Россия готовит почву для нового пророссийского проекта в Украине
Лето – традиционная пора активизации пророссийских организаций, которые, так уж сложилось, сконцентрированы в знойном Крыму. А в преддверии подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, мы, похоже, станем свидетелями активных процессов в пророссийском движении. Всевозможные «организации соотечественников» в ближайшее время могут ожидать неслабые трансформации и появление новых обласканных Белокаменной формирований. И «Украинскому выбору» Виктора Медведчука, уже подключившему в качестве тяжелой агитационной артиллерии свою супругу Оксану Марченко, может стать тесновато. Как и Вадиму Колесниченко с его Координационным Советом организаций российских соотечественников (КСОРС), объединяющим с полторы сотни общественных организаций из любителей триколора.
На недавней скандальной конференции в доме Москвы в Севастополе «Русское движение Украины: проблемы и надежды» директор Института стран СНГ Константин Затулин недвусмысленно намекнул о необходимости создания в Украине нового пророссийского движения, которое составило бы конкуренцию Партии регионов, не оправдавшей надежды россиян.
«Мы постараемся, чтобы проект движения в поддержку союза России, Украины и Белоруссии состоялся и, возможно, благодаря этому мы сможем создать какую-то силу на Украине, которая будет поддавливать Партию регионов, находящуюся у власти... А, может быть, в перспективе, когда это все разовьется, выступит в роли ее более успешного конкурента на будущих выборах», – сказал Затулин.
Еще дальше пошел капитан 1 ранга Черноморского флота Сергей Горбачев, который заявил, что «Москва должна провести операцию по принуждению Украины к дружбе» и, как минимум, добиться принятия закона о статусе Севастополя, который позволил бы «городу русских моряков» самому избирать себе мэра.
Вот так «лучший друг Украины» Затулин, который чуть ли не агитировал на всех последних выборах за ныне правящую в Украине партию и лично Виктора Януковича, заговорил о подготовке «конкурента» разочаровавшей ПР. Все это можно было бы списать на личное мнение одиозного российского политика, впавшего в опалу в Кремле, но эти пассажи появляются на фоне соответствующих заявлений российских высокопоставленных лиц. Так Владимир Путин после жалоб главы Россотрудничества на недостаточное финансирование, которое тормозит «собирание «Русского мира», поручил дипломатам активнее использовать механизмы «мягкой силы» за рубежом. Очевидно, что Украина – один из важнейших плацдармов для использования таких механизмов.
-- Русского хочется
Пока что все попытки России действовать на украинском поле ограничивались изначально благодатным для пророссийских идей Крымом. Но четкая локализация не привела к каким-либо их серьезным успехам как на полуострове, так и тем более на всеукраинском уровне. Наибольших успехов достигла, пожалуй, лишь ПСПУ Натальи Витренко времен финансирования покойным Максом Курочкиным, но 2006-й, когда «витренковцам» не хватило малости до преодоления трехпроцентного барьера, стал лебединой песней партии и ее лидера. Остатки же бутафорных пророссийских движений разругались между собой и о них вспоминали больше в контексте внутренних финансовых разборок, чем как о политических игроках. Некоторым руководителям карликовых партий, как, например, Льву Миримскому из «Союза» удалось пройти в парламент, но сомнительно, что в его цели входит развертывание в Раде активной деятельности за «Русский мир».
В России такая ситуация вызывает открытое недовольство. Например, в недавнем докладе «затулинца» Кирилла Фролова с сожалением констатируется «острый кризис русского движения в Украине». Причем вывод о таком кризисе делается… по мизерным результатам партии «Русский блок», показанным на последних парламентских выборах. А систему КСОРСа Колесниченко Фролов назвал чересчур забюрократизированной.
Хватает у Колесниченко антипатиков и в среде других «профессиональных русскоязычных». Так на вышеупомянутом круглом столе нардепу припомнили, что он когда-то носил вышиванки и вообще родился в Умани. Колесниченко до конца не досидел, сославшись на важные дела, но стрелы в его адрес летели и заочно.
