Парламент до конца недели узаконит правила жизни для оккупированной территории
Складывается ощущение, что в тщетных попытках сохранить целостность и обезопаситься от российской агрессии украинские власти готовы на многое, если это «многое» не касается силового противостояния. При этом – далеко не всегда задумываются о последствиях.
Уже на этой неделе во втором чтении может быть принят законопроект, внесенный в Раду Сергеем Соболевым, об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины. Речь, конечно, идет о Крыме. В пояснительной записке к законопроекту его необходимость объясняется тем, что нужно обеспечить права и свободы людей, защиту интересов государства, госорганов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях оккупации.
На оккупированной территории предлагается урегулировать правовые отношения, свободу передвижения и экономической деятельности, права собственности, ответственность за коллаборационистскую деятельность и так далее. На первый взгляд, ничего экстраординарного. Но в украинском политикуме так сложилось, что благими намерениями дорога далеко не всегда вымощена туда, куда хотелось бы. И вместо поддержки со стороны Украины, крымчане, в случае принятия документа, получат длинный список проблем. Жителям материковой части – не в том объеме, но тоже достанется.
Законопроект был принят Верховной Радой в первом чтении – 20 марта, его поддержали 276 из присутствующих 308 депутатов. Тогда же большинством было принято решение о сокращении срока подготовки ко второму чтению. Аналогов такому закону в мире практически нет. За исключением закона Грузии «Об оккупированных территориях» от 23 октября 2003 года. Собственно, многие положения последнего были взяты за основу украинской стороной.
Согласно документу, территория Автономной республики Крым и города Севастополя, подводное и воздушное пространство над ними, а также территориальные воды Украины признаются оккупированными Россией. На полуострове продолжают действовать украинские законы. Но РФ несет ответственность за нарушение прав человека, определенных украинским законодательством, за возмещение морального и материального ущерба, а также за охрану культурного наследия.
Это более-менее понятно, хоть и, скорее, не осуществимо. Но дальнейшие положения законопроекта вызвали критику уже не только со стороны крымчан (поддержавших или выступивших против присоединение Крыма в России), но и ряда жителей материковой части.
Что, в первую очередь, вызывает вопросы в законопроекте?
Предусматриваемый особый порядок въезда на полуостров. На оккупированную территорию будет ограничен въезд и выезд. То есть, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства не смогут попасть на территорию Крыма без специального разрешения через пункты въезда-выезда в порядке, установленном Кабинетом министров.
В документе сказано, что нарушение порядка въезда-выезда влечет за собой наказание в виде трех-пяти лет лишения свободы и конфискации транспортных и других средств совершения преступления. Однако, при этом, пока не понятно, где, например, будут располагаться эти спецпункты въезда-выезда - это еще только предстоит решить Кабмину.
Главное научно-экспертное управление парламента, анализируя проект, выдало ряд замечаний: от технических до тех, которые нарушают права людей. Среди последних, как раз, - порядок въезда и выезда. Потому документ требует согласования с нормами международного права и должен быть подвержен экспертизе Венецианской комиссии.
Предложенный порядок осуществления экономической деятельности в Крыму также предельно жесткий. Законопроект предполагает запрет на хозяйственную деятельность, если она подлежит государственному регулированию. А также запреты: на организацию железнодорожных, автомобильных, морских, воздушных и т.п. сообщений, на ввоз и вывоз товаров военного назначения и двойного использования (список не прилагается), на использование государственных ресурсов (природных, финансовых, кредитных), осуществление денежных переводов и финансирование данной деятельности.
Все это вполне может означать, что предприниматели материковой части могут забывать на время оккупации о партнерах в Крыму. Тем более что конкретного списка видов запрещенной хозяйственной деятельности все еще нет. А нарушение запретов карается сроком лишения свободы от трех до шести лет с конфискацией имущества.
Все сделки по недвижимому имуществу, заключенные с нарушением требований законодательства Украины, будут считаться недействительными. А приобретение права собственности на имущество возможно лишь в случае наследования или по завещанию.
