко. Потому поработав в активном темпе и в правильном направлении, Королевская вполне может претендовать на места в парламенте для себя и своих людей.
Политолог Владимир Фесенко уверяет, что результаты рейтинга – следствие «масштабной рекламной информационной кампании, которая проводилась с конца марта, на протяжении апреля и продолжается сейчас. У нас достаточно большой сегмент избирателей, которые настроены оппозиционно по отношению к нынешней власти, но не хотят голосовать за старую оппозицию в лице Объединенной». «Пусть у нее еще и нет четкой гарантии – 6%, но у нее есть хорошая динамика по нарастающей и нет спадов», - характеризует шансы на преодоление пятипроцентного барьера Королевской и ее политсилы Вадим Карасев. С неплохими шансами Наталии Юрьевны провести свою партию в парламент соглашается и эксперт Александр Черненко: «Если она сейчас демонстрирует такую позитивную динамику (у нее месяц назад всего лишь было три или чуть больше процентов), если она и дальше не сбавит обороты, у нее появляется хороший шанс преодолеть барьер».
Однако расслабляться Королевской, по мнению экспертов не стоит. Рост рейтинга – одно дело, а стабильность мнение избирателей – другое. «У Королевской есть такая же проблема, как и у Кличко, - замечает Владимир Фесенко. – Когда рейтинг быстро растет, возникает серьезная политтехнологическая задача: чтобы он не лопнул, нужно удержать новых избирателей – чтобы они до выборов не изменили своих симпатий, не перешли на сторону какой-нибудь другой политсилы. С этой проблемой уже сталкивались многие политики. Вспомнить хотя бы Яценюка, который накануне президентской кампании имел рейтинг в 15%, а на выборах мы получили около пяти».
В этом видит проблему для Королевской и ее партии и Виталий Бала: «Проблема в том, что у нее пока нет электорального ядра. А те симпатии, которые сейчас у нее есть, при определенных обстоятельствах могу отойти к тому же Кличко или к какой-то другой структуре». О нестабильности электората Королевской говорит и эксперт Александр Черненко и советует над этой проблемой работать: «У Королевской очень нестабильный электорат, неубежденный, который будет идти до конца, а который очень легко набирается и также легко теряется. Ей нужно свою стратегию строить на убеждении электората, а не просто на узнаваемости».
-- Сила «Свободы» - в скрытых резервах
Лидер «Свободы» Олег Тягнибок неоднократно заявлял журналистам, что именно у его политсилы есть все шансы преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в Раду: «У нас есть все шансы пройти. Тем более, что на прошлых местных выборах суммарный рейтинг «Свободы» превысил 5% и составил примерно 5,5%».
Однако, кроме слов Тягнибока, уверенность в «победе» «Свободы» подкрепить нечем. Согласно данным Центра Разумкова, за «Свободу» согласны проголосовать 3,9% опрошенных и 5,7% тех, кто собирается принимать участие в выборах. КМИС пророчит партии Тягнибока 3%, «Нью Имидж Маркетинг Групп» - 3,6%, Центр «Третий Сектор» - 3,9%.
Вадим Карасев, оценивая социологию, отмечает, что у «Свободы» больше шансов не попасть, чем попасть в парламент, потому что это поле хорошо отпахивает Яценюк и немного - такие микро национал-демократы, как «Наша Украина». Особенно с учетом того, что антирейтинг партии колеблется от 6,4% до 13,5%.
«У «Свободы» сейчас сложная ситуация, - считает Владимир Фесенко. - Где-то уже около года рейтинг не растет». Соглашается с коллегой и Виталий Бала: «Свобода» несколько смазала акцент серьезной оппозиционной партии. Когда не надо, они проявляют какую-то активность, а по принципиальным вопросам – не ведут достаточно серьезной политической деятельности. Проблема еще и в том, что Тягнибок, если не пойдет по мажоритарке, а возглавит список, вполне может, вообще, не попасть в парламент. Для его политсилы был бы неплохой вариант войти в Объединенную оппозицию». Вот только Объединенная оппозиция, несмотря на постоянные заявления лидеров о том, что «двери открыты для всех», «Свободе» сразу дала отворот-поворот: мол, такие слияние плохо повлияет на их рейтинг.
