«Черная пятница – 2018»: Все, что нужно знать о главном дне сезонных распродаж
Первая шопинг-ночь прошла осенью 2010 года в одном из столичных ТЦ
Шопоголики во многих странах мира немного нервничают, ведь сегодня «Черная пятница» – день, с которого стартуют сезонные распродажи. Не знали? Знали, но не понимаете, почему так происходит из года в год? Рассказываем.
Пятница, 23 ноября. Шопоголиков не удивишь заявлением, но сегодня во многих странах мира, в том числе и в Украине, отмечают веселый и немножечко дикий праздник - Black Friday, или же «Черную пятницу».
Продавцы в этот день обязательно «выходят в плюс», а покупатели приобретают товары по приятным скидкам… Ну если, конечно, смогут добраться к ним первыми и не покалечиться, неся на кассу.
Не знали? Знали, но не понимаете, почему так происходит из года в год? Что ж, тогда этот материал для вас.
Американская причуда: Как появилась «Черная пятница» и в чем ее суть
«Черная пятница» пришла к нам из Соединенных Штатов Америки. Там так называют пятницу после Дня благодарения, с которой традиционно начинается рождественский сезон распродаж.
Интересно, что обычай существенно занижать в этот день цену на товары установился еще в XIX веке. Так, продавцы убивали сразу двух зайцев: отдавали дань светлому празднику Рождества, ну и стимулировали рост продаж.
А вот сам термин Black Friday появился только в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на восточном побережье страны.
Теорий о его происхождении сегодня существует множество, но, по нашему мнению, наиболее правдоподобно выглядят из них две.
Согласно первой, пятница после Дня благодарения стала «черной» из-за огромных пробок на дорогах, которые образуются в этот день, потому что магазины часто предлагают скидки до 80% первым покупателям, и все спешат ими стать.
Согласно второй, день получил название Black Friday благодаря способу ведения бухгалтерской отчетности в этот день. Убытки записывали красными чернилами, а прибыль – черными, а так как выручка была огромной, то и черный цвет в отчетах преобладал.
Но как бы там ни было, сейчас праздник во многих странах ассоциируется лишь с приятным шоппингом, который выпадает всегда на разные даты в промежутке между 23 и 29 ноября.
Это связано с тем, что День благодарения является переходным и приходится на четвертый четверг ноября.
Длинные очереди и драки за товар: Что характерно для «Черной пятницы»
«Черная пятница» не является официальным праздником ни в США, ни в какой-либо другой стране, но в Калифорнии и некоторых других американских штатах этот день объявляют выходным для госслужащих.
Также очень популярна среди населения практика самостоятельно брать отгул на «Черную пятницу». Конечно, за исключением сотрудников розничной торговли, так как в этот день поток покупателей существенно возрастает, и их попросту никто не отпустит.
Но это не единственная особенность «Черной пятницы». В этот день магазины открываются раньше обычного: около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети даже в полночь.
Первым покупателям предлагаются серьезные скидки — от 50 до 80%. Поэтому очереди к ним еще с вечера четверга образуются колоссальные, а когда двери магазинов все же открываются, образуется такая же давка.
Каждый спешит за своим товаром и ничего и никого не замечает на пути. Часто между покупателями возникают споры за товар или даже драки с серьезными последствиями.
Но в целом «Черная пятница» приносит настоящее удовлетворение всем его участникам. По статистике, в этот день американская семья может в среднем сэкономить от нескольких сотен до тысяч долларов.
Так, ежегодно в США в «Черную пятницу» в магазинах оставляют до 60 млрд долл., что сравнимо с годовым бюджетом небольшой страны.
Ставка на интернет-магазины: Как отмечают «Черную пятницу» в Украине
«Черная пятница» до Украины добралась относительно недавно. Первая шопинг-ночь прошла осенью 2010 года в одном из столичных ТЦ, а в 2013-м западную традицию подхватили и украинские интернет-магазины, специализирующихся на электронике, одежде и книгах.
С того времени все более-менее популярные торговые сети и интернет-площадки стараются устроить в «Черную пятницу» что-то особенное для своих покупателей. Однако скидки до 80%, как в США, найти сложно.
Дело в том, что многие украинские ритейлеры предпочитают устраивать большие распродажи перед Новым годом, ведь для наших соотечественников это более привычное время для покупок.
Соответственно, давка и другие грустные события в магазинах на «Черную пятницу» для Украины – редкость.
Buy Nothing Day: Еще кое-что о «Черной пятнице»
Удивительно, но факт. В пятницу после Дня Благодарения в США в мире отмечают еще один праздник – Buy Nothing Day, или же «День без покупок». Он стал своеобразным ответом международного сообщества на культуру потребительства, в том числе в «Черную пятницу».
Пока сторонники последней стоят в очередях или сгребают с полок товары, их оппоненты устраивают на улицах акции протеста против сверхпотребления в развитых странах, которое во многом искусственно навязывается рекламой, а также против неравного распределения материальных благ в мире.
Также в рамках «Дня без покупок» проводятся театрализованные шествия, представления, транслируются антирекламные ролики, публикуются антирекламные объявления.
Коментарі — 0