«Между Лещенко и Кононенко это самая приемлемая фигура»
Как известно, президент предпочитает создавать вокруг себя удобное кадровое поле: на ключевые посты Порошенко назначает проверенных и, что важно, управляемых людей. Владимир Гройсман до последнего момента считался самой яркой иллюстрацией этой слабости Порошенко. Однако вчера вечером и он показал, что может быть «крепким орешком».
Еще сутки назад казалось, что осталось утрясти лишь незначительные детали, но тут громом среди ясного неба прошла новость о том, что Владимир Борисович отказался от премьерства. По информации источника «Главкома», Гройсман требовал пять своих министров вместо двух, как предложили ему. Но условия сходу не были приняты.
Перипетии на этом не закончились. Около девяти вечера на заседании фракции «Народный фронт» был озвучено сообщение, что вместо Гройсмана Порошенко предложил пост премьера секретарю СНБО Александру Турчинову, но тот отказался.
Ближе к ночи в Администрации президента собралась «стратегическая семерка», в которую, кроме президента, спикера и премьера, также входят министр внутренних дел Арсен Аваков, секретарь СНБО Александр Турчинов, глава АП Борис Ложкин, руководитель фракции БПП Юрий Луценко. Результат ночных бдений: Гройсман передумал. «Практически все позиции согласованы. Гройсману удалось отстоять реформаторское ядро в правительстве», - бодро рапортовал его пресс-секретарь Дмитрий Столярчук.
Итак, чего же ждать от такого премьера, как Гройсман? Последние сутки показали, что не так уж и пластичен этот политик, как кому-то это казалось.
-- Все начинается с Винницы
Бывший мэр Винницы Владимир Гройсман после победы второго Майдана занял пост вице-премьера и министра по региональной политике в первом правительстве Яценюка, а после парламентских выборов 2014 года пересел в спикерское кресло.
Говорить о полном отсутствии политических амбиций у Гройсмана нельзя. Его партия «Винницкая европейская стратегия» уверенно победила на выборах в Винницкий горсовет в 2015 году. Однако президент посчитал, что угрозы для него на данном этапе Гройсман не представляет.
-- На пороге большой политики
Владимир Гройсман родился в Виннице в 1978 году, там же окончил среднюю школу. В 2002-м он вместе с отцом баллотировался в горсовет. После четырех лет работы в качестве депутата – в 28 лет – Гройсман занял пост мэра этого областного центра. В официальной биографии политика сказано, что молодой бизнесмен начал делать шаги для благоустройства города уже тогда. Учитывая наличие собственного бизнеса, поход в политику стал неплохой инвестицией. За первый срок Гройсман умело организовал кредитование городских властей для тотального ремонта винницких дорог. Укладкой асфальта, по информации СМИ, занимались предприятия, близкие к семье молодого мэра. Кроме того, в городе начали появляться фонари, аллеи, цветники. Была урегулирована проблема стихийной торговли. Предпринимателей заставили работать на организованных рынках, которые также были бизнесом Гройсманов. В Виннице начали устраивать грандиозные праздники и концерты.
На второй срок Владимир Борисович пошел с уверенной поддержкой винниччан – за него отдали свои голоса более 70% жителей города. Одной из последних и главных «фишек» мэра стало введение системы электронного управления, что должно было сделать работу городских властей более прозрачной и минимизировать общение жителей с чиновническим аппаратом, сократив, таким образом, количество взяток.
Еще одним достижением мэра в Виннице считается появление на улицах города трамваев из Швейцарии. Техника беушная, но тут были рады даже этому. Для закрепления успеха в трамваях был установлен свободный Wi-Fi.
