Результаты этих выборов стали легким шоком для Кличко, который откровенно рассчитывал на большее
Свой «удар» в ночь оглашения результатов выборов партия Виталия Кличко предпочла принимать в своем новом, но маленьком для такого события, штабе на улице Горького. Предвкушая, что обещанное еще пару недель назад некоторыми социологическими компаниями «серебро» в итоге обернется слабенькой «бронзой», «ударовцы» организовали все без помпы и без лишних свидетелей.
Возле главного входа в штаб висел красный флаг (который издалека вполне можно было спутать со знаменем коммунистов) и стоял скучающий охранник. Очевидно, понимая, что первая реакция на результаты тех же экзит-поллов может несколько расстроить (или даже разозлить) лидеров партии, их решили не «сводить» в одном помещении с камерами. Журналистов непосредственно в штаб не пускали.
Представителям масс-медиа выделили пресс-центр, завешанный фотографиями, на которых Виталий Кличко выступает перед людьми, дети держат в руках его нарисованные портреты, а мужчины и женщины тянут руки к спортсмену-звезде. А также журналистам предназначался внутренний дворик, где выстроили обшитую красным сцену-подиум, на которой в итоге так никто и не выступал. Поэтому представители СМИ приходилось смотреть вечерне-ночные шоу на ТВ, посвященные выборам (на стене висела плазма), и мило беседовать за чашкой кофе, стаканом глинтвейна и немецкими колбасками.
-- Красноречивое молчание
Пока на Софийской площади Объединенная оппозиция, а в «Интерконтинентале» Партия регионов взывали к народу, в «Ударе» «звучало» молчание. Казалось, в эту ночь для «ударовцев» главным будет лозунг: подальше от людей… Ни партийцев, ни, соответственно, ажиотажа в ожидании их завлений не наблюдалось.
Оглашенные в 20.00 результаты экзит-поллов подтвердили прогноз «Главкома», что «Удар» занимает почетное третье место. По данным разных социологических служб, партия Кличко набирает от 13,2% до 15,1%, почти на 10% меньше, чем у «Батькивщины». Все выданные ранее социологами авансы, авансами так и остались.
Сразу после оглашения данных экзит-поллов во внутреннем дворике появился Виталий Кличко – в белой рубашке, пиджаке и джинсах – по-простому. То ли расстроенный результатами, то ли уставший от предвыборной кампании, с серьезным выражением лица, красными глазами, он всячески старался не выдавать разочарования. Заготовленное выступление должно было скрыть «расстройство» лидера. Однако, его поведение, скорее, говорило об обратном. Виталий то засовывал руки в карманы, то мял листочек (видимо, с заготовленной речью), то сжимал губы, то кусал их, и так ни разу не улыбнулся. Чемпион в этот момент даже казался несколько сутулым. «Мы рассчитывали на 15%, у нас был потенциал, мы рассчитывали на тех не определившихся, которые собирались принимать решение прямо в день голосования. Мы еще должны сделать аналитику и разобраться, почему результат именно такой. Рассчитываем на партии-партнеры и надеемся, что подсчет голосов будет честным», - отметил политик-спортсмен. «Мы делаем и будем делать все, чтобы не потерять ни одного голоса», - сказал он и испарился за дверью штаба.
Буквально сразу же после Кличко к публике вышел (только уже не во дворике, а в пресс-центре) руководитель избирательного штаба «Удара» Виталий Ковальчук. В отличие от лидера, ему удалось продемонстрировать более радостное расположении духа. Как ни как сам Ковальчук впервые получает мандат народного депутата. А вопрос, почему у «Удара» не второе, а третье место, обсуждать в этот момент уже было не с руки. «В этом плане мы не исключаем использования манипулятивной технологии, - заявил тезка Кличко. – Использование технологий партией власти влияют на результаты. Я не думаю, что наши голоса куда-то пропали». На уточняющий вопрос, доверяет или нет он результатам экзит-поллов, Ковальчук хитро улыбнулся: «Надо дождаться официальных результатов». И добавил, что «если мы будем не согласны с результатами, которые даст Центризбирком, будем подавать в суд». «На некоторых округах результаты выборов, вообще, не имеют ничего общего с волеизъявлением», - сделал открытие соратник Кличко.
