Почему у «Укрзализныци» до сих пор нет директора? (ОБНОВЛЕНО)

Почему у «Укрзализныци» до сих пор нет директора? (ОБНОВЛЕНО)

Депутаты объяснили, почему нынешняя процедура отбора топ-менеджера никуда не годится

В кадровом конкурсе по отбору главы «Укрзализныци» возникла заминка. Имя нового руководителя предприятия, которое, как ожидалось, станет известным в начале этой недели, так и не было названо.

Место директора «Укрзализныци» освободилось еще в конце ноября прошлого года, когда Кабмин со скандалом уволил с этой должности Бориса Остапюка. Ранее Служба безопасности совместно с Генпрокуратурой провела 19 обысков в Государственной администрации железнодорожного транспорта и изъяла 7 миллионов гривен и 1 миллион долларов наличными. «Здесь годами работал синдикат по отмыванию денег», - дал свою оценку состоянию дел в «Укрзализныце» глава СБУ Валентин Наливайченко. К подбору нового руководителя структуры, считающейся одной из наиболее коррумпированных, в Мининфраструктуры решили подойти «по-новому» и объявили открытый конкурс.

Однако имя нового руководителя предприятия, которое, как ожидалось, станет известным еще 23 февраля, так и не было названо. За контроль над железной дорогой и ее ресурсами, по информации «Главкома», в правительстве разгорелась борьба. И есть основания полагать, что и этот конкурс, и аналогичные ему конкурсы на должности руководителей «Укрпочты», а также аэропортов «Борисполь» и «Львов» будут отменены.

-- «Заминка» в отборе по новым правилам

Конкурс на замещение должности директора «Укрзализныци» стартовал в конце прошлого года – 31 декабря. Стоит отметить, что фактически тогда же был изменен порядок назначения руководителей крупных государственных предприятий (активы которых превышают 2 миллиарда гривен, оборот составляет более 1,5 миллиарда гривен). Отбор кандидатов лег на «плечи» профильных министерств и независимых экспертов.

Всем желающим «попробоваться» на руководящий пост предлагалось до 19 января 2015 года подать заявку на участие на специальный адрес. Кроме резюме и рекомендаций, кандидаты должны были отправить эссе о своих основных профессиональных достижениях за 5 лет, мотивацию желания работать на государство, а также видение реформ и план на 100 дней.

В экспертную группу по отбору кандидатов для ведомств вошли представители компаний Talent Advisors (Роман Бондарь), ЕBS (Елена Вольская) и Deloitte (Андрей Буллах). А также – первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер и зам главы ведомства Владимир Омелян. Всего им пришлось рассмотреть 233 заявки.

Полный список кандидатов в министерстве не выложили, сославшись на «профессиональную этику». Эксперты, согласно обнародованным ранее на сайте ведомства критериям (среди которых – опыт управления изменениями, управленческая зрелость, порядочность, честность, ответственность и т.д.), отобрали 11 человек и представили их министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому.

Уже с этими кандидатами проводили интервью не только представители экспертной группы, но и заместители министра и сам глава ведомства.

Какое-то время ряд назад некоторые СМИ утверждали, что Пивоварский «двигает» на место главы «Укрзализныци» своего человека – Владимира Панкратова, который ныне является руководителем Киево-Днепровского межотраслевого предприятия промышленного железнодорожного транспорта.

Однако в результате отбора был сформирован «шорт-лист» из трех претендентов (по процедуре можно от двух до пяти). Ими стали Евгений Ромащин, Даниэл Валк и Дина Немирович. Мининфраструктуры рекомендовало всех их на рассмотрение номинационному комитету, заверив, что каждая из предложенных кандидатур – «блестящий менеджер».

Сам комитет был создан также недавно. Его возглавил президент Киевской школы экономики, экс-генеральный директор «Крафт Фудс Украина» Джордж Логуш. Государство в созданном органе представили министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, главы Минэнергоугля - Владимир Дечишин, Минфина – Наталия Яресько, Минагропрода – Алексей Павленко и Мининфраструктуры – Андрей Пивоварский. В число независимых экспертов в комитете вошли глава представительства в Украине Европейского банка реконструкции и развития Шевки Аджунер и Всемирного банка Чимяо Фан, региональный менеджер в Украине и Беларуси Международной финансовой корпорации (IFC) Руфат Адимарданов и украинский бизнес-омбудсмен Альгирдас-Шемета, который в 2009-2010 годах был еврокомиссаром по бюджету и финансовому планированию.

