Почему решение правительства сократить пресловутый «зеленый» тариф в условиях войны спровоцировало скандал?
Едва ли нужно доказывать, что альтернативная энергетика – это правильно, перспективно, экологически чисто, даже благородно. Но в условиях юродивого олигархо-бюрократического строя Украины любая, даже самая благородная затея извращается самым похабным образом. Установленные в Украине специальные, так называемые зеленые, тарифы на произведенные альтернативным способом киловатт-часы являются едва ли не самыми высокими в мире и превратились в еще один канал безбожного выкачивания государственных денег в карманы чиновников и дельцов от альтернативной энергетики. В результате, хорошее в целом начинание стало средством, в зависимости от способа производства энергии, «нагревания» на солнце, «надувания» ветром или биогазом, выкачки денег граждан-налогоплательщиков, вывода капиталов в оффшоры. К тому же, в виду резкого падения производства, существенно недозагруженной оказалась государственная атомная энергетика, поставляющая энергию по цене в несколько раз меньше, а потому покупка энергорынком в буквальном смысле «золотых» альтернативных киловатт-часов представляют собой коррупцию.
Недавно правительство Яценюка предприняло едва ли не первую за все время правления попытку принять социально справедливое решение, а именно – несколько снизить непомерно высокие «зеленые» тарифы, тем самым ограничив аппетиты тех, кто наживается на стране, падающем производстве и гражданах в столь тяжелое время. Но это вызвало нервную, даже истеричную реакцию, так сказать, «заинтересованной общественности», не желающей расставаться с баснословными барышами. К истерике ничтоже сумняшеся подключился даже Европейский банк реконструкции и развития!..
Скандал вокруг попытки урезать цены на киловатт-часы альтернативной энергетики, прежде всего солнечной, разгорелся нешуточный. Более широкого резонанса он не получил только из-за войны на Донбассе, которая отвлекает основное внимание. Чтобы понять из-за чего сыр-бор, следует немного разобраться в вопросе.
К альтернативной энергетике относят электростанции, которые используют энергию ветра, солнца, биогаза, а также малые гидростанции. В Украине государство всячески способствует развитию производства экологически чистой энергии. Инвесторам, вкладывающим в эту сферу капиталы, предоставляются существенные льготы. Во-первых, линии электропередач к производителю альтернативной энергии подтягиваются за счет государства. Во-вторых, производитель чистой энергии получает гарантии правительства, что в течение определенного срока эту энергию у него будут покупать. В-третьих, для «альтернативщиков» установлен специальный, повышенный, так называемый зеленый тариф, по которому их энергия закупается энергорынком.
Именно «зеленый» тариф в сочетании с многолетними гарантиями закупки энергии по этому тарифу не только становятся инструментом привлечения инвестиций для развития отрасли, но и дает широчайшие возможности для паразитирования «альтернативщиков» на гражданах, бюджете, экономике в целом. К тому же, этими льготами имеют возможность пользоваться, как и водится у нас, не все, а избранные и приближенные.
-- «Зеленый» тариф для «зеленых» барышей
Чтобы понять, как нас, в частности, «нагревают» на солнечной энергии, следует кратко взглянуть на принцип действия энергетического рынка Украины. Все производители электроэнергии продают ее госпредприятию «Энергорынок», контролируемому госкомпанией “Укрэнерго”. Но закупается энергия у разных продавцов по разным тарифам в зависимости от используемого ими способа ее производства.
В Украине «зеленые» тарифы привязаны к евро и пересматриваются Национальной комиссией по регулированию электроэнергии ежемесячно в зависимости от колебания курса гривны к евровалюте. Минимальные цены, по которым энергорынок закупает энергию у «альтернативщиков», приведены в следующей таблице.
Сравним с ценами на энергию, произведенную традиционным способом, а для лучшего понимания перейдем на нашу «родную и многострадальную» гривну, которую чиновники и олигархи недавно в очередной раз обвалили, опустив вместе с национальной денежной единицей и рядовых граждан страны.
