Как вылечить медицину?

Как вылечить медицину?

Кабмин пытается разобраться с рынком лекарств

Не секрет, что Министерство здравоохранения за годы независимости стало одним из самых коррупционных в Украине, а главы этого хлебного ведомства меняются как перчатки. Министерство не только не борется с завышением цен на лекарства, «мутными» тендерами, фальсификатом, перекосом в пользу импортных препаратов, но и фактически непосредственно в этих схемах участвует. Причем цвет власти значения не имеет – все разговоры об искоренении коррупции пока заканчивались на уровне разговоров.

Но приближение выборов вынуждает власть рапортовать о своих успехах, а наведением порядка на медицинском рынке занялся лично руководитель штаба Партии регионов, а по совместительству глава СНБО Андрей Клюев.

Клюев интересовался медицинской тематикой еще будучи первым вице-премьером. В августе 2011-го Николай Азаров передал госзакупки лекарств из ведения Минздрава под контроль МЧС, но довольно быстро признал, что Виктор Балога и тогдашний глава Минздрава Александр Анищенко с задачей не справились и страну лекарствами не обеспечили. В результате часть полномочий Минздрава в октябре 2011-го ушла новосозданному Совету по вопросам функционирования системы здравоохранения, который и возглавил Клюев.

«Мы обязаны создать серьезнейшую, неподкупную систему контроля, как производимых у нас лекарств, так и импортируемых, – заявил он тогда. – И вообще, эта сфера нуждается в радикальном наведении порядка. Грех не только зарабатывать на больных сотни процентов прибыли, еще больший грех зарабатывать на тех, кого эти лекарства гробят. Сохранение сложившейся ситуации — это крах нации!»

Андрей Петрович даже припугнул, что у него есть список фирм, которые занимаются тендерами и импортом некачественных препаратов. Уже в ранге Секретаря СНБО Клюев затеял широкомасштабные проверки с целью наведения порядка на рынке лекарств.

Из уже достигнутой конкретики, которую должны прочувствовать на себе все – подписание правительством Меморандума, в котором производители и продавцы взяли на себя обязательства не только снизить цены на отечественные «социальные» лекарства на 20%, а и в течение нескольких месяцев сделать дешевле другие лекарственные средства. Но пока это лишь одна из необходимых мер.

-- Задавили импортом

О том, что ситуация в отечественной фармацевтической отрасли нерадостная, говорят цифры. При общем росте (одном из самых впечатляющих в мире) повышение идет, в основном за счет импорта – в среднем, 29 % в год в денежном измерении против 17,7 % украинской продукции. В товарном отношении разрыв еще более впечатляющий – в три раза (6,26 % и 2 % соответственно). Регистрируется, то есть допускается на рынок, больше импортных препаратов – в те же три раза. В 2011-м году зарубежных лекарств было реализовано на сумму в 19 млрд. грн., в то время как отечественных – всего на 7,5 млрд., при этом надо учитывать, что отечественное производство практически полностью зависит от импортных ингредиентов. Импортозамещение, то есть закупка украинских аналогов вместо дорогих зарубежных лекарств, по подсчетам Кабмина, позволила бы сэкономить почти миллиард гривен.

Сейчас же многие лекарства просто недоступны для социально незащищенных слоев населения. На протяжении 2005–2012 годов средняя стоимость упаковки медицинских препаратов выросла с 4,7 гривен за упаковку до 19,2 гривен. А по итогам прошлого средняя стоимость импортного препарата достигла отметки в 40 гривен. Такое явно опережающее инфляцию подорожание объясняется не только жадностью фармацевтов, но и коррупцией при бюджетных закупках, когда стоимость препаратов может завышаться в разы через сеть посредников, спрятавших концы в оффшорах. А из-за завышения цен на государственных тендерах соответственно выглядят и ценники в аптеках.

Постановление Кабмина от 17 октября 2008-го года, которое должно было бы сдерживать рост цен на рынке, недостаточно эффективно, поскольку предусматривает регулирование цен только в звеньях оптовой и розничной торговли. При этом, скажем, никоим образом не контролируется процесс формирования цены отечественным производителем или таможенная стоимость импорта.

«Регионал» Валерий Коновалюк, известный своими разоблачениями «медицинской мафии», заявляет, что, учитывая растущую смертность, ситуация на фармацевтическом рынке – действительно угроза национальной безопасности. Поэтому неудивительно, что вопросом занялся СНБО.

«Цены неоправданно завышены, учитывая средний уровень доходов наших граждан, – говорит Коновалюк. – Одна из задач медицинской реформы на сегодня – полностью легализовать рынок, усилив контроль за качеством медикаментов и создав механизмы ответственности за злоупотребления бюджетными средствами, которые для Минздрава стали нормой. Причем структуры, которые там работали на протяжении 10–15 лет, работают до сих пор, и нет такого министерства, где бы так часто менялись министры. Это означает, что никто даже не пытается кардинально изменить ситуацию в этом ведомстве».