«Раскол в русском движении – это последствия действий правящей партии и КСОРСа во главе с Колесниченко, – объясняет «Главкому» секретарь крымского рескома ПСПУ Надежда Полякова, участвовавшая в предании анафеме «регионала». – Самая большая ошибка, что уже созданные ранее пророссийские структуры вместо того, чтобы бороться с проблемами, все силы бросили на борьбу с российскими соотечественниками.
Правящая же партия приняла закон о внутренней и внешней политике и четком еврокурсе Украины, хотя именно на Партию регионов возлагали надежды русские на Украине – причем не только русские по национальности, но и по душе, и по языку. А это практически вся Украина – мы все русские. Очень хорошо, что делается попытка перезагрузки, только непонятно – зачем создавать что-то новое, если у нас уже есть пророссийские общественные организации и есть наша мощная пророссийская партия?»
У Витренко считают, что неправильная деятельность КСОРСа объединила вокруг себя настоящих крымских патриотов, которые и покажут теперь, как надо бороться с нынешним курсом. Достается от Поляковой и генконсулу России в Севастополе Владимиру Андрееву, который внес ее в «черные списки» тех, с кем сотрудничество исключается. «Фактически консул четко указал, на кого можно делать ставку, а на кого – нет, – жалуется она. – А в «черных списках» оказались самые харизматичные и деятельные».
Еще один «харизмат», который пока остается в стороне от больших дел, – экс-депутат от КПУ Леонид Грач слабо верит, что из затеи Затулина выгорит что-то путное.
«Затулин уже далеко от Кремля и однозначно нельзя считать, что он отражает его точку зрения, – рассуждает Грач. – Тем более Путин уже освятил движение «Украинский выбор» Медведчука. По сути, России уже давно ничего на Украине не нужно. Все эти казачества и русские общины разрознены – они брали деньги у России и проедали, но никто ничего не сделал, чтобы создать мощную пророссийскую организацию, которая могла бы объединять общественные настроения и воздействовать на украинскую власть в Киеве. В Крыму этим «любителям Пушкина за деньги» проще всего, а пусть в Киеве создадут фронт по борьбе с неонацизмом, я уже не говорю про Запад!».
Грач надеется, что скоро Россия разберется, кто есть кто в Крыму, и сокрушается об упущенных шансах: «Междоусобица и раздробленность привела к тому, что молодежь, которая родилась после 91-го года, забыла, что такое славянский союз и братская связь с Россией. После того как Медведев и Путин сдали Крым с потрохами Януковичу, все надо начинать сначала».
В чем Грач согласен с «пспушниками», так это в оценке все того же Колесниченко как «человека, который работает только на развал по заказу Партии регионов».
-- Все против Колесниченко
Вадим Колесниченко – конечно, уникальный персонаж, который умудряется аккумулировать на себе негатив как из чужеродной среды, так и из, казалось бы, родственной. И легендарный закон о языках, соавтором которого он был, считается вселенским злом не только в украиноязычной среде, но и среди многих его «русскоязычных собратьев» как слишком компромиссный. Это, впрочем, вечно жизнерадостного Колесниченко, недавно получавшего медаль из рук Путина, не расстраивает, равно как и попытки сковырнуть его монополию на «защиту прав соотечественников». Даже при поддержке такого известного в Крыму персонажа как Затулин. Вот и в разговоре с «Главкомом» он только хохочет, говоря о конфликте: «Есть часть маргинальных радикальных организаций, которые проповедуют провокативные цели – возможно, они обслуживаются какими-то спецслужбами или это вообще неадекватные люди. Поэтому на протяжении восьми лет мы их выдавливали и благополучно от них избавились. С клоунами не хочу иметь никакого дела – кроме желчи, ненависти и развала русского движения, они ничего другого не несут. Если с ними сотрудничает Российская Федерация, это их право, но она должна понимать, что это путь в никуда».
