Восемь лет Майдану. Приговор вынесен

Восемь лет Майдану. Приговор вынесен

В годовщину Оранжевой революции власть еще раз воздала «по заслугам» Луценко

Апелляционный суд Киева оглашал решение по апелляции экс-министра МВС Юрия Луценко по делу слежки при расследовании отравления Ющенко в день годовщины Майдана. Никаких массовых протестов, транспарантов, пафосных речей перед Апелляционным судом Киева не было. Перед началом заседания по делу Луценко не было даже уже примелькавшихся глазу «юлиных» и «юриных» бабушек с плакатами против Януковича. Во дворе в ожидании хоть чего-то околачивалось не больше десятка журналистов. Царила спокойная, чуть ли не праздничная атмосфера.

С улыбками на лице прошли на суд адвокаты Луценко – Алексей Баганец и Игорь Фомин. Как тень проскользнул в зал заседания прокурор Виктор Клименко. Его коллега, умиротворенный и уверенный в себе (и, очевидно, в дальнейшем исходе сегодняшнего дела) Дмитрий Лобань по дороге на рабочее место уверял представителей СМИ в том, что оппозиция несколько неверно трактовала последнее решение Европейского суда (который отказал правительству Украины в рассмотрении апелляции) о том, что задержание и арест экс-министра МВД проводились незаконно. «Я бы не хотел комментировать решение Европейского суда. Но отмечу одно: его следует читать очень внимательно, причем на языке оригинала, - заговорщески подмигнул он журналистам. – То, что говорит в отношении этого решения защита, не совсем так. Я читал решение в оригинале».

- Вы намекаете на то, что защита исказила решение Европейского суда в свою пользу?

- Я уже сказал, что решение комментировать не буду. Для этого у нас есть специально уполномоченное лицо. Но тот перевод, который использует защита, скажем так, не официальный.

В бодром расположении духа, с гостинцами – домашней едой - шла к своему мужу и Ирина Луценко. «Сегодня мы ждем только нормального рабочего процесса, чтобы быстро пройти все инстанции в Украине и выиграть дело в Европейском суде, - реально оценила она ситуацию. – Мы поняли, что Европейский суд может решить наши вопросы».

Прокурору Лобаню, который буквально перед ней рассказывал о том, как стоит читать последнее решение европейской инстанции, она, уже как водится, пообещала «светлое» будущее: «Сейчас Лобань может говорить все, что угодно. Он хочет при этой власти быть прокурором, хочет ездить в Европейский суд за счет власти, хочет врать. Но как только Янукович уйдет с поста президента, вся построенная им вертикаль будет сломана, и мы увидим, где будет этот Лобань, где будет этот Клименко со своим средним пальцем, которым он регулярно себе очки подтягивал».

Теоретически, по словам Ирины, у Луценко есть шансы, даже без решений Евросуда, выйти на свободу пораньше: «Ему сидеть до 26 декабря 2014 года, но есть определенные условия, при которых его могут выпустить после трех четвертых отсиженного срока – то есть в начале 2014 года». Однако в реальности такого сценария она сомневается: «Нужно, чтобы у него не было ни одного выговора. Но, как говорил Луценко, подлецам нужно говорить в лицо, что они подлецы, мерзавцам, что они мерзавцы, недоумкам, что они недоумки. С такой позицией никаких поблажек ему не будет».

На оглашение вердикта по апелляции – в зал заседания - разрешили пройти всем желающим журналистам – правда, без камер. Хотя особого внимания к содержимому сумок посетителей не было. Устное «пожелание» охранников «не снимать» на фотоаппараты и телефоны» пожеланием так и осталось.

-- Луценко рушит «азаровскую экономику»

Такая же умиротворенная обстановка царила и на самом заседании. Охранники не обращали никакого внимания на журналистов, решивших снимать опального министра в клетке. Сам Юрий Витальевич радостно приветствовал всех входящих и пытался выяснить у Олеся Дония, кто же в этом году будет готовить вертепы. О своем приходе экс-министру маяковали Тарас Стецькив и Николай Княжицкий.

