Депутат-«регионал» предупреждает, после подписания Ассоциации Украину ждет провал
Растоптав зародыши бунта в Партии регионов, Виктор Янукович, казалось бы, навел относительный порядок во фракции, в которой было стали раздаваться голоса против курса на евроинтеграцию. Под раздачу попал лишь небезызвестный Игорь Марков, у которого через суд отобрали мандат.
Депутат-старожил Дмитрий Святаш, хоть и избирался по округу в пограничном с Россией Харькове, не был замечен в «еврофронде», более того, заявляет, что шел на выборы под лозунгами евроинтеграции еще десять лет назад, когда впервые стал депутатом. С тех пор Святаш, по его словам, вышел из числа собственников одного из крупнейших игроков отечественного авторынка – корпорации «Автоинвестстрой», но, тем не менее, его продолжают считать одним из ведущих лоббистов отрасли. В частности, он являлся сторонником введения утилизационного сбора для поддержки отечественных автопроизводителей, а сейчас собирается заняться регулированием рынка такси.
И хотя Святаш не проявляет явных отступлений от линии партии, им якобы тоже заинтересовался «депутатский киллер» Юрий Кармазин. Собственно с перспектив лишения депутатского мандата мы и начали разговор с «регионалом».
-- «Господин Кармазин – городской сумасшедший»
Начнем с вашего отношения к тому, как поступили с вашим коллегой Марковым?
Решение суда не обсуждается, а исполняется. Но, с моей точки зрения, в целом избирательное право ограничено во времени – соответственно действие избирательного права заканчивается в момент принятия присяги народным депутатом. Если же существует определенная коллизия законодательных актов, парламент должен ее устранить, чтобы подобных исков в сроки, не установленные законом о выборах, больше не было.
Появилась информация, что вы, а также еще двое харьковских нардепов – Александр Фельдман и Анатолий Гиршвельд – также в «группе риска» Кармазина.
Еще раз подчеркну – избирательный процесс закончен и избирательное право закончило свое действие с момента оглашения результатов и сроков, предусмотренным законом по их обжалованию. Так вот – за все время действия избирательного права в моем избирательном округе было всего две жалобы. Первую единогласно отклонили все члены окружкома, вторую также отклонили все члены окружкома, а потом еще и суд первой инстанции это подтвердил и обжалования не было. Ни результаты ни на одном из участков, ни результаты подсчетов, которые были приняты окружкомом, ни результаты, оглашенные ЦИКом, не были обжалованы ни в каком порядке. Господин Кармазин – городской сумасшедший. Я никогда не забуду, как он стоял и выступал при пустом зале. Очень обидно, что его кто-то поддерживает, создавая очень недостойные прецеденты. Поэтому я поддерживаю своего коллегу Левченко, который внес законопроект, не позволяющий сумасшедшим вроде Кармазина, делать вещи, недопустимые в демократической стране.
Но дело же не в Кармазине, такие решения принимают суды. Вы сказали, что его кто-то поддерживает. Кто и почему может точить на вас зуб?
Не знаю, кто может точить зуб, мне абсолютно все равно. Я абсолютно спокоен, потому что абсолютно на всех избирательных участках мой перевес над ближайшим конкурентом – первым секретарем Харьковского обкома Компартии госпожой Александровской – был более чем 15–16 %. То есть нет ни одного основания нервничать по этому поводу. Я работаю на своем округе уже 12 лет, независимо от того, мажоритарная была система выборов или пропорциональная.
-- «После подписания соглашения с ЕС обязательно будет первоначальный «провал»
Как вообще настроение во фракции? Президентские накачки наподобие той, которая была в «Зоряном», – это все-таки не самое обыденное явление.
Здесь ситуация достаточно простая и понятная. Партия регионов является партией, лидером которой является действующий Президент Украины. Ни у кого не вызывает сомнений, что Партия регионов – это президентская партия, и, естественно, он должен опираться в парламенте на свою политическую силу. На встрече с фракцией Президент абсолютно недвусмысленно и четко обрисовал свое видение движения Украины в Европу. Это было необходимо, особенно с учетом того, что многие избиратели Партии регионов этнически, исторически и экономически близки именно к России. И, безусловно, для депутата Партии регионов, особенно мажоритарщика с Юго-Востока, решение не идти на глубокую интеграцию с Таможенным союзом достаточно сложное, исходя из предпочтений избирателей. Но нельзя стучаться в закрытую дверь – сегодняшнее поведение России и те шаги, которые она делает в торговых отношениях, энергетической сфере, ничем иным как «принуждением к миру» не являются. Поэтому для нас сейчас абсолютно правильное решение – сближение с Евросоюзом, что позволит сохранить Украине ее независимость.