До похода в большую политику молодой градоначальник сумел выстроить себе имидж едва ли не лучшего мэра и хозяйственника в стране (соперничать с Гройсманом мог разве что городской голова Львова Андрей Садовой). К слову, активный пиар Винницы и Гройсмана во всеукраинском масштабе начался в 2012-2013 годах. Так, к примеру, в 2013 году один популярный киевский журнал отвел Виннице во главе с Владимиром Гройсманом первое место как лучшему для жизни городу Украины. Удивительно, что Виннице «удалось» достичь таких результатов ровно за один год. Так как в 2012 году она в подобных рейтингах занимала всего лишь 20 место, а еще ранее не присутствовала в этом списке вообще. К тому же, в топах идентичных рейтингов других средств массовой информации, где главным критерием были инвестиционная привлекательность или состоятельность города, Винница также не числилась.
Но уже после того, как Гройсман перебрался в Киев, образ лучшего мэра затмил образ конъюнктурщика.
-- На посту вице-премьера
Занимая должность мэра, Гройсман неоднократно заявлял, что не намерен покидать город и становиться депутатом или министром: мол, сначала нужно довести до ума один город, а уж потом браться за работу в масштабах страны. Возможно, так градоначальник пытался усыпить внимание к себе команды Януковича, которая в те времена прибирала к рукам многие активы по всей стране, поскольку уже в феврале 2014 года Гройсман резко поменял свои убеждения. После Майдана он сходу занял пост вице-премьера и министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Весьма непростая отрасль, за которую взялся Гройсман, погубила не одного чиновника. Тем не менее, негатив, связанный с развалом ЖКХ чудом не запачкал молодого чиновника. Гройсман снова сделал ставку на правильный пиар: министр превратился в рупор позитивных новостей, оснований для которых, честно говоря, не всегда хватало. К примеру, он торжественно объявлял о начале отопительного сезона на неделю раньше срока. Ему также было поручено артикулировать новости о восстановлении Донбасса: «пустили свет», «включили воду». Кроме того, вице-премьер делал оптимистические прогнозы относительно будущего децентрализации, обещал сделать публичным земельный кадастр и отдавал поручения поставить в зону АТО грузопассажирские автомобили.
Накануне парламентских выборов министр, по сути, вместе с президентом Порошенко вел предвыборную кампанию БПП: глава государства перед камерами давал Гройсману поручение – тот обещал все выполнить в срок. Собственно, тогда же даже поговаривали о том, что Владимир Борисович вот-вот да и сменит Арсения Петровича. Однако выборы закончились для президентской парти неубедительным результатом, и Яценюк удержался. Но и Гройсман пошел на повышение. Зайдя в парламент по списку БПП, он получил «не первую, но и не вторую в стране» должность спикера Верховной Рады.
-- Эпоха спикера Гройсмана
То, чем запомнилась Верховная Рада за время председательствования Владимира Гройсмана, также сложно назвать достижениями.
Первое. Такого количества ляпов и нарушений регламента в Раде и не припомнишь.
«Хорошо, получили Гройсмана-спикера, - рассуждал в беседе с «Главкомом» Анатолий Гриценко. – И что мы увидели? Новое качество работы Рады? Нет. Мы увидели то же «решалово» по указке президента. Когда нужно что-то протолкнуть, Гройсман ставит вопрос на голосование по 10-15 раз, нарушая Закон о регламенте. Когда нужно что-то притормозить, он нарушает Конституцию и держит на подписи документы дольше, чем это предусмотрено Основным законом, или не вводит закон в действие собственной подписью, как требует Конституция».
Одним из «громких» тому примеров является голосование за так называемый «закон о партийной диктатуре», который позволил политсилам подчистить свои партийные списки. Закон протаскивали с трудом: для принятия документа в первом чтении Владимир Гройсман ставил его на голосование чуть не 20 раз, во втором – 226 «за» набралось с третьей попытки.
Второе. При Гройсмане тексты принятых законов, бывало, имели свойство меняться уже после голосования.
Громкий скандал из-за таких «изменений постфактум» разразился в промежутке между главными новогодними праздниками. «Сюрприз» обнаружился в принятом под Новый год бюджете – а именно в переходных положениях закона «О предотвращении коррупции». Изначально суть второго абзаца второго пункта переходных положений заключалась в том, что решение о начале работы электронной системы подачи и обнародования деклараций госчиновников принимает Нацагентство по предупреждению коррупции. В окончательном же тексте бюджета обнаружилась маленькая правка: «но не раньше 1 января 2017 года». То есть электронное декларирование доходов-расходов госслужащих, которое было обещано запустить уже в первом квартале и которое являлось обязательным для получения безвизового режима с ЕС, перенесли на год.