Реально оценивая шансы своего самостоятельного похода на выборы, и предполагая, что «пролететь» партия вполне может, Олег Тягнибок не забыл напомнить, что украинская политика очень непредсказуема: «У нас есть абсолютно реальные возможности преодолеть 5% барьер. Другое дело, сможем ли мы сохранить результаты предстоящего голосования? Ведь в сегодняшних условиях и при учете будущих фальсификаций это будет крайне сложно».
К слову, «непредсказуемость» украинской политики может сыграть и на пользу «Свободе». «Если считать рейтинги от общего числа избирателей, то Тягнибока и его политсилу поддерживают процента три, - констатирует Владимир Фесенко. – Этого недостаточно. Но если мы будем считать от числа тех избирателей, которые будут принимать участие в выборах, шансы есть». А председатель правления Комитета избирателей Александр Черненко уверяет, сила «Свободы» - в скрытых резервах: «У них рейтинг застыл - болтается между тремя и четырьмя процентами. Но риск в том, что их электорат скрытый. Далеко не все и не всегда говорят в соцопросах, что они за «Свободу», а в результате на выборах за нее голосуют. За счет этого электората они и могут преодолеть пять процентов. Но сколько этого электората и остался ли он, вообще, после предыдущих выборов, очень сложно угадать. В любом случае, «Свободе» нужно предлагать что-то новое. У них сейчас наблюдается топтание на месте».
-- Гриценко – снова первый непроходной?
Перед Анатолием Гриценко и его «Гражданской позицией» вопрос формата похода на выборы стоит уже давно. Вариантов немало: двигаться самостоятельно, бросать партию и идти по мажоритарке, объединяться с более сильными товарищами.
Против самостоятельно участия в выборах свидетельствует социология. Несмотря на то, что антирейтинг у Гриценко на сегодня один из самых маленьких (от 2,7% до 4,6%), рейтинг лояльности избирателей не «перепрыгивает» не то, что пяти, но и трех процентов, и колеблется от 1,1% (КМИС) до 2,9% (Центр Разумкова).
«Гриценко сам себя назвал первым непроходным, наверное, он что-то знал, - саркастически замечает Александр Черненко. - Несмотря на то, что у него рейтинг по доверию большой, рейтинг электоральный не дотягивает. Тем более, объединение Яценюка с «Батькивщиной» немножко еще заберет у него часть избирателей. Потому что те, кто был разочарован конфликтом двух больших оппозиционных сил и видел в Гриценко альтернативу, сейчас проголосуют за Объединенную оппозицию».
Долгое время Гриценко, отмахиваясь от единого списка Объединенной оппозиции, рассчитывал создать единый список с партией Виталия Кличко. Однако после того, как Кличко намекнул, что не хочет быть мэром без полномочий, иллюзии по поводу этого объединения развеялись. Эксперты видят только два варианта попадания политсилы Гриценко в парламент.
Первый. Самостоятельный поход, но с активной избирательной кампанией
Владимир Фесенко пока советует не сбрасывать со счетов «Гражданскую позицию»: «Пока ее рейтинг не позволяет преодолеть пятипроцентный барьер. Тут проблема в недостаточном финансировании и недостаточной информационной и рекламной активности. Если бы Гриценко нашел средства, и более активно представил себя избирателям, то у него тоже могли бы быть шансы на повышение рейтинга своей партии по аналогии с ростом рейтинга у Кличко и Королевской».
Второй. Партия входит в состав Объединенной оппозиции.
«Все зависит того, какое задание Гриценко перед собой ставит, - отмечает Виталий Бала. По большому счету, он может пройти по мажоритарному округу. Но тогда нужно отказываться от партии. Лучше было бы, если бы он тоже был в едином списке, чтобы это была, действительно, Объединенная оппозиция». Не исключает, что именно этот путь изберет Гриценко и Вадим Карасев: «Не оппозицию. Динамики роста у него нет. Он вынужден думать о том, как исключено, что он войдет в Объединенную сохранить себя в качестве депутата, но не мажоритарщика, а в качестве общенационального политика. И тут, конечно, нужно искать ту или иную форму ассоциаций, а возможно и полной интеграции в список «За Батькивщину». Она, кстати, тоже нуждается в авторитетных людях, которые могли бы придать проекту объединительный характер. Чтобы все это выглядело не просто как тактическое объединение Тимошенко и Яценюка, а как объединение оппозиционных политиков. Гриценко мог бы сработать на реализацию именно этой идеи».
Коментарі — 0