Вы сможете объяснить это своим избирателям на округе?
Мне достаточно просто – я народный депутат с 2002 года, два раза избирался по мажоритарной системе. И в моей программе 2002 года четко было заявлено евроинтеграционное направление развития Украины, присоединение к мировым экономическим сообществам, в частности, к ВТО. Поэтому мне моих избирателей переубеждать не придется. К тому же, я уверен, что после подписания договора об Ассоциации мы выйдем на переговорный процесс с Таможенным союзом совершенно с других позиций. Политическая составляющая в этих переговорах будет снята, так как России уже не к чему будет нас склонять. Но правительство должно четко понимать, что определенный разрыв отношений с Таможенным союзом достаточно серьезно ударит по ряду отраслей в краткосрочной перспективе – по пищевой промышленности, машиностроению и легкой промышленности. И здесь без поддержки правительства предприятия просто могут не справиться с этой ситуацией.
А на помощь Европы в этот переходный период стоит рассчитывать?
Такие переговоры однозначно будут вестись. В любом случае, нам нужна будет финансовая поддержка. Нам необходимо будет как можно быстрее привести наши стандарты в соответствие с европейскими – а это более 20 тысяч стандартов. Договор об Ассоциации позволяет убрать тарифное регулирование, конечно, с определенным переходным периодом. Но первоначальный «провал» будет обязательно.
И сколько он будет длиться?
Вот это как раз вопрос оперативного вмешательства украинского правительства и господдержки таких предприятий, как «Мотор-Сич», НПО имени Фрунзе, «Турбоатом», Харьковский авиационный завод, НТК «Антонов», через госзаказы, налоговые преференции… Что касается пищевой промышленности, то тут надо более агрессивно работать с соответствующими российскими органами по сертификации украинской продукции.
Ваш коллега по фракции г-н Колесников призвал тех украинских производителей, которые испытают проблемы в новых условиях, переносить производство в Россию.
Во-первых, это не всегда возможно, во-вторых, кризис абсолютно не закончился и на его фоне строить новые мощности достаточно проблематично. Хотя опять же у тех же «Рошена», «Конти» есть заводы в России, но они производят другую номенклатуру товаров.
Вы говорили про помощь правительства конкретным отраслям. А во время встречи с Януковичем ваши коллеги по фракции жаловались, что правительство не слышит их просьб.
Как депутат четырех созывов, который был и во власти, и в оппозиции, могу сказать, что проблемы коммуникаций депутатов с правительством приблизительно одинаковы от созыва к созыву. Безусловно, у каждого из депутатов есть много вопросов по своему округу, комитету, законопроектам, но министр один, а депутатов 450.
Сейчас поменьше…
Но если министр будет молниеносно реагировать на обращение каждого депутата, ему ничего другого не останется, кроме как постоянно с нами общаться. И давайте говорить откровенно: в большинстве случаев вопросы депутата к министрам не относятся к непосредственной деятельности депутата. У кого-то есть вопросы по бизнесу, лоббистские вопросы…
Но Андрею Клюеву, который раньше был коммуникатором с парламентом, удавалось оставить всех более-менее довольными.
Смотрите – я работаю в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, поэтому у меня могут возникнуть вопросы к Минфину, к Миндоху, к Минэкономики и Минпромполитики. Так получается, что у меня не очень много вопросов, скажем, к министру культуры. В принципе, такого нет, чтобы я позвонил – и через десять минут министр приехал, но в разумных пределах – в течение недели, десяти дней – всегда можно попасть на прием если не к министру, то к ответственному исполнителю. Для меня это непринципиально – мне не шашечки, а ехать…
-- «К компании «АИС» я не имею отношения более четырех лет»
Хоть вы и говорите, что давно не занимаетесь автобизнесом, многие инициативы о поддержке отечественного автопроизводителя – тот же утилизационный сбор – связывают как раз с вами. И с новостями о том, что недавно суд запретил продавать залоговое имущество «Автоинвестстроя», хочешь-не хочешь ассоциируется ваша фамилия. В каком качестве вы остались на авторынке?
Я занимаюсь законодательным обеспечением функционирования авторынка в Украине, потому что я достаточно глубоко в этом материале нахожусь и потому что мне небезразлична судьба автомобильной промышленности в Украине. Я все-таки посвятил этому большую часть своей жизни, и те вещи, которые кому-то нужно объяснять, мне объяснять не нужно. Это достаточно большой пласт экономики Украины, причем экологически безвредный – это все-таки не химпром и не металлургия.