Исправлен этот «недочет» был только после громких разбирательств в марте этого года.
Третье. «Кнопкодавство» как процветало до Майдана, так и процветает.
Только по итогам 2015 года инициатива «Чесно» насчитала в Раде 43 «кнопкодава» (наиболее активные соратники Гройсмана – Вадим Денисенко (БПП), Александр Бакуменко (БПП), Борис Козыр (БПП), Александр Урбанский (БПП), Ирина Луценко (БПП), Евгений Геллер («Возрождение»), Татьяна Черновол («Народный фронт»), Александр Пресман («Возрождение») и другие).
Четвертое. Рада при Гройсмане так и не стала самостоятельным органом.
Как и во времена Януковича, депутатам большинства указки поступают из офиса президента, а глава парламента их послушно выполняет.
«Задача – чтобы решения принимались не в формате дискуссий, а в формате теневых решений из Администрации президента и со спусканием в парламент. Когда я еще был там (в БПП), нам приходили смски, за какой проект голосовать или нет. Номер и рядом – «плюс» или «минус», - объяснял внутреннюю кухню Верховной Рады эпохи Гройсмана ныне уже экс-депутат от БПП Егор Фирсов.
Пятое. Слова об экономности новой власти расходятся с делами
Этот созыв ВР, с одной стороны, отличился самой маленькой зарплатой депутатов (изначально нардепы получали 5600 гривен, позже с января 2015 года подняли оклады до 8526 гривен, а с 1 апреля по распоряжению Гройсмана размер их зарплаты составил 6109 гривен). С другой, во время принятия бюджета на 2015 год нардепы увеличили расходы на аппарат парламента почти на 230 миллионов гривен. В проекте бюджета на аппарат ВР изначально было запланировано 525,33 миллиона гривен, по факту оказалось 752. В частности, расходы на зарплату были увеличены с 295 до 374 миллионов.
Шестое. Депутаты этого созыва продолжают использовать право подавать запросы в бизнесовых интересах.
В частности, накануне задержания в парламенте Игоря Мосийчука ГПУ обнародовала видео, на котором он берет 100 тысяч гривен за помощь в решении коммерческого вопроса. Также он озвучил расценки для направления депутатских запросов: «Запрос по коммерческому вопросу стоит в районе 10-15 тысяч долларов. Обращение – где-то от трех до пяти». После последующего скандала спикер обязал выкладывать на сайте ВР все запросы депутатов. Но как показывает практика, никого такое решение не напугало.
Седьмое. В Раде снова появились «тушки».
Это явление после Революции достоинства было несколько подзабыто. Ради создания новой коалиции в БПП начали рекрутировать в свои ряды депутатов, прошедших в парламент по чужим спискам. При этом, Гройсман лично взялся за это дело. Как выяснил «Главком», спикер ради того, чтобы обеспечить свое избрание премьером, собеседует подходящие кадры прямо в своем кабинете. В итоге пропрезидентская фракция пополнилась новыми членами, которые заходили в парламент в составе «Самопомочи» и других партий.
Восьмое. Эта каденция парламента снова ознаменовалась неравными подходами к депутатам.
Прецедентом стало лишение мандатов бывших членов фракции БПП Николая Томенко и Егора Фирсова. С юридической точки зрения тут, как говорится, не подкопаешься. В Блоке Порошенко, лишая уже экс-нардепов, покинувших фракцию, мандатов, сослались на 81 статью Конституции. Она предусматривает в качестве одной из причин досрочного прекращения полномочий народного депутата «не вхождение народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политический партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выход народного депутата Украины из состава такой фракции».
