В ходе заседания 8 апреля украинский парламент с трудом, но решил: сепаратистов – наказать, судей - люстрировать
Протестные настроения на Востоке и Юге Украины перекинулись и на Верховную Раду. В борьбе за законопроект об усилении ответственности для сепаратистов коммуниста Петра Симоненко националисты вытолкали с трибуны, Оксана Калетник расцарапала лицо «свободовцу» Юрию Михальчишину, а бывший депутат Степан Хмара чуть не подрался с явившимся в парламент после долгого отсутствия Олегом Царевым…
-- Начали с «драчки»
Сегодня, 8 апреля под Верховной Радой собралось около полутысячи человек. Одни из основных требований участников акции: решить проблему с сепаратистами в восточной Украине, а также проголосовать «люстрацию судей». «Путлера геть», «Не допустить в Одессе донецкого сценария», «Немедленно принять меры против сепаратизма», - озвучивали протестующие требования со своих же плакатов. Оба эти вопроса в числе прочих значились в повестке дня. Однако ко второму, в связи с недавними захватами административных зданий в Донецке, Луганске и Харькове, удалось перейти лишь к вечеру.
Утро ознаменовалась разговорами и дрязгами вокруг темы сепаратизма. За законопроект о внесении изменения в Криминальный кодекс (об усилении уголовной ответственности за преступления против национальной безопасности) регионалы и коммунисты не были готовы голосовать.
«Если люди выходят, к их позиции надо прислушиваться», - выступал с трибуны регионал Владислав Лукьянов. «Против мирных демонстрантов власть не будет применять силу, но против сепаратистов и террористов будем действовать по Конституции», - вроде как пытался успокоить его Турчинов. «Это новый этап путинской агрессии, и не надо цяцькаться, - более жесткую позицию занимал лидер «Свободы» Олег Тягнибок. – Власть слишком мягко к происходящему относится. Если к нам приезжают офицеры ГРУ России, сталкивают людей внутри страны, то надо их жестко карать. Также должна быть перекрыта граница с Россией и введен визовый режим. Шабаш на Востоке нужно остановить немедленно».
Резким в своих суждениях, только уже по отношению к оппонентам из «Свободы», был и лидер Компартии Петр Симоненко.
«А что сделала украинская власть, чтобы не было этих событий на Востоке? Люди требуют определиться с государственной позицией в отношении русского языка, провести местные референдумы, поднять вопрос федерализации. А их за это обвиняют в сепаратизме, - вещал главный коммунист с трибуны. – Я раньше говорил, что националисты проводят проамериканскую политику. Я ошибался. Вы (обратился он к «Свободе» - «Главком») выполняли сценарий России по уничтожению целостности и расколу Украины.
В ответ не прозвучало ожидаемо: «Ганьба!». Попросту не успели.
В одно мгновение возле главного коммуниста оказались несколько «свободовцев». Юрий Михальчишин вытолкал го с трибуны. Лозунг «Комуняку на гілляку» своеобразно, но воплощался в жизнь. На помощь Симоненко тут же кинулись депутаты от Компартии. Завязалась потасовка.
«Фашисты!», - кричали со своих рядов оставшиеся сидеть на месте коммунисты и некоторые регионалы. «Перерыв десять минут! Успокойтесь, Рада должна рассматривать важные вопросы, займите свои места», - пытался успокоить «драчунов» Александр Турчинов. «Банду геть!» - только громче начинал в ответ ему кричать нефракционный Олег Ляшко.
Через несколько минут коммунистов и «свободовцев» удалось разнять. Помятый Симоненко смотрелся не лучше такого же Михальчишина, которому коммунистка Оксана Калетник успела основательно расцарапать лицо.
После этого Партия регионов и коммунисты практически в полном составе покинули сессионный зал.
«Если депутат выходит на трибуну и не может обратиться к своим избирателям, потому что его бьют, то это уже не парламент, а проявление диктатуры в небезопасном виде», - отметила Анна Герман и сообщила, что коммунисты и регионалы отправились совещаться, стоит ли оппозиции, вообще, после такого принимать участие в голосовании.
Не оценили действия «Свободы» и в других фракциях. «Любая драка, которая происходит сегодня перед телекамерами, - это дополнительный инструмент влияния в машине пиара наших врагов-оккупантов из Российской Федерации», - прокомментировал стычку депутат от «Батькивщины» Леонид Емец.
Сам же Михальчишин уверял, что то, что он сделал, было сделано импульсивно и никакой политической стратегией мотивировано не было. «Я вспомнила сегодня погибших – Небесную сотню, они стояли у меня перед глазами, когда я смотрел на того, кто оправдывал эти убийства и этот шабаш, который сейчас создается российскими спецслужбами. Терпеть ситуацию я не смог. С точки зрения просто морали, нельзя было допустить, чтобы с трибуны законодательного органа звучали заявления, оправдывающие сепаратизм», - оправдал свои действия «свободовец».