Комитет должен был выбрать одного из предложенных кандидатов и предложить его на утверждение в Кабмин еще в понедельник, 23 февраля. Однако процесс выбора «застопорился», и имя победителя тогда так и не было названо.

В министерстве отчитались, что члены комитета решили также пообщаться и с другими кандидатами, которые прошли предыдущие этапы отбора – то есть рассмотреть «лонг-лист» из 11 человек, так сказать, дошедших до финала. «Укрзализныця» - стратегически важное предприятие для экономики Украины. Мы должны быть уверены, что делаем правильный выбор», - пояснил такой исход Джордж Логуш. Это не значит, что резюме «тройки» не подошли – поспешили заверить «Главком» в пресс-службе ведомства: «Просто там огромные обороты и большая доля ВВП (по данным, озвученным заместителем министра инфраструктуры Омеляном, 3-4% ВВП в Украине формирует «Укрзализныця», - «Главком»), и цена правильного решения особенно важна».

Однако источники «Главкома» в правительстве утверждают, что у «заминки» есть и другая причина. У некоторых депутатов возникло желание повлиять на процесс назначения топ-менеджера одного из крупнейших государственных монополистов. Противники конкурса выдвинули ряд претензий к его процедуре и самим отобранным кандидатам. В распоряжение «Главкома» попал письмо одного из нардепов, в котором сформулирован перечень вопросов к такой практике назначений, и к специалистам, привлеченным со стороны для проведения конкурса. Все аргументы, изложенные в письме, призваны дать формальный повод прекратить практику подобных кадровых кастингов, в частности, при выборе руководителей предприятий, подведомственных Мининфраструктуры.

-- Вопросы к процедуре

Кроме того, в распоряжение «Главкома» попало поручение вице-премьер-министра Валерия Вощевского предоставить ему информацию о кадровых конкурсах, устроенных Мининфраструктуры, их процедуре и текущих результатах.

В обосновании депутатов, почему нынешняя процедура отбора руководителей не соответствует критериям прозрачности и объективности, выдвинуты ряд претензий к компаниям, которым поручено подбирать кадры, к составу конкурсной комиссии, порядку проведения конкурса (необходимости отсылать заявления на специальные иностранные электронные адреса коммерческих структур и так далее). Также в письме на имя вице-премьера идет речь о том, что от кандидатов требовалось предоставить презентацию на тему «Почему я иду на государственную службу», хотя генеральные директора предприятий не являются госслужащими – и это, как говорится в записке, является свидетельством некомпетентности консалтинговых компаний.

«Учитывая вышеизложенное, прошу вас предоставить ответы на поставленные вопросы и провести проверку относительно правомочности указанного порядка конкурсного отбора и возможных злоупотреблений при проведении конкурса на пост генерального директора государственных предприятий», - отмечается в документе.

Вице-премьер Валерий Вощевский прокомментировать попытку зарубить идею министра инфраструктуры Пивоварского не смог. Вощевский, по данным его помощников, сейчас находится в больнице. Однако в окружении вице-премьера допускают, что конкурс проводится не прозрачно, в интересах определенных лиц. Источники «Главкома» в Кабмине не исключают, что проверка, действительно, может закончиться отменой распиаренных конкурсов.

В Мининфраструктуры, компаниях и комитете, занимающихся выбором «лучшего кандидата» на пост главы «Укрзализныци», тем не менее, пока отрицают какое-либо вмешательство в их работу. «Попыток помешать конкурсу не было», - заверили в пресс-службе ведомства. А озвученные в записке обвинения назвали необоснованными.

«Это придирательство к словам, - прокомментировали там вполне понятный вопрос к теме презентации «Почему я иду на государственную службу», которую необходимо было подать кандидатам на пост директоров – не госслужащих. – Человек будет работать в государственном предприятии, на свою страну. Да, это не госслужащий в прямом смысле слова. Люди их бизнеса идут работать в госсектор, и комитету важно понять их мотивацию».

Партнер консалтинговой компании Talent Advisors Роман Бондарь со своей стороны также объяснил эту «ошибку». «Это была опечатка, которую мы исправили. До этого мы готовили презентацию для Национального агентства по вопросам госслужбы. И когда возник этот конкурс, взяли ту модель. Однако в итоге тема была изменена на: «Почему я иду работать на государство», - отметил он. По мнению Романа, данная презентация стала одним из важных фильтров для оценки кандидатов: нередко человек не знал, что ответить, и писал откровенную ерунду. Таким же критерием было и эссе о достижениях. «Если человек не мог описать, чего он достиг за прошлые годы, или описывал какие-то абстрактные и эфемерные вещи, он отсеивался. Любой лидер, который достиг чего-то, может четко назвать созданный экономический эффект. Это правило – в бизнесе, нет эффекта, нет достижения. А оцифрованное достижение легко можно проверить на достоверность и оценить, тем более, что мы искали реформаторов, чья задача оставлять следы в виде достижений», - пояснил он.