По данным ГП «Энергорынок», в июне 2014 года средняя цена продажи электроэнергии в объединенный энергорынок (ОРЭ) производителями составила 53,9 коп за 1 кВт*ч. При этом государственные атомные станции поставляли энергию по 30,4 коп., а гидростанции, кроме малых, работающих по «зеленому» тарифу, – 27,7 коп. за 1 кВт*ч. Тепловые станции, значительная часть которых контролируются структурами Ахметова, продавали энергию намного дороже – по 68,4 коп. за 1 кВт*ч.
В свою очередь, производители альтернативной энергии продавали свой товар по следующим, крайне высоким ценам. Работающие по «зеленому» тарифу малые ГЭС в июне 2014 года отпускали энергию по средней цене 1,886 грн, ветроэнергетика – по 1,812 грн, производители энергии из биомассы – 1,984 грн за 1 кВт*ч. Тариф, несомненно, высокий, если сравнивать, с ценами гидро-, атомных и даже тепловых станций. Но следует отметить, что для городских ТЭЦ, работающих, преимущественно, на дорогом газу, иногда на мазуте и очень редко на угле, тариф не намного ниже – 1,16 грн. за 1 кВт*ч. Кстати, столичный монополист «Киевэнерго», в состав которого входят несколько ТЭЦ, также контролируется Донецкой топливно-энергетической компанией, которую связывают с Ахметовым.
Но настоящим «хитом», несомненно, является солнечная энергетика, средний тариф для которой в июне 2014 года составил 7,2 грн за 1 кВт*ч.. Это в 23,7 раза дороже, чем энергия атомщиков, и даже в 10,5 раз дороже дорогой энергии тепловых станций Ахметова. Причина столь «особого внимания» именно к солнечной энергетике, очевидно, заключается в том, что за ней стоят интересы зарубежного и отечественного капитала, сохраняющего влияние при любой власти.
-- «Вечный кайф»
Проблема состоит также в том, что государство гарантировало столь «райскую жизнь» собственникам альтернативной генерации аж до 2030 года, то есть на их век хватит. Даже если нынешняя система работы энергорынка когда-нибудь будет изменена, и предприятия перейдут к прямым контрактам с поставщиками энергии, перекрестное субсидирование для альтернативщиков останется. В продавленной в октябре 2013 года в интересах Ахметова «реформе» энергорынка предусмотрено, что деньги на завышенный тариф будут извлекаться путем введения специальной надбавки к тарифу «Энергоатома». А он их включит в тарифы для населения и промышленности – словом, заплатят все!
Кроме того, повторим, альтернативные электростанции подключаются к общей энергосистеме за счет государства, которое тратит на это огромные бюджетные деньги. Альтернативщики вошли в раж и подали заявок на перспективное подключение генерирующих мощностей в объеме 15 гигаватт! Крайне дорогая альтернативная энергия приведет к росту себестоимости производства и резкому падению конкурентоспособности отечественной промышленности и экспорта.
Впрочем, 15 «гигов» альтернативной энергии – это нереальная «потемкинская деревня», нарисованная с ненужным запасом. В программе развития энергорынка, реальность которой также вызывает огромные сомнения, говорится, что к 2030 году доля альтернативной энергии составит всего 4-5% в общем объеме.
-- За чей счет банкет
С одной стороны, доля дорогой альтернативной энергии в общем объеме не столь значительна. По данным ГП «Энергорынок», в июне 2014 года производители продали в ОРЭ 12597714 МВт*ч электроэнергии. Из них НАЭК «Энергоатом» поставил 5688318 МВт*ч или 45,15% всего объема, ТЭС – 5603643 МВт*ч (44,48%), государственные ГЭС – 769426 МВт*ч (6,11%), городские ТЭЦ – 367906 МВт*ч (2,92%), а все альтернативщики, вместе взятые, – 168421 МВт*ч (1,34%).