-- Ответственность за сепаратизм ужесточили
Перерыва в итоге не было. На «успокоиться» нардепам хватило нескольких минут. Турчинов продолжил заседание. Наконец, перешли к повестке дня и первому на ней вопросу – усилению ответственности для сепаратистов. Решено было рассматривать законопроект по сокращенной процедуре, но не ограничивать время выступающим.
Олег Ляшко, докладывая о законопроекте, правда, уделил больше внимания не его сути, а ситуации с захватом здания СБУ в Луганске, откуда он прилетел за пару часов до начала заседания. «Там 22 заложника – работники Службы безопасности и мирные граждане, их там держат уже вторые сутки. Это террористы захватили в СБУ тысячу единиц огнестрельного оружия, 28 снайперских винтовок, две сотни гранат… Прошу обратить внимание на синхронность их действий в Луганской и Донецкой областях. Это диверсионно-подрывная работа российских спецслужб», - поведал он и перешел на личности.
«Депутаты Ефремов, Тихонов, Медяник, Горохов причастны к этому, они не озвучили свою позицию. Вот давай, Тихонов, выходи, Ефремов, выходи, говори, что призываешь всех сложить оружие, чтобы не пролилась кровь», - зазывал с трибуны Ляшко. «Сейчас по залу ходит Царев (регионал Олег Царев в это время о чем-то активно переговаривался с Сергеем Тигипко – «Главком»). Два месяца он делал все, чтобы уничтожить страну. А сейчас ему его хозяева разрешили прийти в зал. Он не имеет никакого морального права называться народным депутатом Украины. Иди в ФСБ, где ты получаешь зарплату».
В ответ Царев лишь показал коллеге по сессионному залу средний палец.
Следующий докладчик, депутат от «Батькивщины» Сергей Соболев все же уделил время законопроекту. «Мы не думали, что придет время, и люди будут спокойно разгуливать с гранатометами, а СБУ будет на это просто смотреть», - отметил он невозможность противостоять на должном уровне сепаратистским настроениям сейчас и попросил депутатов поддержать эту инициативу.
«Против» выступила Анна Герман, которую, казалось, ушедшие регионалы оставили отдуваться за всех. «Наше задание – сделать так, чтобы Украина осталась целостной. Нужно сделать парламентские слушания по тем проблемам, которые есть на Востоке, - потребовала она и кинула камень в огород Виктора Януковича. – Силой тут, как действовала прошлая власть с Майданом, действовать нельзя». «Вбивця!», - прозвучал женский выкрик со стороны части зала, где расположилась «Свобода». «Вы можете кричать сколько угодно, но пока не научитесь слушать, будете работать только на раскол страны», - с достоинством в голосе ответила бывшая советница бывшего президента.
Законопроект 4524-1, автором которого является Соболев, в итоге был принят в целом – 231 голос «за». Теперь умышленные действия, совершенные с целью изменения границ территории или государственной границы Украины, публичные призывы и распространение материалов с призывами к таким действиям будут караться лишением свободы на срок от трех до пяти лет (раньше было до трех лет). Минимальный срок лишения свободы в качестве наказания за государственное предательство был повышен с 10 до 12 лет, диверсию - с 8 до 10, шпионство – с 8 до 10. В Криминальный кодекс вводится статься о «препятствовании законной деятельности Вооруженным Силам Украины и другим военным формированиям». Ее нарушение карается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Такие же действия, которые привели к гибели людей, - от 8 до 15. Усилена была и ответственность за захват транспортных учреждений или предприятий – срок лишения воли от 5 до 8 лет. Закон вступает в силу со дня его опубликования.
В Партии регионов эту законодательную инициативу приняли в штыки. «Власть должна реагировать вовремя. В Крыму не успели, могут не успеть и на Востоке. – Власть не понимает, что надо делать встречные шаги и прекращать противостояние, которое может привести в гражданской войне», - казалось, озвучивает требования «вчерашней» оппозиции в горячие времена для Майдана Анна Герман. «Ситуация может радикализироваться и дальше. Мы пытаемся предостеречь власть от этого, но в ответ слышим только угрозы. Нельзя раскачивать ситуацию, на Востоке Украины миллионы людей, и не надо делать их врагами», - вторил ей глава фракции регионалов Александров Ефремов, которому как раз и закидывают обвинения в «подогреве» сепаратистких настроений на Луганщине.
Негативно отзывался о принятом проекте и Олег Царев, который уже покинул зал заседания и разгуливал по кулуарам парламента. «Это власть лишится власти либо быстро, либо очень быстро», - прогнозировал он. А свое двухмесячное отсутствие «на работе» объяснял тем, что теперь тут заседают «одни Ляшки» (так он передал привет «оппоненту» – «Главком»), и «неправильной» повесткой дня. Сегодня, как оказалось, пришел в парламент тоже не голосовать, а «встретится с товарищами».
