Почему громко объявленная мобилизация оппозиции против закона о языках «сдулась» за три дня
В стане объединенной оппозиции раскол. В условиях отсутствия четкого плана действий, часть депутатов требуют продолжать уличные акции протестов, а часть призывает заняться агитацией и отправляться в регионы. В итоге, на конец недели из 150 оппозиционеров с депутатским значком защищали мову у стен Украинского дома единицы.
«В конце прошлой недели в Раде было заседании оппозиции, но мы так и не поняли, что дальше делать», - объясняет ситуацию один из депутатов из НУНС. По его словам, оппозиция понимает, что «протянутый» большинством в Верховной Раде «языковой» законопроект сыграл на руку не только регионалам, которые теперь смогут, доказывать избирателям, мол, они свои обещания выполняют. Подыграл он и самим оппозиционерам. У них появился хороший повод поднимать недовольных властью на протесты. Некоторые депутаты сразу же начали голодовку, а противники законопроекта под руководством оппозиционных лидеров успели сорвать пресс-конференцию Януковича и потолкаться с беркутовцами под Украинским домом.
В центре Киева прохожим даже раздавали листовки с призывами приходить на Европейскую площадь для участия в протесте. Но, похоже, что «языковыми» выпадами стратегические планы оппозиции ограничиваются. И дальнейшие методы борьбы с властью – то ли на политическом ринге, то ли на улице – мало кому ясны.
Уже на третий день участники депутатской голодовки объявили о том, что своего они уже добились и пора расходиться. «Мы прекращаем голодовку, промежуточная цель достигнута – закон про языки не подписан», - сказала депутат Оксана Ляпина. После этого перед «Украинским домом остались простые люди, которых время от времени посещают некоторые из депутатов. В частности, активность на выходных проявлял лишь Олесь Доний из НУНСа, которого, по предварительной информации, в список объединенной оппозиции так и не пригласили.
-- Несогласованность действий
То, что громко объявленная мобилизация оппозиции, спровоцированная законом Кивалова-Колесниченко, за несколько дней сошла на нет, доказывает, что верхушка Объединенной оппозиции до сих пор не понимает, как действовать дальше: отправляться к голодающим под Украинский дом, «напрашиваться» на встречу с Президентом или искать другие варианты.
«Какой может быть план, когда все случилось так неожиданно? – задается вопросом руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Когда была Тимошенко, все было систематизировано и организовано. В «Батькивщине» в последнее время произошло серьезное организационное ослабление, в том числе и в отношении стратегического планирования. Ну а новому объединению банально не хватает единства – это заметно. Оппозиционеры сейчас не знают, что делать».
Ситуация, произошедшая под Украинским домом в день, когда должна была состояться пресс-конференция Виктора Януковича, это доказала. После того как мероприятие с участием президента было сорвано, бютовцы, окружив главу фракции Андрея Кожемякина, устроили выездное заседание. «Будем ждать Януковича, он же когда-то проведет свою пресс-конференцию», - туманно озвучивали мысли оппозиционеры. И пожимали плечами в ответ на вполне логичный вопрос: «А если через месяц проведет и не здесь?». В итоге было выдвинуто единственное требование: личная встреча с Президентом и ее трансляция в прямом эфире. В остальном – троеточие.
«Несомненно, к избирательной кампании Объединенная оппозиция готовилась и готовится. Но голосование за проект Кивалова-Колесниченко попутало им карты», - отмечает Владимир Фесенко. По мнению эксперта, «оппозиционеры понимали, что закон «протянут», но рассчитывали, что это будет сделано осенью». «Он слишком рано появился для оппозиции, и ломает стратегию избирательной кампании – до выборов еще далеко. Хотя они показывают свою решимость и готовность бороться», - характеризует ситуацию политолог.
-- Планы оппозиции
Но вопрос «Что делать с «языковым» законопроектом?» уже сейчас плавно перетекает в более общий: «Что делать дальше?». Понятно, что для Объединенной оппозиции важна не столько сама борьба с регионалами за язык, сколько повод для мобилизации масс и негативная общественная реакция, вызванная принятием документа.
