Арьев: этой осенью кремлевское лобби в ПАСЕ проиграло
Глава делегации Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы – о дебатах по изменению правил Ассамблеи
Второй день осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, начавшейся на этой неделе в Страсбурге, мог стать поворотным в жизни ПАСЕ: на обсуждение депутатов 9 октября был вынесен вопрос об изменениях в правилах и процедуре организации, в результате чего полномочия национальных делегаций было бы ограничить гораздо труднее, чем сейчас.
Именно ограничения полномочий были введены ПАСЕ в отношении делегации России в апреле 2014 года – в ответ на аннексию Крыма и разжигание конфликта на востоке Украины. Российских парламентариев лишили права голоса, возможности иметь своих представителей в руководящих органах Ассамблеи и участвовать в ее мониторинговых миссиях. В ответ Россия начала бойкот заседаний ПАСЕ, заявив, что ее делегация не приедет в Страсбург, пока ограничения не будут сняты.
Москва несколько раз угрожала полностью выйти из Совета Европы, чьи органы доставляют российской власти большие неприятности: Ассамблея критикует отход России от демократии при Владимире Путине, Европейский суд по правам человека добивается соблюдения прав тех, кто столкнулся с российским правосудием, Венецианская комиссия проверяет соответствие законодательства России тем обязательствам, которые страна на себя взяла при вступлении в Совет Европы 22 года назад.
В ПАСЕ есть депутаты, которые считают лишение российской делегации полномочий непродуктивным: они говорят, что для того, чтобы россияне могли слышать критику в свой адрес, их надо вернуть в Ассамблею, для чего санкции стоит снять. Сторонникам такого подхода активно возражают делегации, которые считают, что в случае снятия санкций без выполнения требований ПАСЕ безнаказанность России вдохновит ее руководство на продолжение агрессии. Наиболее серьезно снятию санкций с России противится делегация Украины.
К осенней сессии Ассамблеи членом ПАСЕ из Бельгии Петрой де Суттер был подготовлен доклад об укреплении процесса принятия решений в организации, значительно усложняющий процедуру лишения любой национальной делегации ее полномочий. В частности, сейчас для решения об ограничении полномочий нужно простое большинство от проголосовавших, после изменения правил – две трети.
В ходе обсуждения доклада на сессии ПАСЕ Ассамблея решила не голосовать по документу на нынешней сессии и вернуть его на доработку в регламентный комитет. В Москве, где надеялись на то, что изменение правил позволит российским парламентариям вернуться в ПАСЕ в 2019 году, руководители парламентских комитетов выступили с осуждающими комментариями по поводу этой отсрочки.
В частности, председатель комитета Совета Федерации по международным делам и бывший глава делегации России в ПАСЕ Константин Косачев написал на своей странице в Фейсбуке: «Если и когда у Совета Европы найдётся сил, чтобы справиться с метастазами недобросовестной и конъюнктурной политики в ПАСЕ, России будет о чем говорить с этой организацией и найдётся чем заниматься совместно. Но до тех пор - кризис так и будет лишать Совет Европы легитимности и дееспособности».
Делегация Украины, во вторник выступившая в ходе дебатов в Ассамблее резко против изменения правил ПАСЕ и поддержанная многими коллегами из других стран Европы, праздновала победу – ее члены даже спели гимн Украины, окружив работавшую в прямом эфире из Страсбурга съемочную группу российского телевидения.
Глава делегации Украины в ПАСЕ, депутат Верховной Рады Украины Владимир Арьев прокомментировал Русской службе «Голоса Америки» факт того, что правила организации не были изменены.
Я видел победные заявления членов украинской делегации в ПАСЕ в соцсетях. Вы считаете своей победой то, что голосование в ПАСЕ по докладу об изменении правил Ассамблеи не состоялось?
Это промежуточная победа, которая свидетельствует о том, что путинское, кремлевское лобби в ПАСЕ на этот раз проиграло: давление, которое им было оказано на депутатов, сработало в совершенно противоположном направлении. Все видели, как на глазах тают шансы принятия этого доклада, которым могла бы воспользоваться российская делегация. Я думаю, что в 2019 году вопрос о возвращении полномочий российской делегации в ПАСЕ стоять не будет, но он будет постоянно возникать и дальше. Мы обречены в данном случае на постоянную позиционную борьбу. Но для украинской делегации это – момент торжества справедливости, потому что без исполнения резолюций ПАСЕ, без совершения серьезных шагов навстречу требованиям Совета Европы возвращение полномочий делегации России станет позором для Ассамблеи, а конфликт разрешен не будет.
А может ли быть так, что ситуация как-то разрешится уже в январе 2019-го, когда все делегации представляют свои списки для работы в Ассамблее в течение всего начинающегося года?
Пока это неизвестно, я не уверен в том, что в январе может быть принято какое-то решение, после которого Россия начнет участвовать в работе ПАСЕ. Следующие даты обсуждения доклада об изменении правил ПАСЕ будут обсуждаться на заседаниях регламентного комитета Ассамблеи. Но сейчас, как сказала сама докладчица, из-за переноса доклада на какие-то следующие сессии из него ушел «российский фактор»: Россия хотела, чтобы изменения в правила ПАСЕ были приняты прямо сейчас, чтобы в январе 2019-го уже вернуться в Ассамблею. Но поскольку их условие – что они вернутся в ПАСЕ только при измененном регламенте – не было выполнено, то я оцениваю вероятность того, что они вернутся, как очень низкую.
А когда вы говорите о «путинском лобби», о ком идет речь?
Ну, на этой сессии в Страсбурге из представителей Кремля я видел только работников пропагандистского телеканала «Россия», которые устраивали провокации в здании Ассамблеи, в особенности против делегации Украины: они хватали меня за руки, пытались ворваться в комнату украинского представительства при Совете Европы, всячески провоцировали моих коллег, но, тем не менее, мы понимали, что основная кремлевская работа ведется за кулисами, и именно эта работа и провалилась. А истерика пропагандистов означала, что они не нашли ничего лучше, чем обвинять Совет Европы, ПАСЕ и украинских депутатов в том, что произошло с докладом. Хотя, мы с коллегами действительно привели удачные аргументы, которые в результате отложили возвращение Москвы в ПАСЕ, как мне кажется, надолго.
Как по-вашему, насколько члены Ассамблеи в своей массе разделяют ту мысль, которую вы высказали в начале интервью – что возвращение России полномочий в ПАСЕ без выполнения ею требований возврата Крыма и прекращения поддержки сепаратистов на востоке Украины станет позором для организации?
Эту связь понимают практически все, но многие из понимающих просто прячут глаза при обсуждении этого вопроса, а отдельные небольшие европейские страны просто пытаются сделать так, чтобы всем было хорошо. На самом деле это – нежелание сопротивляться агрессии, желание продолжать жить в сытой и богатой реальности, игнорируя то, что угроза есть, и она серьезна. Однако для меня было важно сегодня увидеть, что не все так плохо, и большинство тех, кто считал, что изменение правил ПАСЕ просто технически улучшит ее работу, вслушавшись в наши аргументы, серьезно поменяли свое мнение.
Данила Гальперович
Коментарі — 0