Периодически «ударовцы» пытались связаться со своими людьми в регионах страны. Но то ли «козни врагов», то ли нестабильный интернет в полуподвальном помещении мешали соединиться местным штабам с центральным. После небольшого перерыва и перекуса, во время которого Виталий Ковальчук повторил все вышесказанное всем журналистам по очереди, а также после очередного неудачного «включения» из региона, к журналистам снова вышел Виталий Кличко.
-- Кличко мечтает о 20 мажоритарщиках
Вспомнив, как его в последнее время упрекали нежеланием пойти на коалицию с Объединенной оппозицией и «Свободой» до выборов, он заявил, что теперь, после более-менее ясных результатов, намерен предложить, в первую очередь, «Батькивщине» план совместных дальнейших действий в новом парламенте. Задачи: бороться против коррупции и безответственности нынешней власти, и развивать местное самоуправление. «Мы уже понимаем те партии, с которыми будем работать в парламенте», - отметил Кличко. И с одной стороны, исключил «сотрудничество» с регионалами и коммунистами, а с другой, заметил, что «относительно радикализма «Свободы» у него есть «подозрения».
Оценивая шансы своей политсилы на мажоритарных округах, Виталий Кличко спрогнозировал, что в парламент пройдет «15, а может и 20 мажоритарщиков от «Удара». Но добавил, что «точно сказать» не может: «На мажоритарке колоссальное количество нарушений».
И уже улыбаясь боксер, кажется, успокаивал сам себя, вспоминая, что еще несколько месяцев назад партия «Удар», которую возглавлял спортсмен, вызывала только усмешку, потом стали вестись дискуссии, сможет ли она пройти в парламент, а потом она стала третьей по результатам на этих выборах. Но тут же он пресек всякие вопросы о его возможном баллотировании в президенты в 2015 году: «Разговоры о президентской кампании – это спекуляции. Рано еще об этом говорить. Максимальную поддержку получит тот кандидат, который сможет воплотить в жизнь желания украинцев. До выборов еще три года, за три года многое может поменяться».
Добавив напоследок, что государственным должен быть украинский язык, а о завершении или незавершении спортивной карьеры (и возможном чемпионском бое) он сообщит на отдельной пресс-конференции, Кличко вновь отправился к своим однопартийцам. По дороге Кличко оставил, по сути, без ответа вопрос явившейся в штаб в шляпке в виде галочки телеведущей Кати Осадчей. Остановить политика-спортсмена ей не помогли даже уверения, что она «за Кличко» - галочка-то на шляпке красного цвета.
На несколько минут к журналистам опять выбежал Виталий Ковальчук. Сообщив, что «Удар» проводит параллельный подсчет голосов и что 25% информации с избирательных участков уже собрано, он заявил: «Удар» набирает не менее 15%. Этот результат мы должны получить, безусловно. Мы имеем равномерный уровень поддержки на всей территории Украины, а не просто по отдельным регионам».
После штабным «ударовцам» таки удалось наладить связь со своими местными штабами. По скайпу из Харькова поступило сообщение, что кроме «каруселей» и «невключения» в списки основного электората партии – студентов, на многих участках «начали выключать свет».
Валентин Наливайченко из Донецка рассказал о том, что в регионе зафиксированы серьезные нарушения. Более детально о ситуации на Востоке отчитался замруководителя избирательного штаба «Удара» Владимир Куренной. «Там использовались все варианты фальсификаций – «карусель», подкуп, запугивание наблюдателей и членов комиссий», - добавил он.
Тем временем, журналисты уже стали расходиться. «Ударовцы» явно расслабились и несколько «подзабыли» оглашенное расписание. Даже отменили очередной брифинг Виталия Кличко – все равно, мол, новой информации нет. Тем более, что основной темой неофициальных бесед в штабе был не результат «Удара», а … прорыв «Свободы». «Вот не ожидал, что они так много возьмут! Видимо, хреново людям живется», - слышалось полушепотом по разным закоулкам внутреннего дворика. А фраза, сказанная одним из председателей местных штабов о том, что «мы еще имеем все шансы получить в новом парламенте демократическое большинство», в контексте результатов выборов на мажоритарке «смотрелась» несколько нелепо.
Коментарі — 0