«У нас в стране политический кризис, - констатирует Сергей Соболев, – И выход один: перезагрузка. Новые выборы в Верховную Раду и новые выборы Президента страны».
Вторит ему и лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко: «Если такая филькина грамота, которую называют законом, принятая с нарушениями действующего законодательства, будет действовать, оппозиция получит большинство в парламенте и отменит этот закон».
Раскрывать конкретные планы оппозиции Анатолий Степанович не решается, но отмечает: «Есть вещи, которые будут уточняться в зависимости от действий власти. Конкретные акции в парламентских кругах, в центре и регионах будут зависеть от нахальности властей. Раскрывать секреты у меня нет намерений. Пусть все это будет сюрпризом для власти». В любом случае, по мнению политика, «несмотря ни на какие усилия киваловых, колесниченок и так далее, народ свой язык сохранит – он выстоял и в более тяжелые времена».
-- Революция или законы?
Расслабляться и пускать все на самотек оппозиционерам таки не стоит. Эксперты советуют определиться с методами борьбы и против «языкового» законопроекта, и против власти в целом, как можно быстрее – если, конечно, желание победить на выборах есть.
По мнению, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, «оппозиция сейчас должна решить: она за раскрутку Майдана, за революционный путь, или за легальные инструменты политической борьбы и за выборы». Пока определенности в этом плане нет. «Они мечутся: то они возле Украинского дома, то собираются продолжать отстаивать закон в парламенте, то работать с Литвиным, чтобы он ничего не подписал, то требовать встречи с Президентом», - отмечает эксперт.
Если будут выбраны «мирные» методы борьбы, то, по мнению политолога, оппозиция «должна действовать объединенно». «Этим законопроектом власть объединила оппозицию и выстроила новую линейку лидеров: Кличко, Яценюк, Гриценко. Линии надо придерживаться, - считает Вадим Карасев. – Надо бороться за элиты внутри, за представителей правящих групп в правящем классе».
Однако первое лицо Объединенной оппозиции Юлия Тимошенко, сидя в колонии, продолжает призывать именно к новой революции. «Янукович объявил войну уже не оппозиции и не отдельным демократическим ценностям, а независимой Украине как таковой. Он бросил вызов всей нации, - написала она в своем письме. – За два года они создали «эффективную вертикаль» - вертикаль пещерной этики и убийственной примитивности. Ту самую вертикаль, которая и похоронит их под своими обломками, если все мы не оплошаем на этот раз… Я с вами. Боритесь. А все, у кого есть возможность, собирайтесь возле Украинского дома – на линии фронта за Украину!».
Но следовать призыву Тимошенко в оппозиции мало кто хочет. «Можно сохранить площадку перед Украинским домом, - отмечает Владимир Фесенко. - Если бы все случилось, например, в сентябре, было бы проще: ее однозначно нужно было использовать как агитационный «майданчик» вплоть до даты выборов. Но вот удержать ее летом будет крайне сложно. Плюс, нужно отвлекаться на процедуру регистрации, избирательную кампанию в других регионах». Трудности в «удержании» людей уже сейчас видит и бютовец Андрей Павловский: «Когда СМИ распространили информацию, что вот, мол, впервые не пустили Януковича на пресс-конференцию, сорвали ее, Литвин подал в отставку, откладывается подписание закона, многие люди восприняли это уже как победу и перестали видеть смысл в пребывании под Украинским домом».
Политологи уверяют: единственная возможность сохранить протестную площадку под Украинским домом – трансформировать ее. «Майдан» должен быть трансформирован из монопроблемного в многопроблемный, - утверждает Вадим Карасев. – Пока это только «языковой майдан», как был в свое время налоговый, как штурм Верховной Рады чернобыльцами и афганцами. Всего лишь отраслевой бунт, локальное выступление. Нет слияния в единое протестное движение, на острие которого были бы борьба против власти и борьба за власть. Пока там нет шахтеров, афганцев, чернобыльцев, предпринимателей, студенческих и молодежных организаций, нового «майдана» не будет. Если оппозиция считает, что главное - улица, то надо добиваться синергии различных протестных движений».
Коментарі — 0