Олег Устенко: Украина будет отдавать около 8% ВВП только на обслуживание долга
«Инвесторы на внешнем рынке рады – для них реструктуризация прошла успешно. Но мы должны задуматься, все ли хорошо для нас»
Внешний долг Украины за два года уменьшился почти на 3 миллиарда долларов. Такое сообщение сделали премьер-министр Арсений Яценюк на совместной пресс-конференции с главой Минфина Наталией Яресько на прошлой неделе. «У нас на начало 2013 года общий объем внешнего долга в Украине составлял 73,1 миллиарда долларов США. По состоянию на 1 сентября текущего года государственный долг составляет 70,5 миллиардов долларов. Это ответ на вопрос: увеличиваются ли внешние долги?», - отрапортовал глава Кабмина. Хотя такая формулировка уже вызвала ряд вопросов в экспертной среде.
Тогда же Яценюк заявил и о том, что кредиторы Украины большинством в 75% приняли решение о списании долгов государства общим объемом в 3 миллиарда долларов и соответствующую реструктуризацию долгов еще на 8,5 миллиардов долларов.
Напомним, переговоры о реструктуризации внешнего государственного и квазигосударственного долга на сумму около 20 миллиардов, привлеченного до смены власти в результате Майдана, начались еще в марте. В конце августа крупнейшие держатели правительственных евробондов согласились списать 20% номинальной стоимости обязательств, и обменять каждый из подлежащих реструктуризации выпусков на новые четырехлетние облигации со ставкой купона 7,75% годовых по сравнению со средним уровнем в 7,2% до реструктуризации. Новые облигации, как известно, в обмен существующих будут выпущены уже в середине ноября.
В то же время Россия, которой до конца этого года Киев должен отдать 3 миллиарда долларов – так называемый «кредит Януковича», вполне ожидаемо участия в реструктуризации украинского долга не приняла. И, как считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, наверняка уже подготовила соответствующий пакет документов для обращения в Лондонский арбитраж.
О том, чем это может грозить Украине, а также о том, сколько за постмайданный период Украина позаимствовала денег и как их использовала, эксперт рассказал в пресс-центре «Главкома».
В начале этого года в МВФ заявили: чтобы поддержать экономику, Украина должна получить пакет помощи на 40 миллиардов долларов. Сколько из этой суммы Украина уже получила и сколько еще должна получить до конца года?
Изначальная потребность во внешнем финансировании Украины определялась в размере 40 миллиардов долларов на протяжении этого года (из них 17,5 миллиардов, которые Украина должна была бы получить в этом году – кредит МВФ). Однако потом было общее ожидание, что эти 40 миллиардов надо рассчитывать не на один год, а на четыре. Исходя уже из этого четырехлетнего периода, на протяжении года Украина должна была получить 10 миллиардов долларов от Международного валютного фонда. По факту в самом начале получено 5, и следующий транш составил 1,7. То есть из 10 миллиардов Украина выбрала 6,7. Есть ожидание, что до конца года страна сможет получить еще 1,7 миллиарда долларов, и это даст величину в целом 8,4. То есть тут программа не довыполнена будет, как минимум, на 15%.
Следующие деньги, которая могла получить Украина - это деньги от международных финансовых институций. Ожидалось, что на протяжении года Украина получит порядка 8 миллиардов долларов. Это давало возможность получить на протяжении 4 лет 25 миллиардов долларов при общей потребности в 40. Эти 8 миллиардов – это: 2 миллиарда от Мирового банка (их мы получили, даже больше на 30 миллионов), 2 миллиарда от США (получили, но не живыми деньгами, а так называемыми кредитными гарантиями). Еще на 1 миллиард долларов у нас подписано кредитное соглашение с Японией, но деньги в страну полностью еще не заведены. Плюс, 1,5-2 миллиарда - от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Тут часть денег заведены, часть – нет.
Все это давало даже расчетную цифру по результатам этого года порядка 18 миллиардов. Но повторюсь: программа не будет выполнена по объему финансирования.
Почему возник вопрос о реструктуризации государственного долга?