«У меня сегодня прекрасное настроение, - отметил Юрий Луценко. – Но оно не связано с судом. Я уже третий день продолжаю праздновать Оранжевую революцию. Я третий день в Киеве, и нынешняя атмосфера мне напоминает атмосферу Майдана. Не потому что я хочу очередных революций. Я хочу смены власти, которая уничтожает эту страну. И чувствую, что эта смена произойдет уже скоро».

В самом суде Луценко смысла вообще уже не видел: «Рассматривается эпизод, срок по которому истекает через сорок дней. Ничего не изменится ни в случае, если он будет оправдательным, ни в случае, если он оставит приговор в силе. Изначально этот суд я рассматривал как суд над Печерским судом. Такого количества грубых базовых ошибок, допущенных там, просто невозможно представить ни в одном суде. Апелляционный суд сегодня просто ответит на вопрос: есть ли еще в Украине реальные судебные инстанции? У меня по этому поводу иллюзий нет».

- Ирина Луценко сказала, что теоретически по вашему первому делу возможно досрочное освобождение. Вы не исключаете такую вероятность, что выйдете на свободу не в конце а в начале 2014 года?

- По моей статье уже в декабре можно было бы выйти на поселение в Черниговской области, а не сидеть в тюрьме. Но мне же для того, чтобы это не случилось, уже вынесли выговор в связи с тем, что я добивался своего законного права на телефонную связь. Так что, досрочного освобождения в моем случае точно не предвидится. Вот только наказали они не меня, а моих детей и мою жену…

- Вы сейчас снова ночуете в СИЗО. Конечно, нельзя говорить о каком-то комфорте. Но где вы себя лучше чувствуете: в изоляторе или в колонии?

- Хоть в СИЗО и мало места, там лучше психологически. В Менской колонии пространства намного больше – хотя мне же построили тюрьму в тюрьме. Но психологическая обстановка там очень плохая. Персонал колонии запуган максимальным контролем над их действиями. Я не говорю о каких-то поблажках по отношению ко мне, например, я имею в виду просто человеческое общение. Но в колонии, видимо, я полезнее.

Луценко засмеялся и в шутку предположил, что из-за его работы гривна в стране и «рушится»: «Мои рукавички стали политическим оружием. А сейчас нас перевели на поклейку конвертов. Правда, вот два дня не было бумаги, и гривна упала – конвертация экономики остановилась. Я переживаю, чтобы меня тут долго не задержали, чтобы гривна совсем не покатилась. Между прочим, возле нашего лагеря есть вертолетная площадка, и вот думаю, может, Азаров скоро прилетит советоваться, как поднимать через наши конверты ВВП. А то мое пребывание тут ставит под угрозы всю «азаровскую экономику». По словам Юрия Луценко, он склеил уже больше тысячи конвертов.

-- О рукавицах, голубом шарфе и холодном душе

Оглашение вердикта по апелляции задерживалось – адвокаты и прокуроры были в полной готовности, однако судей все еще не было. Зато в зал заседания «переговорить» с Луценко прибыли Арсений Яценюк и Виталий Кличко. Похоже, даже в дверной проем заходили они вместе – не для того ли, чтобы показать, что какое-никакое, но единение «Батькивщины» и «Удара» все-таки будет. Сразу же следом за ними «подтянулись» Александр Турчинов и Кирилл Куликов.

К последнему тут же обратился Луценко: «Ты уже снял голубой галстук?». Тот, в ответ отмахнулся голубого цвета шарфом: «Можно я тебе его подарю?». «Нет, не надо», - заливаясь смехом, открестился от «регионального» цвета экс-министр.

А после, уже обращаясь к Кличко, вспомнил, что у него до сих пор есть его рукавицы с Майдана. «У тебя теперь другие рукавицы – строительные», - не удержался, чтоб не напомнить ему Куликов. Кличко же поддержал Луценко: «В строительных тоже драться можно. Они жесткие, в них руки не сбиваются». Дальше политические лидеры унеслись в воспоминания событий Оранжевой революции. Все вместе, шепотом посмеиваясь, снова вспоминали, как Луценко 21 ноября искал Ющенко.

В суд продолжали пребывать оппозиционеры. В дверях маячили Юрий Кармазин и Юрий Грымчак.