Сам процесс отбора руководителей в госпредприятия, предложенный, в том числе, и Мининфраструктуры, по словам хедхантера, стандартный. «Мы взяли корпоративную процедуру и адаптировали ее под государство. Ввели ряд инноваций. Например, что первое интервью проводит не один человек, а пятеро. Из них – три независимых члена и два человека из министерства, чтобы независимые могли заблокировать решение, если идет лоббирование какого-то кандидата», - рассказал Роман.

Вторым нововведением стала необходимость отсылать резюме на специальный адрес, вопросы к чему уже возникли в Кабмине. «Почему подача пакета документов на конкурс осуществлялась путем отсылки на иностранные e-mail-адреса коммерческих структур, без подачи личного заявления и предоставления расписки о получении документов? Отсутствие порядка приема пакета документов на конкурс создало возможности для отсеивания кандидатов на руководящие отраслевые посты по надуманным причинам, например, из-за несвоевременной подачи документов, нарушения правил оформления, неполучения пакета документов – без возможности оспаривания», - говорилось в служебной записке. «В конкурсе может участвовать только тот, кто подал резюме на спецящик, откуда резюме автоматически учитывается в специальной базе данных. Если в конкурсе оказывается человек, не зарегистрированный в ней, - это мошенничество, - пояснил Роман Бондарь. – Мы исключили систему вброса, чтобы министру не подсунули резюме на финальном этапе».

Рекрутер также рассказал, как именно Мининфраструктуры без тендера отобрало три компании для поиска кандидатов на руководящие посты: «В конце 2014 года остро встал вопрос проведения реформ. А моя команда уже работала для НБУ, для заместителя Валерии Гонтаревой Владислава Рашкована, который управлял реформой Нацбанка, мы бесплатно искали глав департаментов (подбирать кандидатов для государства консалтинговые компании договорились бесплатно, - «Главком»). Пивоварский попросил Рашкована кого-то порекомендовать ему, и тот порекомендовал нас. Однако мы сказали, что если делать все открыто и прозрачно, нужен не один оценщик, а три независимых, чтобы каждый проверял друг друга. И были отобраны еще двое. Это мог быть кто угодно». Роман признает, что у людей есть право сомневаться в независимости экспертов, однако заверяет, что это бессмысленно – хендхантеры слишком дорожат репутацией, да и министр не стал бы подставляться.

-- След олигархов

Также, как сообщают источники «Главкома», у ряда представителей Кабинета министров есть вопросы не только к процедуре конкурса, но и к отобранной «тройке» якобы наиболее подходящих кандидатов.

Во-первых, двоим из них сразу же приписали связь с олигархатом. Еще одному вменили причастность к компании, занимающейся отбором.

Так, Евгений Ромащин – гендиректор ахметовской машиностроительной корпорации Corum Group. До этого занимал руководящие посты в ДТЭК того же Рината Ахметова.

Даниэл Валк – в недавнем прошлом руководитель североамериканского отделения корпорации «Интертайп» Виктора Пинука.

Дина Немирович - директор фармацевтической компании «Фармак», ранее работала в правлении компании «Укрпластик», являлась партнером аудиторской фирмы Deloitte – одной из тех, что сейчас как раз и занималась подбором руководителя.

«Прежде, чем вынести этих людей на рассмотрение, - заверил Роман Бондарь, - мы просчитали все риски. Их проверяли в правоохранительных органах. Если бы возникло хоть малейшее подозрение, что на них будет оказано давление, их бы в списке не оказалось». К тому же, как отмечает хедхантер, когда стоит задача найти генерального директора, который бы ранее управлял компанией подобного «Укрзализныци» размера, оказывается, что все возможные кандидаты – потенциально «олигархические». «Кого бы не взяли, он будет «связан» либо с Коломойским, либо с Пинчуком, либо с Ахметовым, либо с Фирташем, - отметил он. – Крупнейшие бизнесы принадлежат олигархату. Страна у нас такая. А как только мы введем люстрационный критерий, что человек не должен был работать с олигархатом, окажется, что нам будут нужны директора ларьков или каких-то небольших непонятных компаний. Только вот у них не будет компетенции управления и изменения огромных системам».