Также наказуема – сроком до 15-ти лет лишения свободы – коллаборационистская деятельность, то есть сотрудничество с оккупационной державой и ее представителями во вред госинтересам Украины. Отсюда опять-таки не ясно, ни какая конкретно деятельность подразумевается, ни кто может стать ее субъектом.
«Списывая закон с аналогичного грузинского времен Михо Саакашвили, власть не удосужилась вникнуть в его суть, - прокомментировал законодательную инициативу пророссийский депутат-«регионал» Олег Царев. – Под вопросом оказываются все торговые, производственные, кооперационные договора с предприятиями Российской Федерации». По его словам, Грузия, устанавливая особый правовой режим на территориях Абхазии и Южной Осетии, практически полностью обнулила торговлю с Россией.
«Но Грузия это могла позволить, Грузия маленькая, две трети бюджета Грузии дотировались США как раз за антироссийскую политику, - выразил свое мнение нардеп. – Украина гораздо больше Грузии! Неужели нам кто-нибудь собирается компенсировать остановку всех предприятия, имеющих договора с Россией? А ведь под ударом могут оказаться не только машиностроительные предприятия Юго-Востока, но и сельхозпредприятия, импортирующие свою продукцию в Россию. Под угрозой также импорт энергоносителей и многое другое».
Согласно законопроекту, он вступает в силу со дня его опубликования. Однако соответствующие правительственные акты на этот момент еще не могут быть приняты. Среди «минусов» в оценке Главного научно-экспертного управления также отмечается несоответствие цели и содержания: большая часть положений связана с особым правовым режимом оккупированной территории, а не с вопросами обеспечения прав и свобод граждан.
Не потому ли при голосовании за законопроект в первом чтении, лишь двое мажоритарщиков по Крыму высказались «за» - Юлия Левочкина и Вадим Новинский? Остальные – «отсутствовали». Но после высказали свою позицию достаточно ясно.
«Такой дурости я себе не могу даже представить, - прокомментировал законодательную инициативу коллег Лев Миримский. – Я категорически против этого закона, вообще. Если власть Украины борется за Крым, то нельзя гнобить крымчан. Причем, среди них есть те, кто поддержал референдум, и те, кто не поддержал. А этим законопроектом мы делаем из Крыма концлагерь, все люди начинают страдать: нельзя заниматься бизнесом, зарабатывать на жизнь, ехать, получить перевод». По словам депутата, этот законопроект вызовет в обществе еще большую волну возмущения, чем попытка отменить «языковой закон» Кивалова-Колесниченко. «Надо не захватывать Крым, - считает нардеп, - а завоевывать доверие крымчан. А то есть такое умное слово в документе как «коллаборационизм» - борьба с оккупантами, грубо говоря. Так вот я надеюсь, что власть Украины не сочтет оккупантами крымчан. Если Украина борется с Россией, то почему должен страдать крымский народ?».
Автор законопроекта Сергей Соболев признал, что эти же вопросы встали и в ходе обсуждения в рабочей группе 24 марта. «Я понимаю, что я спровоцировал. Но если бы не спровоцировал – мы бы еще год ждали», - отметил нардеп. В связи с поспешностью и допущенными ошибками, было принято решение расширить рабочую группу, пригласив все заинтересованные министерства и ведомства. «Мы поняли, что нужно добавлять отдельные разделы – об особенностях избирательного процесса, банковских переводах, защите военнослужащих и так далее», - отметил депутат. Все поправки, по его словам, должны быть поданы до 27 марта. А 28-го, в пятницу, Верховная Рада может рассмотреть проект во втором чтении.
Однако на смягчение определенных положений рассчитывать не стоит. Скорее, наоборот. «Крым начинает превращаться в место отмывания грязных денег, контрабанды и прочего. Особый режим будет намного жестче, чем режим сегодняшнего пересечения украино-российской границы – это всем понятно», - гарантирует нардеп.
Коментарі — 0