Вы можете назвать себя лоббистом?
Я могу назвать себя лоббистом цивилизованного развития автомобильного рынка Украины. Всегда нужно находить баланс между импортом и внутренним производством, и любое правительство, если оно при памяти, будет поддерживать своего производителя и увеличивать таким образом ВВП и занятость своих граждан.
«АИС» для вас теперь совсем чужая компания?
К этой компании я не имею отношения более четырех лет и давно не исполняю там даже представительских функций. Поэтому все вопросы, которые связаны с ее деятельностью, проблемами и достижениями необходимо адресовать исключительно в соответствующий департамент группы компаний «АИС».
Как подписание Ассоциации с ЕС отразится на авторынке? Ведь введенный Украиной утилизационный сбор Европа может легко трактовать как дискриминационный.
Ситуация достаточно сложная, и в Брюсселе мы обсуждаем как раз этот кластер авторынка. Предлагаются различные мягкие способы снижения пошлин, гармонизация наших налогов с европейскими – будем дискутировать, но Соглашение об Ассоциации не должно похоронить украинский автопром.
Евросоюз может потребовать отмены утилизационного сбора?
На сегодняшний день таких требований не поступало. Пока что есть прямая претензия по спецпошлине, а она при подписании Ассоциации будет отменена. Утилизационный сбор пошлиной не является, так что будем общаться по этому поводу. Если все будет нормально, и этот сбор проживет какое-то продолжительное время, то трансформация рынка в сторону украинских автомобилестроителей, особенно в ценовом сегменте до 15 тысяч долларов, возможна приблизительно во втором квартале следующего года.
Но сейчас наш авторынок падает.
Да, он демонстрирует падение, и в этом году оно составит где-то порядка 8% по отношению к прошлому году. Если в прошлом году Украина продала порядка 220 тысяч новых легковых автомобилей, то хорошо, если в этом году будет 200 тысяч.
-- «В Лондоне, чтобы стать таксистом, нужно учиться два года»
Вы – один из инициаторов реформирования системы такси. Но у нас обычно опасаются, и небезосновательно, что любые новые правила будут направлены только на усложнение, зарегулирование и повышение цен.
Емкость рынка услуг такси в денежном выражении порядка 20 миллиардов гривен, из них Киев – порядка 8 миллиардов. По данным налоговой за прошлый год непосредственно с услуг такси (а не информационных услуг), в государственный бюджет Украины поступило меньше ста тысяч гривен. Еще один важный момент – автомобиль является источником повышенной опасности. Когда человек садится в такси, он доверяет свою жизнь водителю. Украина – одна из немногих стран, где водителем такси может быть человек, который только вчера получил права. Это нонсенс. В Лондоне, чтобы стать таксистом, нужно учиться два года.
Я хочу, чтобы заказчиком услуг такси была территориальная громада, а не центр. Сейчас местное самоуправление никак не влияет на качество услуг такси, ценообразование, сертификацию транспортных средств. Поэтому мы хотим перенести право лицензирования из Минтранса на места. Горсовет будет определять требования к автомобилю такси – это может быть автомобиль В-класса, а не, скажем, «Дэу матис». К тому же, требования к такси в Киеве, Харькове, и Бердичеве совершенно разные, исходя из уровня доходов населения, разного расстояния и качества дорог.
Насколько новые требования могут удорожить поездку для пассажира?
На самом деле, сегодня количество машин, которые указывают услуги, в четыре-пять раз больше, чем потребность в них. Причем в Киеве чуть ли не в шесть раз больше. Плюс сейчас практически никто не включает счетчик, а устанавливают тарифы как хотят. Мы же предлагаем, чтобы тариф за километр устанавливал горсовет, в зависимости от класса авто.
А не получится ли, что после этого поездка будет стоить, как в официальных «Скай такси» из Борисполя, в разы дороже?
Не в разы. Цена действительно будет несколько выше – на 10–15 %, но вам и первую модель «Жигулей» 72-года не пришлют. И вы будете уверены, что если услуга оказана неправильно, то у вас есть чек. Недавно был такой случай под Киевом: один водитель с «шашечками», который вез пассажиров, попал в ДТП – два трупа. А человек «шашечки» выкинул и сказал, что просто так людей подвозил. Это уже совершенно другие взаимоотношения. Сегодня далеко не в каждом такси пассажир застрахован.
А с «грачами» как собираетесь бороться?