Среди производителей альтернативной энергии «раскладка» в июне 2014 года была следующей. Работающие по «зеленому» тарифу малые ГЭС дали стране 24879 МВт*ч или 0,2% общего объема проданной энергорынку энергии, производители энергии из биомассы отпустили всего 7 776 МВт*ч (0,06%), ветровая генерация – 83 909 МВт*ч, наконец, самая дорогостоящая солнечная энергетика дала 51 858 МВт*ч (0,41%).
Развивается «зеленая» энергетика в Украине уже достаточно давно, а бурный рост начался в 2009 году после принятия соответствующей нормативной базы, содержащей указанные весьма выгодные условия для инвестиций: тарифы и многолетние гарантии. Но как видим, результаты альтернативной электроэнергии являются более чем скромными. Объяснение этому видится простое: альтернативная энергетика из благородной экономической и экологической цели превращена в хороший бизнес, то есть банальное средство извлечения максимально возможной прибыли. Высокие, а в случае с солнечной энергетикой сверхвысокие даже на фоне богатых стран, о чем далее, тарифы оказывают скорее демотивирующее влияние. Нет смысла наращивать производственные мощности и сокращать затраты, если за счет высокого тарифа, обеспечиваемого лобби во властных структурах, можно извлекать барыши и при весьма скромных объемах генерации.
С другой стороны, весьма щедрый денежный дождь, проливаемый на владельцев альтернативной энергетики, финансируется как другими производителями энергии, прежде всего государственными атомными и гидростанциями, так и потребителями – населением и промышленностью.
Напомним, что с 1 июня 2014 года население платит за электроэнергию от 30,84 коп. за 1 кВт*ч и выше в зависимости от объемов потребления. Кстати, эта цифра показывает, что продажа энергии населению, вопреки намеренно навязываемой неправде, не являются столь уж убыточным. Действительно, средняя цена покупки энергии энергорынком у производителей составляет, повторим, 0,539 коп за 1 кВт*ч. В то же время, атомные станции отпускают продукцию по цене 30,4 коп. за 1 кВт*ч, и таким образом тариф для населения выше минимум на 0,44 коп. Конечно, это немного, но при больших объемах обеспечивает определенную рентабельность, если учесть, что население потребляет, по ряду оценок, примерно 20-25% всего объема энергии, а атомные станции производят почти половину энергии в стране. Именно дорогостоящая энергия тепловых и альтернативных станций съедает указанную небольшую рентабельность АЭС. Более того, навязывание дорогостоящей энергии, включая «зеленую», ведет к нехватке средств на эксплуатацию, модернизацию, создание новых мощностей в атомной энергетике, которая требует действительно серьезных инвестиций.
Но прежде всего, дорогой «зеленый» тариф оплачивают, конечно, промышленные потребители и бизнес. Постановлением Национальной комиссии по регулированию энергетики (НКРЭ) от 26 июня 2014 № 906 для всех потребителей, кроме населения, на июль 2014 года установлены следующие единые розничные тарифы, включая НДС: для 1-го класса напряжения (10 кВ и выше) – 1,118 грн за 1 кВт*ч, для 2-го класса напряжения (220/380 В) – 1,423 грн за 1 кВт*ч. Столь высокая цена является следствием лоббизма интересов тепловой генерации Ахметова и альтернативной энергетики. Очевидно, что производство и прочий бизнес включат эти затраты в цену реализуемых на внутреннем рынке товаров и услуг, и за все заплатят опять-таки граждане. Такая, с позволения сказать, «энергетика», кроме прочего, еще и раскручивает инфляцию.
-- Наша солнечная энергетика самая «зеленая» энергетика в мире
Как показано выше, крайне, можно, сказать баснословно дорогой среди альтернативных видов энергетики является солнечная энергетика, причем неоправданно.
Украина – это, конечно, не Африка, но оказывается, что условия для развития солнечной энергетики у нас имеются отменные. Среднегодовое количество суммарной солнечной энергии на 1 кв м в Украине колеблется от 1070 в северной части до 1400 кВт*ч и более в южном Причерноморье, что эквивалентно 100 л дизельного топлива или 100 куб м природного газа. Для сравнения: в Польше это значение составляет 1080, а в Германии – 1000 кВт*ч. Хотя Германия активно и успешно развивает солнечную энергетику. Словом, климатические возможности для солнечной энергетики в Украине имеются отменные. По данным Института возобновляемой энергетики Национальной академии наук Украины, годовой технически доступный электрический и тепловой потенциал солнечной энергетики в Украине составляет более 38 млрд кВт*ч или 6 млн т условного топлива.
Словом, неплохой резерв для сохранения окружающей среды и энергетической независимости. Но фокус в том, что в бедной, отличающейся крайне низким уровнем жизни Украине тариф для солнечной энергетики, повторим, превышает 0,46 евро за 1 кВт*ч, а в богатой Германии – порядка 0,12-0,13 евро за 1 кВт*ч!
В качестве оправдания приводится избитый аргумент: дескать, в нестабильной и инвестиционно-непривлекательной Украине нужно установить огромные тарифы, а иначе инвесторы не придут. Например, Янгджи Чен, директор CNBM NewEnergyEngineeringCo., Ltd, полагает: «В Украине не та ситуация и не те условия, чтобы сделать здесь тариф, как в Германии. Если снизить «зеленый» тариф до уровня Германии, Испании, Греции – порядка 12-13 евроцентов/КВт-час, то никто не будет инвестировать в Украину при таких ставках. Большинство инвесторов уйдет в Германию, Японию, США. Зачем инвестировать в Украину, если есть гораздо более выгодные условия в других странах?». Интерес китайцев, занимающихся солнечной энергетикой, включая производство и поставку солнечных батарей, понятен – поиметь как можно более высокую наживу.
Кстати, в Германии уже стали «уставать» от дороговизны альтернативной энергетики, занимающей существенную долю в общем объеме генерации электроэнергии, что существенно ухудшает конкурентоспособность экономики страны. Прежде всего, в Германии намерены снижать «зеленые» тарифы – и это, повторим, при их-то 12-13 евроцентов за 1 кВт*ч, которые кажутся «сущей мелочью» на фоне 46 евроцентов для солнечной энергетики в Украине. Кроме того, все больше крепнет понимание того, что альтернативная энергетика, по крайней мере, на нынешнем уровне технологий, ожиданий не оправдала. К тому же, экологичность альтернативной энергетики также весьма сомнительна. Ветрогенераторы опасны для пернатых и генерируют инфразвук, вредное воздействие которого на все живое пока даже не изучено. Утилизация отслуживших свой срок солнечных батарей, которая в массовом масштабе начнется через определенное время, сопряжена с рядом экологических проблем. Ветро- и солнечная энергетика требуют больших участков земли, что особенно неприемлемо в густонаселенной Европе. Даже в знаменитых «степях Украины» земли экономически целесообразнее использовать для сельхозпроизводства, а не для неконкурентной солнечной энергетики.
Возвращаясь к тарифам, обратимся к нестабильной, бедной и заинтересованной в инвестициях Индии, где 1 кВт*ч энергии, вырабатываемой фотобатареями, стоит 17 центов, причем не европейских, а американских, что по нынешнему курсу составляет примерно 2 грн. Сравните с нашей ценой – 7,2 грн или 0,6 долл. США! Более того, в перспективе в Индии планируется снижение тарифа на энергию солнечных станций до 8-10 центов в 2020 году и до 4 центов – в 2030 году.
И это общемировая тенденция, кроме, конечно Украины, где тариф в размере более 60 американских центов за 1 кВт*ч, похоже, готовы держать вечно.
Напрашивается интересный вывод. Заботясь о конкурентоспособности экономики, в развитых странах аппетиты производителей неуклонно ограничивают, и они со своими «зелеными» инвестициями перекочевывают в экономически более бедные, требующие притока валюты страны, где тарифы выше, как в Индии, либо существенно выше, как в Украине. Бедные страны, как правило, известны своей коррумпированностью, что позволяет лоббировать в государственных органах установление непомерно высоких тарифов с целью обогащения так называемых инвесторов. Так возникает еще один канал перекачки капиталов из периферии в ядро глобальной капиталистической системы.
-- «Так обо что шкандаль?»
Собственно, перспектива потери таких барышей и привела к скандалу. Его причиной стало распоряжение Кабмина Украины от 18 июня 2014 года «Об усовершенствовании системы расчетов за электроэнергию из альтернативных источников энергии». В документе Кабмин рекомендует Нацкомиссии по регулированию энергетики сократить «зеленый» тариф.
С протестом выступила Ассоциация участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины (АПЕУ). Это общественная организация, представляющая интересы производителей «зеленой» энергии, в том числе, включая связанные с режимом Януковича структуры. По мнению, президента АПЕУ Виталия Давия подобные действия правительства «противоречат принципам евроинтеграции и стратегии энергетической безопасности Украины». Вот так, ни много ни мало!
В свою очередь, член совета и комитета Европейско-украинского энергетического агентства EUEA по работе с правительством Наум Рикшпун заявил, что непоследовательная политика правительства в вопросе «зеленого» тарифа затронет инвестиции далеко за рамками сферы энергетики и повлечет негативный экономический эффект для страны в целом. При этом он назвал незаконным распоряжение Кабмина «Об усовершенствовании системы расчетов за электроэнергию из альтернативных источников энергии» от 18 июня. По мнению Рикшпуна, крупные компании, которые активно работают на рынке, и банки, которые кредитуют «солнечные» проекты, могут обжаловать указанное распоряжение Кабмина в суде.
Обращает внимание весьма циничное название должности – «член совета и комитета по работе с правительством». От подобного эвфемизма за версту отдает, мягко говоря, жестким лоббизмом.
К скандалу подключилась и «тяжелая международная артиллерия» в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Банк принимает участие в Программе прямого финансирования возобновляемой энергетики в Украине (USELF). Доля ЕБРР в этой программе составляет 100 млн евро. В письме ЕБРР в адрес парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса отмечено, что пересмотр «зеленого» тарифа для уже построенных электростанций будет иметь негативное влияние на инвесторов и дальнейшее развитие возобновляемой, в первую очередь солнечной, электроэнергетики в Украине. Особо трепетное отношение именно к солнечной энергетике, очевидно, вызвано ее особой дороговизной и, как следствие, способностью приносить огромные барыши, а также тем, что за этим видом энергетики стоят очень серьезные интересы, о чем далее.
В ЕБРР призвали не допустить пересмотра «зеленого» тарифа для уже построенных солнечных электростанций. Представители банка считают финансируемую банком программу USELF «открытием рынка и совершенствованием национальных правил для возобновляемых источников энергии». Именно ЕББР помог разработать проект первичного законодательства, в том числе Закона о «зеленом» тарифе, который гарантирует, что государство будет покупать по льготному тарифу энергию всех возобновляемых источников энергии. Всего в рамках Программы ЕБРР было поддержано семь проектов по альтернативной энергетике с общей суммой финансирования 52 млн евро. От себя отметим, что указанная сумма, мягко говоря, не особо впечатляет, и налицо то, что называется «много шума из-за ничего».
Не вдаваясь в подробности, также отметим, что позиция Кабмина хотя и небезупречна, но не так и безнадежна. Правительство воспользовалось тем, что ряд положений относительно определения «зеленого» тарифа для солнечных станций в вопросе учета так называемого пикового коэффициента можно трактуются неоднозначно.
С одной стороны, менять правила игры – это, конечно, некрасиво. Но в стране не просто кризис, а война, которая по всем юридическим канонам является форс-мажором, позволяющим вообще не выполнять взятые ранее обязательства. Почему граждане должны оплачивать сверхприбыли паразитирующих на энергорынке и экономике в целом альтернативщиков, когда есть намного более дешевые и надежные источники, прежде всего атомная энергетика? Причем эти мощности недозагружены по причине остановки производства, а потому излишняя дорогая энергия в принципе не нужна.
Причина такой щедрости и заботливости лежит в том, кто является собственником гелиостанций, из-за которых, собственно, скандал и разгорелся.
Коментарі — 0