Соглашаясь в целом с тезисами Затулина, Колесниченко считает, что давить надо не на Партию регионов, а на весь украинский политикум, чтобы тот почувствовал реакцию общества. При этом добавляет, что у России сейчас нет никакого финансового влияния на пророссийские движения в Крыму и открещивается от получения грантов от северного соседа: «В России публично объявляется о больших средствах, которые выделяются для помощи соотечественникам, но максимум на что хватает этих денег – оплатить проезд участников мероприятий к месту события. Все остальное – внутренние источники, которые мы ищем здесь. Моя «Русскоязычная Украина» последние два года получает деньги от моих коллег в парламенте и украинских бизнесменов».
-- Кто кого задавит
Пока действительно непонятно, насколько идеи и проекты Затулина можно воспринимать всерьез. Он уже давно не депутат Госдумы и не член комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Возглавляемый им Институт стран СНГ – обычная общественная организация, но Затулина до сих пор продолжают считать приближенным к набирающей вес в Кремле «группе силовиков», понемногу вытесняющей «группу либералов» во главе с Дмитрием Медведевым. Недавний уход из Кремля некогда всемогущего Владислава Суркова вписывается в эту тенденцию.
Сам Затулин, не скрывая довольно скептического отношения к организациям Медведчука и Колесниченко, о целях потенциального нового проекта пока говорит весьма абстрактно.
«Попытки создать такие проекты происходят бесконечно, и я бы не считал самым главным пророссийскость этого движения, – заявляет Затулин «Главкому». – Я за то, чтобы русские и русскоязычные на Украине перешли в контрнаступление против «Свободы», которая действует в совершенно беспроблемном поле и с которой власть не борется. Более того, подозреваю, считает не лишним, чтобы «Свобода» набрала очки и облегчила победу Януковичу на президентских выборах. Но это очень опасные игры, которые могут закончиться совсем не так, как во Франции между Шираком и Ле Пэном. Это может сопровождаться серьезными столкновениями на гражданской почве. На первом этапе я вижу главную цель новой организации не в том, чтобы она конкурировала с Партией регионов, а чтобы оказала общественное воздействие на власть, дабы та вспомнила о своих обязательствах и предвыборных обещаниях. А выйдет ли из этого проекта что-то политически самостоятельное – вопрос, который сегодня поднимать бессмысленно».
Не скрывает Затулин и то, что свое заявление он сделал в контексте общественной инициативы о создании общественного движения Беларуси – Украины – России, анонсированного в апреле после телефонного разговора Виктора Януковича и Александра Лукашенко. Но если одним из соавторов этой инициативы станет украинский Президент, он вряд ли допустит, чтобы на него «давили».
Остужая горячие головы на кругом столе, Затулин сделал ремарку, что если не сотрудничать с Партией регионов, новому движению просто не дадут развиться. Действительно, власть очень ревностно относится к появлению конкурентов на своем электоральном поле и разбирается с ними пожестче, чем с оппонентами.
«Давайте оценивать ситуацию реалистично, – рассуждает политолог Владимир Фесенко. – Уже есть Медведчук, который активно агитирует за Таможенный союз – и что? Если не будет поддержки админресурса, влиятельных и достаточно популярных персон в Украине, любое движение такого плана будет обречено».
Признавая, что идея абстрактного союза России, Украины и Белоруссии весьма популярна среди украинского населения, политолог добавляет, что выдвижение этой идеи ничего не дает, пока эта поддержка не актуализирована политически: «Реалистичность этой идеи зависит от позиции украинского руководства. Если оно будет относиться к ней сдержанно, то перспектив я не вижу. А вот если Янукович и его советники посчитают, что такого рода движение принесет электоральные дивиденды на президентских выборах, у него есть перспектива. Но тогда это движение будет явно не в оппозиции Партии регионов».
«Затулинские» круглые столы тем временем продолжают колесить по Украине – например, вслед за Севастополем его десант поехал прощупывать одесскую почву. Ждем новых дружелюбных заявлений об «операциях о принуждении».
Коментарі — 0