По правилам МВФ, страна не кредитуется, если есть дефицит в получении финресурса (страна нуждается во внешнем финансировании для покрытия разрывов платежного баланса и прироста резервных активов, - «Главком»). Для Украины он был очень четкий и оценивался в 15 миллиардов долларов. Поэтому необходимо было начать переговоры о реструктуризации нашего долга. Но тут, отмечу, речь не идет о том, что мы дополнительно выжали из наших кредиторов 15 миллиардов долларов. Эти не выжаты, они просто отсрочены в платежах. Экономия составила 20% вот этих моментально списанных денег из суммы не в 18 миллиардов долларов (столько находится на руках украинских европейских бондов), а в 15 - без учета российских денег. То есть правительству удалось высвободить 3 миллиарда долларов одномоментно из европейских бондов. Но параллельно шло увеличение процентной ставки по нашим платежам. Она увеличилась больше чем на 0,5% – с отметки 7,2 до 7,75%. Взамен Украина предоставила владельцам украинских европейских бондов возможность отбить деньги, которые они сейчас для Украины списывают, в будущем через Value Recovery Instrument – инструмент, который дает возможность получения средств в привязке к украинскому ВВП.
Но для Украины критичным оставалось наличие программы с МВФ. В противном случае можно было бы говорить о возможности входа страны в зону неконтролируемого дефолта. Программа означала необходимость ряда непопулярных мер, и, прежде всего, они касались снижения дефицита системы государственных финансов. Вот, кстати, правительство все время оперирует цифрой дефицита системы госбюджета, что не совсем правильно. Во всех раскладах Украина – МВФ используется не цифра наличия госбюджета, а цифра дефицита системы государственных финансов. И когда министр финансов говорит о намерении сократить дефицит госбюджета до 3,7% ВВП – это неправильная цифра.
Сколько, по вашим оценкам, составит дефицит на следующий год?
По результатам этого года дефицит системы государственных финансов будет находиться на отметке порядка 9%, а в следующем году может находиться на отметке порядка 17% ВВП. При самом идеальном раскладе он может находиться на отметке 5% ВВП. Но это все равно, как минимум, в полтора раза больше той цифры, о которой говорит Наталия Яресько.
Арсений Яценюк отчитался, что внешний долг Украины за два года уменьшился почти на 3 миллиарда долларов.
Если посмотреть предысторию до Майдана, сумма нашего долга – внутреннего и внешнего - на 1 января 2014 года находилась на отметке порядка 73 миллиардов долларов. Курс тогда скакал, но скакал в отметке от 10 до 12 гривен за доллар. Потом, в феврале, начало лихорадить экономику, и произошла серьезная девальвация. Тогда появилось одновременно несколько рынков: межбанковский валютный (который ровным счетом ничего не означает), Нацбанк опубликовал свой собственный курс, называя его официальным, однако по нему купить валюту в Украине просто не представляется возможным, и черный рынок. Тогда произошла переоценка нашего долга на фоне большого курсового скачка, когда курс гривны ушел из отметки 15 в отметку 30. На начало апреля 2014 года наш долг оценивается уже в размере порядка 65 миллиардов долларов. Но на что я хочу обратить внимание? Как говорит правительство, долги уменьшились – с 73 до 65 миллиардов долларов. Но долг состоит из двух частей: внутреннего долга и внешнего. Внешний долг номинирован в иностранной валюте и, в принципе, не может поменяться. Внутренние долги, которые номинированы в гривне, на фоне курсовых скачков могут резко уменьшаться. Это мы и видели в условиях Украины - благодаря тому, что произошла переоценка внутреннего долга. А внешний долг за те же три месяца не изменился. Он как был на уровне 28 миллиардов долларов, так и остался.
Сама по себе сумма долга – важный момент, но она используется, скорее, политиками, чем аналитиками. Более важным является не объем долга, а его отношение к объему ВВП. По результатам 2013 года ВВП Украины упал практически на полпроцента и находился в долларовом эквиваленте на уровне порядка 170 миллиардов долларов. Почему тогда никто не бил тревогу, даже в начале 2014 года? Потому что если взять 73 миллиарда долларов долга на 1 января 2014 года в соотношении к ВВП, получится цифра, меньшая, чем 50% ВВП. О том, что страна находится в стабильной зоне, можно говорить, если объем долга по отношению к ВВП не превышает отметку в 60%. А потом курс взлетел. И долг вроде бы остался тем же, но произошел перерасчет знаменателя. 2014 год - война, Крым «ушел», проблемы с работой промышленности даже на прифронтовых территориях, торговые барьеры со стороны России на пути продвижения украинского экспорта - мы закончили с ВВП в 135 миллиардов долларов. И это движение вниз продолжается.
Ваши прогнозы: с каким ВВП мы закончим этот год?
По результатам этого года наш ВВП будет находиться в отметке порядка 80-85 миллиардов долларов. Долг также стал наращиваться – сейчас это порядка 70 миллиардов (в начале второго квартала 2014 года было 65). Добавьте туда еще деньги, которые мы должны будем добрать до конца года, и вы поймете, что по отношению к нашему ВВП наш долг находится на отметке порядка 95%. В этом и состоит трагедия Украины.
Однако есть немало стран с долговыми нагрузками больше, чем в Украине.
Да, Украину равняют со странами, которые имеют колоссальные долговые нагрузки: Япония – 220% ВВП, США – 100-110% ВВП, многие страны Европы, та же Греция – порядка 200% ВВП. Но страны платят разный процент за обслуживание своего долга.
Мы в среднем платим по нашему долгу порядка 8-10%. То есть мы должны будем отдавать по результатам каждого года, как минимум, 5% нашего ВВП просто за обслуживание долга. И даже прошедшая реструктуризация не сильно нас спасет от выплат по реструктуризированным долгам. Реструктуризация прошла некачественно.
Однако, в том числе, как и вы уже отметили, экономия составила 20%.
Была повышена процентная ставка по европейским бондам. Это первое. И второе: мы ее будем продолжать платить даже в тот период, когда себя совершенно ужасно чувствуем на протяжении ближайших четырех лет. Нет такого периода, когда мы не платим проценты. И даже в эти четыре года мы заплатим порядка 1 миллиарда долларов только за обслуживание вот этой части долга. А если взять в целом 70 миллиарда долларов по результатам этого года нашего объема государственного и гарантированного государством долга, и предположить, что мы платим 8-10% - средняя ставка за обслуживание долга, это значит, что мы платим, как минимум, 5,6 миллиарда долларов ежегодно только за обслуживание нашего долга.
Если отталкиваться от того, что ВВП по результатам года будет на уровне 80 миллиардов долларов, то мы будем отдавать около 8% ВВП только за обслуживание нашего долга. Ни одна страна в мире не может нормально функционировать в таких условиях.
Изменить ситуацию можно, только увеличив объем нашего ВВП.
Средства, полученные Украиной от МВФ и ряда других международных финансовых институций, по вашему мнению, используются властью страны эффективно?
Часть денег, которые давал МВФ Украине, вот эти первые 5 миллиардов долларов, были распределены пополам между золотовалютными резервами и Минфином. То есть часть денег была проедена – половина пошла на покрытие дефицита госбюджета. Это самый плохой вариант использования этих средств. То есть из порядка 8 миллиардов долларов, которые зашли в страну в постмайданное время, на 100% эффективно используется лишь та часть, которая лежит нетронутая в золотовалютных резервах. По остальному есть вопросы. Деньги пошли на потребности бюджета. А чтобы утверждать, что они использовались эффективно, надо думать, что бюджет используется эффективно. Но тут у меня сомнения.
Говорить об эффективности использования средств в стране, которая имеет такой высокий уровень коррупции, как минимум, было бы странно. В любой другой экономике было бы понятно, что когда ситуация явно критичная, когда объем долга настолько велик, что нет возможности в будущем его обслуживать, страна должна была бы резко резать затратную часть своего бюджета. Мы же, как я уже отметил, закончим год с дефицитом системы госфинансов порядка 8-10% ВВП. Это огромная величина, которая нуждается в финансировании. Но Украина не может сейчас занимать на так называемых коммерческих рынках заимствования капитала. В основном – потому что мы сделали реструктуризацию бондов и находимся в состоянии технического дефолта. Вряд ли нам кто-то одолжит. А если и одолжит, то под такой процент, под который лучше не брать. Это где-то 12-13%. Я просто напомню, что деньги, которые брались у России 20 декабря 2013 года, брались под 5% годовых, и в тот момент рынок одалживал бы Украине тоже под 12% годовых.
А международные финансовые институции не очень охотно вливают деньги в Украину.
Причина – в коррупции?
Прежде всего, в колоссальном уровне коррупции. По заявлениям ряда украинских политиков, объем коррупции можно оценить в 5 миллиардов долларов. То есть речь фактически идет о 7-8% ВВП. Дефицит всей системы государственных финансов по результатам этого года - около 8-9% ВВП.
И на Украину будут давить. Соответствующий меседж – по поводу необходимости борьбы с коррупцией – четко будет дан премьеру Яценюку в Берлине (премьер-министр осуществит визит в столицу Германии 23 октября, где обсудит с Ангелой Меркель экономическую ситуацию на Украине и положение дел на Донбассе, - «Главком»), во время следующей поездки в Париж. И чуть позже такой же меседж будет получен украинской властью от главы министерства торговли США Пенни Прицкер, которая скоро посетит Киев. У нас есть шанс выбраться из этой долговой западни под давлением со стороны международного сообщества, международных институций и индивидуальных стран-кредиторов, и давлением со стороны гражданского общества.
Очевидно, что международные финансовые институции не бросят Украину в столь тяжелое время, но никто не будет спонсировать страну, которая не желает делать изменения.
Украинское правительство неоднократно говорило о том, что Россия также должна согласиться на реструктуризацию долга в размере 3 миллиардов долларов по кредиту, который был выдан еще на закате правления Януковича. Однако у РФ позиция иная. Как может развиваться ситуация после 20 декабря – даты выплаты долга?
После 20 декабря, когда мы формально должны вернуть России 3 миллиарда, пройдет 10 дней, и сразу же, в начале следующего года, в первых числах января, когда будет объявлен либо мораторий, либо дефолт по этим обязательствам Украины, документы моментально окажутся в Лондонском арбитраже. Я не удивился бы, если бы пакет документов для Лондонского арбитража, Москвой уже был бы подготовлен. Там вопрос взаимоотношений Украины и России долго рассматриваться не будет. Арбитраж будет читать именно контракт. Это не украинский, и не российский суд – там закон превыше всего.
Основная задача России там – доказать, что кредит не коммерческий, а межгосударственный. Первая карта, которую они буду разыгрывать: в декабре 2013 года Украина не могла разместиться под 5% годовых. Минимальная ставка, по которой она могла разместиться, составляла 12%. Мы можем сколько угодно сегодня здесь, в Киеве рассказывать, что вот эти 7% премиальных - это взятка политическому режиму Януковича, с них и возьмите. Но в реальности этот аргумент вряд ли сработает. Вторая карта: будет сказано, что деньги были взяты из Фонда национального благосостояния РФ. Чтобы кредит признали межправительственным, деньги надо взять из госбюджета. В данном случае деньги не из госбюджета, а из так называемого квазисуверенного фонда. Квази, но суверенного. Фактически государственные деньги. Россияне будут стоять на том, что деньги взяты из госисточников. Не важно из какого кармана – это государственные деньги. Да, они не шли напрямую из бюджета, но они шли из квазисуверенного фонда.
То есть Украина проиграет?
Эти 3 миллиарда будут, скорее всего, признаны как межправительственный долг. Я слабо представляю, как его можно будет не признать как межправительственный долг.
Единственная возможность для Украины – настаивать на том, что 3 миллиарда долларов, которые Украина должна России, все-таки взяты не из госбюджета, а из квазисуверенного фонда. То есть обыгрывать ту же карту, которой играют россияне, но по-другому. И надо отдавать себе отчет, что требуя реструктуризации у россиян со списанием 20%, мы бьем по их пенсионерам, их медикам, учителям. Эти деньги предназначались для них. Я понимаю, что это не аргумент в Украине. Но эта вещь, которую тоже надо осознавать.
И не забывайте. Сейчас по российскому долгу мы платим 5%, а по условиям реструктуризации повышаем процентую ставку до 7,75%. То есть берем обязательства платить практически на 3% больше за обслуживание этого долга. Да, теоретически мы будем платить их уже не с 3 миллиардов, а с 2,4 миллиардов. Но сейчас мы платим – 5% - где-то около 120 миллионов в год. По новому раскладу – с другой суммы, но с повышением процентной ставки – это приблизительно такая же величина.
Плюс, весь наш сыр-бор с реструктуризацией не такой простой. Мы выпускаем еще дополнительный актив - вот эти Value Recovery Instrument. В обмен на то, что сейчас идут на списание, мы даем возможность привязываться к нашему ВВП. Думаете, просто так на международном финансовом рынке поднялась стоимость украинских обязательств – с 45 центов до уровня почти 80 центов за доллар? До реструктуризации за 1 доллар украинских обязательств не давали больше 45 центов. Сейчас дают 75-80 центов. Инвесторы на внешнем рынке рады – для них реструктуризация прошла успешно. Но мы сидим по разные стороны переговорного стола. Когда они рады, мы должны задуматься, все ли хорошо для нас.
Если Лондонский арбитраж примет решение, что Украина должна отдать долг России, какие временные рамки на это могут быть отведены?
Мы можем признавать это решение или оспаривать. Можем пытаться давать дополнительные аргументы, но деньги придется возвращать. В какой период времени – вопрос. Судя по тому, как не активно возвращает сама Россия деньги по искам, которые к ней предъявляются, это затягивается на годы. Так что базовый вариант такой, что и мы будем возвращать деньги в течение длительного периода времени.
При таком раскладе возникает проблема с другими кредиторами. Мы уверены в тех, кто пошел сейчас на реструктуризацию? Они не станут говорить: смотрите, украинцы начали выплаты россиянам, а это такой же коммерческий долг, как и наш, может, мы должны пересматривать наше соглашение?
Вы серьезно думаете, что возможен такой сценарий?
Думаю, они этого не сделают, потому что для них условия достаточно хорошие. Не смотря на то, что они потеряли 20% изначально, потом они отобьют то, что потеряли, и в гораздо большем объеме просто во временной перспективе временной через вот этот новый механизм.
При таком раскладе нам надо ожидать изменение финансирования со стороны МВФ. Если все будет продвигаться достаточно быстро, мы можем увидеть либо увеличение по программе МВФ, либо дополнительную закачку финансирования в объеме 3 миллиардов - гарантии правительства США, гарантии ЕС или кредитный ресурс от ЕС.
К слову, для Украины было бы неплохо пытаться заместить дорогие долги (8-10% по обслуживанию) другими. В принципе, можно поменять одни долги на другие. Эти вернуть, а сделать новые, но под более дешевые проценты. Можно пытаться играть в эту игру с США.
Но в любом случае, конструкция не жизнеспособна, если не дать возможность стране расти нормальными темпами. Когда Кабмин говорит о возможности роста ВВП в следующем году на уровне 1-2% - это путь в никуда. Потому что только за обслуживание долга мы должны будем отдавать куда больший объем денег. Значит, жизненный уровень будет продолжать снижаться. Нужны структурные реформы: борьба с коррупцией, судебная реформа и уменьшение административных барьеров для ведения бизнеса.
Как в этом контексте изменился объем иностранных инвестиций в Украину?
Раньше Украина получала около 10 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, и мы считали, что это мало. В этом году мы получили порядка 1 миллиарда. Причины именно такие: коррупция, админбарьеры, некачественная судебная система.
После местных выборов стоит ожидать сюрпризов на валютном фонде?
Не думаю, что у Украины могут возникнуть проблемы, связанные с курсом. Нет никаких макроэкономических причин думать, что до конца года курс может уйти за пределы 25 гривен за 1 доллар. Золотовалютные резервы достаточно большие - они превышают отметку в 12,5 миллиардов долларов, что фактически больше, чем три месяца нашего импорта. Даже при условии, что Украина неожиданно решит до судов выплатить 3 миллиарда долга РФ в декабре, вряд ли это повлияет на курс. Также была улучшена ситуация с импортом. Импорт резко упал на фоне того, что гривна потеряла две трети своей стоимости. Но это печальное события, если не для всех, то для большей части украинцев, означало, что стабилизировался торговый баланс. В этом плане нет давления на гривну. Были месяцы, когда население было серьезным фактором, который влиял на курс, когда население создавало спрос на валюту в 2 миллиарда долларов и выше в месяц. Сейчас оно не является серьезным игроком.
Фактором риска остается украинский частный сектор, у которого внешних долгов на руках больше 100 миллиардов долларов. Но до сих пор им удавалось неплохо рефинансировать свои долги. Не думаю, что в конце года у них резко изменится ситуация.
Единственный колоссальный риск может реализоваться только в том случае, если Украина в силу каких-то политических причин не сможет продолжить сотрудничества с МВФ. Тогда с курсом может случиться все что угодно.
Какими могут быть причины прекращения сотрудничества между МВФ и Украиной?
МВФ работать не будет при введении военного положения. Но это все понимают.
В остальном – гипотетически сотрудничество может быть прекращено, если Украина не выдержит параметр расчетный в следующем году по дефициту системы госфинансов. Например, если Украина откажется поднимать тарифы, как это было сделано изначально. Если Украина пойдет на резкое снижение налогов, но не покажет при этом дополнительные источники по получению доходов. То есть если популизм зашкаливает, тогда есть риск прекращения сотрудничества. Но такой сценарий мне кажется достаточно низким.
Коментарі — 0