Можно сказать, это был своего рода «звездный час» Царева – его слишком давно не было, и у журналистов накопились вопросы. Но «купаться в лучах славы» ему пришлось не долго. Пришедший в парламент экс-депутат, националист Степан Хмара налетел на него.
Хмара. Я тебя сейчас выкину!
Царев. Попробуй.
Хмара. Уходи отсюда, тебе тут не место.
Царев. Не вам указывать!
Хмара. Тебя страна кормит, а ты против нее работаешь!
Царев. Клоун!
Перепалка в таком духе длилась минут двадцать. И завершилась, скорее, лишь потому, что у обоих политиков попросту закончились подобного рода аргументы…
Депутаты от власти и оппозиции в это время пытались разрешить выросший после драки возле трибуны конфликт. Больше часа совещаний, и Турчинов вместе с перерывом до 16:00 объявил, что руководители фракций договорились, что силу депутаты друг против друга больше применять не будут.
-- Судей с трудом решили люстрировать
Вечернее заседание началось с того, что спикер ВР официально огласил о выходе из фракции 11 депутатов Партии регионов. Среди них: Сергее Тигипко, Сергей Дунаев, Юлий Иоффе, Светлана Фабрикант, Олег Шаблатович, Василий Поляков, Геннадий Федоряк, Артем Семенюк, Александр Нечаев, Анатолий Гиршфельд, Ирина Горина. Еще утром о своем выходе из фракции ПР заявили Юлия Левочкина, Андрей Пинчук и Юрий Мирошниченко. Депутаты обвинили руководство в том, что оно не слышало народ во времена Януковича и не собирается слышать его и сейчас. Проще говоря, кандидат в президенты Сергей Тигипко уже активно собирает себе команду. А Партию регионов «опускает». «На данный момент у Партии регионов нет ни стратегии, ни тактики, ни четкой позиции по ситуации в стране, в отношении действий нынешнего правительства, по внешней политики Украины», - отметили в своем обращении на Фейсбуке народные избранники.
Помимо законопроекта, который так развел политиков по разным углам, в Верховной Раде 8 апреля был поддержан во втором чтении проект о местных выборах, в целом – законопроект «Об амнистии в 2014 году». На радость протестующим под Радой отменила утилизационный сбор для автомобилей (это требования люди выдвигали уже не первый день). И со второй попытки продлила на месяц работу комиссии по подготовке изменений в Конституцию.
Пакет законопроектов, ради которого в парламент с утра приходила Юлия Тимошенко (и даже обещала наблюдать за голосованием по антикоррупционным законам с балкона зала пленарного заседания), даже не смогли включить в повестку дня.
Также сложно принимали депутаты и закон о люстрации судей - «О восстановлении доверия к судебной системе Украины».
«Мы очень надеемся, что закон будет принят, - еще в начале дня рассказывал Леонид Емец. – Рабочая группа его проработала, мы объединили семь законопроектов, прошли Совет Европы и Венецианскую комиссию. Сегодня у нас он есть – согласованный, выверенный юридически. Нет объективных оснований за него не голосовать. Если кто-то не проголосует по политическим мотивам, то это будет их личная ответственность».
По мнению авторов законопроекта, он должен восстановить доверие к судебной системе власти, осуществить люстрацию судейского корпуса и предотвратить проявления коррупции в системе судебной власти. «Будет создана временная следственная комиссия, которая рассмотрит заявления по судьям, связанным с событиями вокруг Автомайдана и Евромайдана, после чего Высший совет юстиции примет решения, нарушали ли они присягу, - рассказал Емец. – Вторая часть касается того, что суды стали карательным инструментом режима Януковича. Чтобы убрать влияние на судей, нынешние руководители судов, их замы, руководители палат пойдут в отставку, а на их места будут избраны другие. И выбирать из будут «снизу» тайным голосованием сами коллективы судей на один год».
Данная норма – один год – стала одной из тех, которые вызвали прения в сессионном зале. Депутат от «Удара» Наталья Агафонова настаивала на трех годах и требовала внести соответствующую поправку. О замечаниях также говорили представители «Свободы» и обещали их вынести позже отдельным законопроектом.
«Это не окончательное решение проблемы, - признавал Емец, но все же пытался убедить коллег проголосовать. – Но это первый и важный шаг».
На первом голосовании «за» проект во втором чтении и в целом у депутатов не хватило голосов. Партия регионов и коммунисты ожидаемо «отсутствовали». Вернуться к голосования за него тоже удалось лишь со второй попытки. Турчинов откровенно протягивал законопроект и сам в этом признавался. «Мне не корректно так протаскивать закон, но я прошу всех мобилизоваться. У меня есть чувство, что мы сможем его принять сегодня», - отмечал он, призывая всех «прогульщиков» вернуться на свои места.
И «чувство» не подвело. Очередная попытка все-таки дала 234 голоса «за». Законопроект приняли. Заседание закрыли.
Коментарі — 0