В пол двенадцатого дня назначенное на одиннадцать утра заседание таки началось. И фактически тут же закончилось. За пять-семь минут суд подтвердил приговор Юрию Луценко по делу в отношении слежки при расследовании отравления Ющенко. Луценко даже не успел окончить разговор со своими соратниками. Председательствующий судья Олег Присяжнюк огласил только результативную часть решения – полное будет 29 ноября. Под крики: «Ганьба!» судьи сразу удалились.

Однако «заседание» не закончилось. Некая дама, в шляпе, закрывающей лицо, попавшая в зал суда, явно не по депутатской и журналисткой корочке, выскочив на центр зала, указывая пальцем по очереди то на Юрия Луценко, то на его жену, начала кричать: «Посмотрите! Это он через Приступлюка, через других, самым разным способом, подсунул мне квартиру, обманул! Сволочи!». Из ее криков было понятно, что она обвиняет Луценко в каком-то обмане, но в чем именно женщина так и не смогла сформулировать. Отказалась она называть и свое имя. Дама в итоге больше смахивала на плохую актрису, чем на реальную пострадавшую.

Осекшись о взгляд Юрия Луценко, огрызаясь на крики: «Провокация!» со стороны оппозиционеров, она накинулась на жену экс-министра Ирину: «А ты, сволочь, еще и в депутаты лезешь!». В дальнейших оскорблениях она не скупилась. Ирина Луценко, раскрутив бутылку с водой, в ответ обдала противницу холодным душем. «Ира, Ира, успокойся», - включился в перепалку экс-министр. Но та, с совершенно спокойным лицом, вновь окатила из бутылки продолжившую возмущаться даму в шляпе.

«Все депутаты знают, что у нас исчезают люди», - совершенно не в тему завопила та. На этой «оптимистичной» ноте, под требования Кирилла Куликова составить административный протокол за обвинение в суде, охрана вывела ее из зала. Однако ее крики за стенкой продолжались еще, как минимум, минут десять…

-- Приговор суда и приговор суду

Хоть сегодняшнее заседание суда по Луценко и может претендовать на звание одного из самых коротких, оно еще и стало прецедентным. Один из трех судей (в истории подобных дел, наверное, впервые) не согласился с решением, выразив собственное мнение. Это стало «сюрпризом» и для самого Луценко, и для его адвокатов.

«Какие бы мантии не надевало на себя рабское существо, оно все равно остается рабом. В Древнем Риме рабам даже запрещали давать показания как свидетелям, понимая, что они подневольные. Эта ситуация поразила бы римлян – они и представить не могли, что рабы могут быть еще и судьями, - вынес свой «приговор» суду экс-министр МВС. – Но есть сегодня один луч совести. Один из судей не согласился с решением, написал отдельное мнение. Я догадываюсь, кто именно, но оставлю это при себе. Есть еще люди, у которых в годовщину Майдана что-то искрится в душе».

Адвокаты Луценко пообещали обжаловать приговор по второму делу в Высшем специальном суде, а потом и в Европейском.

Арсений Яценюк, в связи вынесенным Европейским судом решением, отметил, что будет работать над созданием в Верховной Раде специальной следственной комиссия по вопросам привлечения к криминальной ответственности «всех судей, всех прокуроров, всех следователей, всех работников государственной пенитенциарной системы, которые нарушили закон». «Это и будет настоящая судебная люстрации в Украине, и мы начнем это делать с дел Юлии Тимошенко и Юрия Луценко», - пообещал он.

Александр Турчинов, рассказав, что сегодня «встретится с друзьями на Майдане, в палаточном городке», отметил символичность вынесения решения по делу Луценко именно в этот день: «Суд за пять минут зачитал результативную часть. Он мог сделать это и вчера вечером, и поставить грязную точку в этом процессе. Но тем, кто заказывал этот процесс, был очень важно огласить приговор Луценко именно в годовщину Оранжевой революции. Видимо, от этого они получают особенное наслаждение». И тоже дал обещание: «Те, кто сейчас радуется приговорам Тимошенко и Луценко, не понимают, что тогда на Майдан вышли не только политики, вышли миллионы граждан».

Вот только из тех миллионов, о которых говорил Турчинов, через восемь лет на улице под оградой у суда, который судил лидеров Майдана, околачивались пять-семь человек.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: