Россияне до сих пор надеются, что все обойдется
К полугодовому рубежу большой войны Россия подходит без сколько-нибудь значимых побед
К августу у них появились новые поводы для беспокойства. Регулярные удары стали наноситься по узким местам на пути снабжения группировки, расположенной на западном берегу Днепра. Пошли разговоры о проблеме вообще удержаться на том берегу и, соответственно, в Херсоне тоже. 9 августа серьезные неприятности случились на Новофедоровской военной базе в Крыму, а неделю спустя – под Джанкоем и Симферополем. Разумеется, «спецоперация» идет по плану, но план выглядит все кучерявее.
Возможно, августовские опросы и уловят изменение настроений россиян под впечатлением от происходящего и, вопреки ожиданиям, не происходящего. Хотя лето настраивает на безмятежный лад, и прозрения будут, скорее всего, отложены до осени, когда придется возвращаться к обычной рутине, а обычность станет предательски ускользать.
В июле же, как выяснили в «Левада-Центре», подданные великого Путина ощущали прилив сдержанного оптимизма. 47% ожидали через год некоторое улучшение политической ситуации, 13% верили в значительное улучшение. В экономике улучшения через год намерены были увидеть еще больше – 55% опрошенных. В целом 40% были убеждены, что жизнь в России через год будет лучше, чем сейчас, 27% рассчитывали, что останется такой же, и только 18% преступно ждали ухудшения. Социологи говорят, что до войны россияне были настроены куда более пессимистично относительно собственного будущего. А вот война, выходит, на пятом месяце несколько подбодрила население, внушила некоторую уверенность в завтрашнем дне.
Это самое удивительное: откуда они берут надежду в ситуации не просто безнадежной, а уникально безнадежной? Война превратилась в бесконечное и провальное мероприятие. Если даже каким-то магическим образом удастся зафиксировать нынешние территориальные приобретения, нарастить их до административных границ Донецкой, Запорожской и Херсонской областей и закрепиться на восточном берегу Северского Донца в Харьковской, то совершенно непонятно, каким образом их удерживать и чего такое удержание будет стоить. Малейшего просвета в санкционном режиме не просматривается на многие годы вперед, наоборот, эта удавка будет еще туже затягиваться. Впереди беспросветный мрак, но россияне каким-то образом убеждают себя, что тучи рассеются и станет даже лучше. Не прям здорово, но лучше. Путин порешает, он фартовый.
Удивляться тому, что большинство россиян предпочитают не замечать, что остались без будущего, не приходится. Огромный народ живет в иллюзорной убежденности, что ему ничего не будет за то, что он устроил бойню в Европе, а, наоборот, отныне все забоятся и зауважают. Потеря уважения, которая просматривается в обсуждении визовых запретов на посещение Европы, задела даже тех граждан РФ, кто сам свою родину в ее нынешнем состоянии не уважает. Да, механизмы озабоченности внешним уважением тут те же, что и у опустившегося пьяницы, пристающего к окружающим с соответствующим вопросом: обманываться насчет собственных достоинств становится все сложнее.
Приведение «великого народа» в чувство и возврат к реальности может занять немало времени и дать результат, не исключено, только на поколении их внуков. А вот наглядное перемещение Путина в разряд лузеров – задача не на годы, а на месяцы. Россия словно втягивается в ущелье, где ее ждут большие неприятности, приплясывая и напевая. Их нелепый самообман нам на руку. Слава неумолимым законам глобального экономического развития и еще более неумолимым ВСУ.
Коментарі — 0