Мы дадим право ГАИ проверять лицензии. Если зафиксирован факт перевозки без лицензии, первый раз – штраф 500 гривен, второй – 1200 гривен и далее больше. С «грачами», у которых вообще ничего нет, бороться очень сложно, но с теми, кто сегодня получает заказы через систему оператора, можно. Плюс колл-центр в случае сотрудничества с таксистом без лицензии заплатит штраф в 8–10 тысяч гривен.
-- «Таможне и налоговой водку пить вместе не надо»
Как вы, как член профильного комитета, оцените реформы в Миндохе? Говорят, что там до сих пор таможню с налоговой не поделят.
Централизация в одних руках ведомств, которые на 90% наполняют государственный бюджет Украины, абсолютно правильна. Раньше свой план Минфин спускал на таможню и налоговую, а сегодня у Миндоха есть общий план. К примеру, я – импортер, завез товар и уплатил на входе таможенную пошлину, НДС, акцизы и сборы. То есть заранее прокредитовал государство еще перед самим бизнес-процессом. Но в налоговой говорят – у нас свой план, поэтому, дружище, то, что ты уже заплатил, не считается. А объединение баз и планов даст возможности создать единый план на регион структурных подразделений Миндоха. Сегодня с огромным трудом гармонизируются базы данных, поскольку всю жизнь налоговая вела свой учет, а таможня свой, поэтому невозможно было отследить товар от границы до конечного реализатора. Сейчас же мы идем по европейскому пути таможенного оформления чуть ли не за 30 минут.
Вы говорите о сложности гармонизации баз данных. А человеческий фактор тут насколько силен, поскольку на таможенных и налоговых потоках всегда сидели разные люди, которые такое объединение воспринимают без особого восторга?
Конечно, человеческий фактор существует. Но им друг с другом не работать и водку пить вместе не надо: таможня выполняет свои функции, а налоговая – свои. Важно, чтобы товар был четко отслежен и проконтролирован, чтобы не занижалась экспортная стоимость, для чего мы приняли закон о трансфертном ценообразовании, который меняет менталитет экспорта в Украине. Правда, чтобы этот глобальный закон заработал, нужно минимум три-четыре решения правительства и пять приказов по Миндоху.
Экс-глава Таможенной службы Игорь Калетник все еще сохраняет влияние на ней?
Мне трудно сказать, но, по крайней мере, люди, которые при нем работали, остались на своих местах.
-- «О Курченко я услышал тогда, когда он сделал свою блестящую карьеру»
Наблюдал сценку в кулуарах – приехал Добкин в парламент и тут же стайкой все харьковские депутаты слетелись вокруг – вы, Шенцев, Немилостивый, Мысик… Харьковская власть считает вас всех депутатским отрядом для решения своих проблем?
Мы на выборах и в Харькове, и в области шли, четко декларируя, что не идем отдельно, а каждый кандидат от Партии регионов – член одной команды.
Да, даже пайки одинаковые раздавали.
Нас – 14 человек – выдвинула областная партийная организация, и мы шли в парламент, чтобы решать задачи региона. Но у депутата ограниченный инструментарий – я не могу решить бытовые проблемы своих избирателей без связки с городской и областной властью, потому что бюджетные рычаги и материальные ресурсы находятся в руках исполнительной власти. Поэтому здесь как раз у нас отношения паритетные, и, безусловно, когда будет рассматриваться бюджет, харьковские депутаты будут работать в связке с городским головой, губернатором, депутатами городских и местных советов, чтобы отстаивать свои приоритеты для региона.
Считается, что у вас неважные отношения с Кернесом.
С Геннадием Адольфовичем я нахожусь в добрых товарищеских отношениях более 20 лет. Когда личные отношения пересекаются с рабочими, могут возникать производственные конфликты, но в целом у нас позитивные рабочие и товарищеские отношения.
По харьковским округам на минувших выборах баллотировались варяги – Бережная, Писаренко. Своих кандидатов в Харькове не нашлось?
Сложный вопрос, но могу сказать, что два депутата, которые не являются этническими харьковчанами, работают на благо региона и я оцениваю их работу абсолютно позитивно. Это нормальные адекватные люди. Писаренко – юрист, Бережная, в основном, занимается вопросами евроинтеграции. Кстати, все наши харьковские депутаты находятся в разных комитетах, то есть охватывают различные сферы.