Во-вторых, ни у одного из представленных в «тройке» кандидатов нет опыта работы в железнодорожной сфере.

Однако министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, который и сам пришел в ведомство с поста гендиректора группы «Континуум» (заправки WOG, ТМ «КОМО», молочная компания «Галичина» и другие бизнесы одиозного Игоря Еремеева), не увидел в этом ничего чрезвычайного.

Также оценили этот факт и в Talent Advisors. «У «Укрзализныци» 1,5 миллиарда долга в долларах. У нас неэффективная система управления закупками, финансами, персоналом, информационными системами, - отметил в разговоре с «Главкомом» Роман Бондарь. – Да, есть и операционные проблемы. Но за счет повышения сервисных функций можно создать колоссальный экономический эффект». Львиная доля, по его словам, из успешных управленцев железными дорогами в Европе, - это банкиры, финансисты, выходцы из фармацевтической, телекоммуникационной отраслей и т.д. «Говорить, что один гендиректор решит все проблемы – наивно, - считает он. – Что-то может изменить команда минимум из 15 сверхпрофессионалов, которые должны будут зайти под него. И это дело не 2-3 лет. Больше всего критики наших предложений мы получаем либо от провокаторов, либо от тех, кто не понимает, что «Укрзализныця» умирает. Реанимационные действия, в первую очередь, лежат в области финансов, управления персоналом, и только во вторую, насколько мы эффективно управляем перевозками».

По его словам, на «Укрзализныцю» сегодня не нужен руководитель-администратор. Нужен – кризисный менеджер. «Как мы предполагали, эти люди могут зайти на какой-то период, провести санацию и рефинансирование, снизить уровень долга, оптимизировать структуру. А после снова может зайти железнодорожник и дальше управлять УЗ», - отметил хедхантер. И добавил, что в курсе, почему сегодня идет такая сильная манипуляция процессом. «Здесь очень большой коррупционный потенциал. «Укрзалиныцю» разворовывали и разворовывают по частям. И те, кто не хотят, чтобы менялась система, ставят в палки в колеса», - сказал он.

-- Точку могут не поставить

Следующее заседание номинационного комитета, на котором может быть озвучено имя нового гендиректора «Укрзализныци», состоится уже в понедельник, 2 марта.

Однако в ведомстве не исключают, что и тогда окончательного решения не будет.

«Не факт, что будет озвучена фамилия. На прошлом заседании все тоже делали ставки, кого озвучат, а комитет решил рассмотреть все 11 кандидатур. Задача – отобрать человека, который справится со всеми вызовами, которые будут перед ним стоять. Потому о сроках говорить сложно», - отметили в пресс-службе Министерства инфраструктуры.

Роман Бондарь также не исключает, что процесс поиска наиболее подходящего кандидата на этот пост может начаться заново. «Комитет должен рассмотреть 11 кандидатур и, например, сказать: да, вот «тройка» лучшая, мы выбрали. Или: мы нашли еще кого-то подходящего, надо его рассмотреть. Или может оказаться, что из этих 11 человек не будет подходящего, и тогда мы начнем поиск заново», - отметил он в разговоре с «Главкомом».

* * *

Уже после публикации материала стало известно, что Министерство инфраструктуры получило постановление Днепропетровского окружного административного суда от 20 февраля по вопросам обеспечения административного иска.

Как сообщили в ведомстве, данное постановление останавливает решение министерства о поиске кандидатов на должности руководителей «Укрзализныци», аэропортов «Борисполь» и «Львов», а также запрещает проведение следующих этапов отбора до решения суда по указанному делу. «Дело возбуждено по иску одного из участников отбора, который не попал в очередной этап», - говорится в заявлении.

«После объявления о решении провести открытый и прозрачный отбор кандидатов на должности руководителей указанных государственных предприятий, министерство столкнулось с сопротивлением со стороны различных заинтересованных лиц, - отметили в ведомстве. - Эти люди очень много сделали для дискредитации всей процедуры отбора, а также экспертов, вовлеченных в него. Упомянутое выше судебное дело - одна из таких мер».

Решение суда в министерстве назвали безосновательным и пообещали обжаловать решение.

«Однако, выполняя решение суда, ведомство прекращает отбор кандидатов на должности руководителей «Укрзализныци», аэропортов «Борисполь» и «Львов», объявление о котором было обнародовано на сайте Мининфраструктуры 31 декабря», - добавили в ведомстве.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: