Неприметный закон выбил из рук лидера БЮТ последний способ избежать суда
В пятницу, слывущую в парламенте самым сонным, «пустым» днем, большинство провернуло под куполом Рады молниеносную интригу, которая может капитально подпортить настроение Юлии Тимошенко и ее соратникам.
Не секрет, что допросы Юлии Тимошенко, а затем и сеансы ознакомления с материалами уголовного дела против нее, поначалу вызывавшие какой-никакой резонанс у украинских и западных наблюдателей, с течением времени превратились в банальную рутину. Лидер БЮТ, казалось, смирилась с тем, что какую-то часть своего времени она обречена проводить в здании следственного отдела ГПУ на Борисоглебской и старалась по максимуму использовать свои визиты на Подол в целях собственного пиара. Власть в лице Генпрокуратуры, казалось, тоже смирилась с тем, что Тимошенко будет читать материалы своего дела на протяжении многих и многих месяцев (благо нынешняя редакция Уголовно-процессуального кодекса не ограничивает ее во времени), и до суда это дело если и дойдет, то очень и очень нескоро.
Как оказалось, свое смирение по этому поводу власть всего лишь симулировала.
Почти три месяца назад, 19 января, в аппарате Верховной Рады был зарегистрирован законопроект №8006 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины». Текст сего документа состоял всего лишь из двух абзацев, но каких!..
В первом из них предлагалось дополнить положение УПК о том, что «обвиняемого и его защитника нельзя ограничивать во времени, необходимому им, чтобы ознакомиться со всеми материалами дела», словами «в разумные сроки».
Во втором – указывалось: если обвиняемый или его защитник затягивают с ознакомлением с материалами своего дела, следователь или прокурор вносят в суд представление, согласно которому судья должен определить конечную дату ознакомления с материалами дела. «После окончания этого срока обвиняемый и его защитник считаются ознакомленными с материалами дела», – гласит текст законопроекта. На постановление, определяющее эту дату, обвиняемый или его защитник вправе подать апелляцию, но она не приостанавливает действие этого постановления…
Бютовцы, на всякий случай постоянно мониторящие законодательные инициативы оппонентов, сразу «просекли», что законопроект этот зарегистрирован специально «под Юлию Владимировну», – чтобы поскорее перевести ее дело в суд и отдать судьбу лидера оппозиции в руки совершенно не зависимых от Банковой людей в мантиях.
Подозрения бютовцев и вправду трудно назвать безосновательными. Во-первых, представители власти уже неоднократно намекали на то, что нынешние «политобвиняемые» не очень-то спешат с тем, чтобы дочитать свои дела и перевести их в суд, и неплохо было бы их как-то «ускорить». Во-вторых, проявление фирменного изощренного цинизма регионалов бютовцы усмотрели уже в том, что авторами законопроекта являются их бывшие коллеги, давно перешедшие на сторону большинства: Игорь Рыбаков и Владимир Каплиенко. «Замочить» Тимошенко руками экс-членов ее «Воинства света» – согласитесь, замысел, достойный самых креативных умов команды Януковича!
Нельзя сказать, что «тимошенковцы» недооценили опасность этого законопроекта для своего лидера. Поговаривают, что глава профильного парламентского комитета, бютовец Виктор Швец получил неофициальную инструкцию максимально затягивать рассмотрение этого документа. Но всему есть свои пределы, в том числе и возможностям Швеца.
На заседании согласительного совета в прошлый понедельник он ничего не мог противопоставить Адаму Мартынюку, страстно возжелавшему включить проект Рыбакова и Каплиенко в повестку дня пленарной недели. Аргументы вроде того, что этот документ еще даже не рассматривался комитетом, что предусмотренных авторами проекта изменений в два абзаца УПК недостаточно, править нужно сразу 12 статей Кодекса, что в документе нет четкого определения того, что следует считать затягиванием ознакомления с материалами дела, а что нет, – в учет не принимались. Проект №8006 был внесен в план работы парламента.
Последний рубеж, на котором Швец мог как-то повлиять на содержание этого документа, – заседание комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, которое состоялось в среду. Результатом рассмотрения почти трех десятков внесенных депутатами-бютовцами правок к проекту стала, как выразился в комментарии «Главкому» сам Швец, «модернизация» первоначальной редакции законопроекта…
Параллельно, как утверждают источники «Главкома», БЮТ проводил работу над «завалом» этого проекта на другой линии фронта. «Тимошенковские» эмиссары связались с «региональными» авторитетами и донесли до их ведома следующий меседж: если «бело-синие» не хотят, чтобы дебютное послание Президента было омрачено каким-либо демаршем со стороны непримиримой оппозиции, большинство должно недобрать голосов за проект №8006. В конце концов, не настолько уж этот вопрос принципиален, чтобы ради его решения портить настроение главе государства, тем более, в светлый день Благовещения. Регионалы якобы на это деловое предложение согласились. Бютовцы, как известно, в четверг свою часть сделки выполнили, и в пятницу с праведной чистотой в глазах ожидали, что раздражающий их проект будет завален сессионным залом.
Но не тут-то было. В пятницу проект был внесен в зал. Инициированное оппозиционерами совещание руководителей фракций, затянувшееся на десять минут дольше положенных получаса, не принесло результатов: четверо из шести руководителей фракций парламента настаивали на немедленном рассмотрении этого проекта.
Сопротивление оппозиции было бессмысленным. Стенания о том, что этот проект направлен против конкретного обвиняемого – Юлии Владимировны Тимошенко, – разбивались о президиум парламента, возле которого «скучковались» полтора десятка регионалов. Спикер, чьи обязанности во время рассмотрения проекта №8006 исполнял Адам Мартынюк, решил поставить правки, ранее внесенные в документ комитетом Швеца на голосование для их подтверждения. Само собой, ни одна из них не набрала даже сотни голосов, и проект, таким образом, приобрел свой первоначальный, «двухабзацный» вид. Итог голосования – 263 депутатские карточки «за» – в таких обстоятельствах не стал сюрпризом ни для кого…
Сомнений в том, что принятый парламентом закон будет подписан Президентом, не имеется. Применить его по отношению к делам, ныне открытым против Тимошенко, будет довольно проблематично, – защитники экс-премьера наверняка заявят, что этот закон не может иметь обратного действия. Однако это препятствие легко обойти: дело против Юлии Владимировны можно легко переквалифицировать, объединить с другим делом, в конце концов, всегда можно «вырыть» материал на еще одно дело…
Одним словом, сегодня власть сделала решительный ход в игре, конечная (или промежуточная?) цель в которой, – довести дело Тимошенко до суда. Что будет дальше: окажется лидер БЮТ за решеткой, получит условный срок, не дающий ей возможности участвовать в любых выборах, или судебный процесс затянется в обмен на некие кажущиеся сегодня призрачными договоренности между Юлией Владимировной и Банковой? В тех условиях, в которых сейчас работает отечественная судебная система, ответ на этот вопрос будет зависеть целиком и полностью от воли Виктора Януковича.
Лидеру же оппозиции в этой ситуации остается лишь кусать локти от собственного бессилия (чем сейчас, собственно, и занимается большинство бютовцев). Или подозревать в двойной игре Виктора Швеца (есть и такие, правда, фактически ничем не подкрепленные, версии произошедшего). Или меланхолично взирать на фотографии фракции БЮТ образца конца 2007 года – времени, когда набрать 263 голоса за решение, ставящее под удар Юлию Тимошенко, было абсолютно нереально, а Игорь Рыбаков и Владимир Каплиенко были верными оруженосцами своего лидера. Взирать на эти фотографии и убеждать себя, что следующий список БЮТ или «Батькивщины» уж наверняка будет почище, что в него не попадут подобные товарищи…
Возможно, так оно и случится. Если Юлии Тимошенко будет суждено сформировать еще хоть один избирательный список.
Коментарі — 0