В отношении одного из харьковских депутатов – хлебопека Владимира Мысика – часто звучат обвинения в том, что он, пользуясь близостью к власти, пытается монополизировать киевский хлебный рынок в пользу своего предприятия «Кулиничи»…
Владимира Мысика я знаю с 1994-го года, когда еще «АИС» был маленьким харьковским предприятием и Кулиничевский хлебзавод имел небольшую долю рынка. Бизнес, который развил Мысик, высокотехнологичный, абсолютно менеджерский и конкурентный – он же не использует дешевого газа или электроэнергии. Конечно, когда на давно сформировавшийся киевский рынок входит новый мощный игрок, который строит высокотехнологичный завод за 50 миллионов долларов и проводит агрессивную политику, то кому это понравится? Поэтому будут применяться все методы – добросовестные и нет – чтобы помешать ему завоевать долю рынка.
А он, пользуясь своим положением, не может применять недобросовестные методы? Все-таки Янукович и Азаров не каждый завод чтят своим посещением.
Ну, возможно, он может чуть быстрее получить землеотвод и решить какие-то согласовательные моменты. Но ни Янукович, ни Азаров, ни Попов не помогут ему делать хорошую продукцию. На потребительском рынке покупатель голосует кошельком, и Янукович не заставит людей покупать его булочки.
Вы в Харькове давно занимались бизнесом и, по идее, должны знать всех ключевых бизнесменов города. О господине Курченко когда в первый раз услышали?
О господине Курченко я услышал тогда, когда он сделал свою блестящую карьеру.
А в процессе того, как он ее делал?
Ни разу.
Вам не показалось странным неожиданное появление такого талантливого бизнесмена?
Я занимался бизнесом в Украине с 1992-го года и знаю либо лично, либо через своих знакомых практически всех владельцев крупных активов в этой стране. Могу сказать одно – чудес не бывает, что-то ниоткуда не появляется. Оно могло появиться в момент перераспределения и приватизации. После этого, когда этот процесс практически закончен, крупные капиталы могут появиться под какие-то очень серьезные инновации, но что-то в Украине не появилось ни «эпплов», ни «майкрософтов», ни «скайпов».
Вы не придерживаетесь мысли, что Курченко может быть просто зиц-председателем?
Я не могу комментировать эти вещи, но я высказал свою точку зрения.
-- «Сегодня самый главный евроинтегратор в Украине – Президент»
Сейчас в парламенте непривычная идиллия между большинством и меньшинством. Сколько она продлится?
Я не вижу никакой идиллии, есть абсолютно четкое противостояние. Оно пока не выливается в физическое противостояние – грубо говоря, драк на этой сессии не было. Просто в сознании украинцев Партия регионов всегда считалась пророссийской, а оппозиция – прозападной. А сейчас в сознании произошла смена вектора: сегодня самый главный евроинтегратор в Украине – Президент. Оппозиция пытается позиционно перестроиться на марше, пытаясь упрекнуть нас в том, что все, что мы делаем – бутафория и псевдоевропейскость. До Вильнюса мы будем вместе голосовать все евроинтеграционные законы, а что будет потом – посмотрим. Не забывайте, что с каждым днем мы приближаемся к началу президентской кампании, которая, по большому счету, уже началась, раз каждую неделю муссируется тема о едином-неедином кандидате от оппозиции.
Марков вон уже сказал, что может пойти в президенты. Вы вообще верите, что на Юго-Востоке может появиться другой кандидат, альтернативный «предателю» Януковичу?
В сознании украинцев присутствует большая инерция. Сверхновая политическая звезда из ниоткуда на политическом небосклоне меньше чем за год до начала избирательной кампании появиться просто физически не сможет. Я не исключаю российский проект (будь то Медведчук или Марков), который будет оттягивать голоса от существующей власти как элемент давления на действующего Президента. Даже не сомневаюсь, что российский вектор обязательно будет присутствовать. Но составить серьезную конкуренцию на этом электоральном поле действующему Президенту не сможет никто. Другое дело, что если это будет рассчитано на десятилетнюю перспективу, то любую длинную игру надо с чего-то начинать – либо с парламентских выборов, либо с местных, либо с президентских. Сегодня так совпало, что пик противоречий Украины и России возник перед президентскими выборами. Соответственно, если Россия будет играть свою политическую скрипку в украинской политике, начинать надо с ближайших выборов, а это президентские.
То есть вы не сомневаетесь, что Россия будет управлять этими процессами, а не кто-то внутри страны будет разыгрывать пророссийскую карту ради удовлетворения личных амбиций?
Личным амбициям в борьбе систем не место. Что бы ни говорили о Партии регионов, это большая выстроенная система, как и другие парламентские партии. Та же «Свобода» строит партийную систему по типу НСДП вплоть до формирования бойцовских подразделений, лагерей молодого «гитлерюгенда» и тому подобного. Кандидат, который не пользуется поддержкой какой-то крупной политической силы и находится вне системы, шансов не имеет.
Коментарі — 0