О том, что у нынешнего министра Раисы Богатыревой есть искреннее желание сломать систему, Коновалюк пока говорить не готов:

«Не знаю, что хочет Богатырева, но помню ее опыт работы в СНБО и все остальное. А Минздрав как был, так и остается самым коррумпированным ведомством в стране».

-- Первые шаги

На прошлой пленарной неделе Верховная Рада проголосовала сразу за шесть законопроектов, которые могут навести порядок в медицинской сфере – в том числе, за усиление ответственности за производство и сбыт фальсификата. Причем если раньше распространитель неэффективных, а иногда и вредных для человека лекарств мог отделаться штрафом, то теперь его ждет тюремный срок, минимум в 5 лет. Кроме того введена уголовная ответственность чиновников, которые допустили регистрацию поддельных препаратов. Другим законопроектом врачам и фармацевтам запрещается рекламировать любые препараты. Они также обязываются предоставлять человеку полную информацию о наличии на рынке более дешевых аналогов любого лекарства. Одни законопроекты были приняты только в первом чтении, другие – уже направлены на подпись Президенту. Но учитывая, что инициатором всех этих проектов выступает Кабмин, можно не сомневаться в их дальнейшем успешном продвижении.

«То, что сейчас делается, не делалось никогда, была одна «балаканина», – говорит коллега Коновалюка по профильному комитету «регионал» Виктор Корж. – А сейчас принимаются серьезные законы, подписан меморандум с фармпроизводителями, введены референтные цены, патент на импорт избирательных препаратов и так далее».

Действительно, из Минздрава в последнее время слышны громкие рапорты. Так 1 июня стартовал проект по контролю за ценами на лекарства для больных гипертонической болезнью, а с 1 сентября начнет действовать механизм реимбурсации (системы возмещения государством стоимости лекарств для населения). Пока что это – пробные проекты, но понятно, что единичными шагами тут не обойтись.

«Подходы к системе здравоохранения должны быть системными и люди должны понимать, к какой цели стремятся, – говорит бывший замминистра здравоохранения «бютовец» Вячеслав Передерий. – Многие страны сломали зубы об эту систему, и много недовольных ею, но такого безобразия, как у нас, нет нигде. Нет контроля, никто ни за что не отвечает – наш комитет написал в прокуратуру, что в пять раз были завышены цены при покупке лекарства от СПИДа! Ни ответа, ни привета до сих пор. Коновалюк несколько лет назад, когда он был в оппозиции, проделал огромную работу, мы единогласно проголосовали на комитете, чтобы передать все это в прокуратуру – и где результат? А безнаказанность рождает только одно – продолжение».

По данным прокуратуры, органами внутренних дел на протяжении 2011 года и 4 месяцев 2012 года не заводилось и не находилось в производстве ни одного уголовного дела по фактам фальсификации лекарств или обращения фальсифицированных лекарственных средств. Хотя, помимо административной ответственности, за это предусмотрена также уголовная. Критерий разграничения ответственности – размер фальсификаций, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Учитывая статистику, этот орган предпочитает не доводить дело до «уголовки», снова-таки вызывая разговоры о коррупционных рисках.

Очевидно, что без реформирования самого Минздрава не обойтись. Время показало, что нынешняя разбалансированность органов исполнительной власти в сфере медицины, дублирование и распорошенность их функций приводят к общей безответственности и конфликту интересов. Поэтому в Кабмине сейчас обсуждается возможность создания отдельного центрального органа исполнительной власти. По замыслу, он не должен сочетать функции по предоставлению административных услуг с контрольно-надзорными и функциями по формированию государственной политики. Главное, чтобы новый орган не отличался от своих предшественников только названием.

По данным СМИ, всего в недрах СНБО наработано около двух десятков законопроектов и других нормативных актов. В первую очередь, они призваны ужесточить законодательное поле, которое, кстати, до сих пор было одним из самых либеральных в мире. Документы, принятые парламентом, лишь первые ласточки. В оставшихся - значительный упор делается на ужесточения правил регистрации лекарств и контроля за их качеством. Т.е. они затрагивают по нашей информации, многие из шагов по наведению порядка встретили огромное сопротивление – лоббисты задействовали все доступные механизмы, чтобы остановить нововведения. А бороться есть за что – только по официальным данным объем рынка медпрепаратов в Украине в 2011 году составил около 26 млрд. грн. Если сломить сопротивление все же удастся, то, по словам экспертов, первых видимых результатов можно ждать где-то через 3-4 месяца, когда в аптеках могут начать снижаться цены на некоторые препараты.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: