Судя по объему махинаций на финансовом и валютном рынках, главу Нацбанка не могла не замечать очевидных злоупотреблений
Когда глава Национального банка Валерия Гонтарева говорит, что на финансовом рынке все спокойно, а происходящее волнение – это исключительно «рыночные колебания», не стоит воспринимать ее слов всерьез. Так уже давно не делают ни банкиры, ни чиновники в правительстве. Ведь все они знают золотое правило современного банковского рынка Украины: послушай Гонтареву и сделай наоборот. Причина в том, что вместо регулирования финансовой стабильности, Валерия Алексеевна лишь покрывает схемы людей, кровно заинтересованных нажиться на девальвации и таянии резервов НБУ.
-- Валютные ларьки
Первая схема, которую долгое время предпочитала не замечать Валерия Гонтарева – это небанковские киоски по продаже валюты, которые расплодились как грибы после дождя, когда НБУ начал устанавливать «индикативный» курс на 20-30% уровня черного рынка. Сложно было не заметить, что в ларьках под желтыми вывесками курс на стелле существенно отличается от банковского (по которому валюту реально только принимали, но не продавали). Зато в таких «мафах» вероятность купить доллары и евро, да еще и без глупых ограничений НБУ (эквивалент 3 тыс. грн. на один паспорт) – куда выше, чем в «официальных» банках. Можно сказать – в разы.
Странно, что практически за полгода деятельности этих киосков, которые зарабатывали за счет теневого рынка валюты, а также схемной покупки долларов и евро на межбанке по заниженному индикативному курсу, никто ни разу так системно и не поинтересовался, а кто же стоит за этой паутиной «благодетелей». После многочисленных скандалов с переводом «окошечной» продажи валюты под крышу банков (ларьки должны были иметь либо агентское соглашение, либо вообще числиться едва ли не отделением) в средине 2014 года вдруг оказалось, что кроме банков в стране лицензию на продажу валюты имеют еще и финансовые компании. По сути – неподконтрольные НБУ учреждения с весьма подозрительными учредителями.
Вот что удалось выяснить о тех, кому Валерия Гонтарева в течение полугода позволяла бесцеремонно зарабатывать на разнице в курсах – и на кошельках простых украинцев. Одним из самых «жирных» игроков рынка является ООО «Финансовая компания Абсолют Финанс», которая принадлежит трем физлицам – Оксане Бродовской, Илоне Бродовской и Григорию Пронько. О последнем в сети вообще нет никаких упоминаний, скорее всего, это просто номинальный держатель пакета. Илона Бродовская только в 2014 году вступала в экономический вуз в Тернополе (кстати, с очень хорошими баллами), поэтому ее серьезное участие в работе киосков (формально, как и Пронько, внесла в уставной капитал 25,5 млн. грн.) можно исключить. Другое дело Оксана Бродовская (очевидно мать, 34 млн. грн.). Она является помощником нардепа Руслана Лукьянчука, которого еще с 2002 года за глаза называли не иначе как «казначей «Батькивщины».
Остальные «сети ларьков» также не слишком приятно пахнут. Сеть компании «Глобалмани» участники рынка связывают с экс-министром финансов Юрием Колобовым и его покровителем Сергеем Арбузовым. Сеть ООО «Финансовая компания «Виктория» «крышует» строительный рейдер Юрий Гудзь. ООО «Финансовое учреждение «ГГЛА» контролирует еще один «строитель» - Виталий Гнидунец вместе с сыном Александром. В обоих компаниях, а также в одесском ООО «Фидом» собственники номинальные. На самом деле, как утверждают на рынке, за всеми ими стоят высокопоставленные чиновники фискальной службы и профильного банковского комитета ВР. Знает ли об этом Валерия Гонтарева? Парадоксальность ситуации состоит в том, что и в случае ответа «да», и в случае ответа «нет» Верховной раде уже давно стоило бы указать ей на дверь.
-- Эксперименты с аукционами
Одной из ключевых афер Валерии Гонтаревой за все время ее пребывания у руля Национального банка стала организация валютных аукционов для избранных банков. Формально валюта должна была предоставляться им под потребности и контракты клиентов, а также для поддержания кассы. Однако по факту оказалось (а профессиональный банкир понял бы это еще до начала этой масштабной махинации), что реально валюта уходит только приближенным банкам, а оттуда – на черный рынок. Формируя реальный курс на уровне 16, 18, а затем 22 и 25 грн. за доллар. 5 февраля Нацбанк прекратил проведение таких валютных аукционов с отказом от индикативного курса гривны. По подсчетам специалистов ОО «Публичный аудит», во время того, как Валерия Гонтарева изучала основы аукционного дела, «с молотка» по нерыночному курсу было продано более чем 700 млн долларов США. Анализ показал, что за это время приближенные к Гонтаревой банки заработали не менее 400 млн. грн. только на перепродаже «на нижние слои атмосферы», то есть банкам-«неудачникам». Если же эта валюта попадала на наличный рынок или реализовывалась клиентам банков внутри учреждения по реальному курсу, доход составил не менее 1,2 млрд грн. Это деньги, которые граждане Украины переплатили в погоне за желанием сохранить свои кровные сбережения, тающие на глазах из-за головотяпства таких руководителей, как Валерия Гонтарева. В результате золотовалютные резервы обрушились до такого уровня, что дальнейшее проведение аукционов могло привести к полной неспособности государства покрывать не то что трехмесячный, а даже трехнедельный импорт. Тот факт, что в течение нескольких месяцев глава Нацбанка методично «не замечала» разных курсов и обогащения отдельных участников рынка, тянет как минимум на уголовную статью и несколько лет «режима тишины».
-- Незаметный Игорь Валериевич
Конечно же, самым знаменитым «незамечанием» стала история суммой в около $2 млрд., которые Приватбанк Игоря Коломойского вывел на кипрские офшоры через хитроумную схему прокладок. Вооружившись «гуглом», реестром судебных решений и здравым смыслом, журналисты издания «Наши гроши», а также блоггер Алексей Романов потратили совокупно не более 2-3 человеко-суток, чтобы по полочкам разложить как губернатор Днепропетровской области облапошил украинских налогоплательщиков более, чем на 20 млрд. грн. Почему налогоплательщиков? Да потому что когда в балансе банка из-за выведения денег на Кипр через Лондон организовалась дыра, чтобы ее закрыть, Нацбанк выдал Коломойскому долгосрочное рефинансирование на эту же сумму. Таким образом, свои «кровные» Игорь Валериевич захеджировал за счет фиктивных контрактов на поставку экскаваторов и строительных кранов, а у народа «одолжил» лет на пять, тем самым лихо качнув банковскую систему. Ведь вся операция имела место в июне-августе, а уже в сентябре гривня отправилась в тартарары.
Всю эту историю увенчало наивное интервью Гонтаревой, часть из которого достойна полного цитирования.
«В прошлую пятницу в СМИ появилась статья, в которой приводятся данные, что Приватбанк вывел из страны через фиктивные импортные контракты около 11 млрд грн. Летом вы выпустили разъяснение, что штраф за такие нарушения будет равняться сумме липового контракта. Будете штрафовать Приват?
- Я не видела у Приватбанка операции по выводу 11 млрд грн. Пока я видела у него, как и у остальных банков, лишь отток депозитов. И не видела я, чтобы Приват задержал хотя бы одну платежку. На сегодняшний день у меня претензий к Привату нет».
Если у Верховной рады после всего этого претензий к Гонтаревой тоже нет, то, по всей видимости, уже совсем скоро нам придется выбирать новую Верховную раду.
Коментарі — 0