В то же время, с лишением по тому же принципу мандата депутата Артема Витко вышла детективная история, о которой «Главкому» подробно рассказала заместитель главы ЦИК Жанна Усенко-Черная: «Миллионы украинцев во время трансляции пленарного заседания слышали, как спикер Верховной Рады огласил заявление о выходе Витко из фракции… Потом на сайте парламента был четко зафиксирован момент выхода Витко из фракции – есть скриншот с сайта, где этот нардеп считался таким, который вышел из фракции. А потом на сайте появилась другая информация, которая свидетельствует, что Витко и по сегодняшний день является членом фракции Радикальная партия. Вместе с тем есть заверенная копия стенограммы заседания ВР со словами спикера о выходе упомянутого депутата из фракции. А на запрос ЦИК пришел ответ и.о. руководителя службы аппарата парламента о том, что такое заявление не поступало».
-- Чего же ожидать от такого премьера?
Свою программу развития нового правительства Гройсман презентовал еще в конце марта. Однако тогда представители всех фракций, которые должны были сформировать новую коалицию в ВР, раскритиковали и ее, и формат коалиции, и непосредственно кандидатуру Гройсмана на должность главы правительства.
Позже Яценюк, так сказать, таки согласился «уступить» место Гройсману.
Тот же, в свою очередь, еще до ночных бдений в АП успел рассказать, кого хотел бы взять в свой Кабмин. По примеру Петра Алексеевича Гройсман старается окружить себя своими людьми. Так, по предварительной информации, министром Кабинета министров станет Александр Саенко, который сейчас управляет секретариатом Гройсмана в ВР. На Минздрав претендует нынешний заместитель мэра Винницы Андрей Рева (правда, эту кандидатуру не очень восприняли даже в БПП, поэтому торги продолжаются). Также, по информации «Главкома», Гройсман отстаивал кандидатуры Максима Нефьодова и Юлии Ковалив – в итоге первого «отправили» на Минсоцполитики, а второй – «определили» должность первого зама министра экономики. Кроме того, в новом Кабмине будет должность вице-премьера по делам АТО и оккупированным территориям, и займет ее Владимир Кистион – бывший первый заместитель Владимира Гройсмана на должности городского головы Винницы, который также успел поработать в парламенте, когда его шеф стал спикером.
Назначение Гройсмана премьером уже поспешили назвать очередным шагом к узурпации власти. Нынешний спикер, как показала деятельность парламента под его руководством, фигура не всегда самостоятельная. Тут впору бы вспомнить знаменитую фразу Виктора Ющенко: «Балога – это я», применимую и к тандему Порошенко-Гройсман. Это назначение законсервирует нынешнюю систему, в которой вся полнота власти постепенно переходит к «любим друзям» президента.
Однако не все так просто. И Гройсман еще не вступив в новую должность уже показал, что может становиться в позу.
«Рискну предположить, что он будет достаточно самостоятельной фигурой, не думаю, что он будет банальной марионеткой, - отметил в разговоре с «Главкомом» директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Гройсман имеет собственные интересы, и не захочет быть «камикадзе» или «сгореть в топке» непопулярных решений. Он хочет продолжать карьеру, будет работать на свой имидж, он будет ориентироваться на реформы, хотя этого от него совсем не ждут».
В любом случае, действовать новый премьер будет аккуратно.
«Губку» для всасывания негатива, как из Яценюка, из него уже делать не будут – иначе электоральные потери будет нести и президент. Да и БПП, в отличие от «Народного фронта», все же позиционирует себя как «партия мира».
«Потому, - отмечает в разговоре с «Главкомом» директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, - если это правительство и будет реформаторским, то очень маневренным. Гройсман не будет себя непосредственно позиционировать реформатором. Он будет «патерналистом». Люди устали от «недореформ». Он снизит цены на коммунальные тарифы, будет заниматься децентрализацией, так как хорошо разбирается в этом». В случае необходимости реформами займется кто-то из вице-премьеров, не собирающихся надолго оставаться в политике, кто, соответственно, может взять на себя электоральные риски.
В целом, от правительства Гройсмана ничего выдающегося никто не ждет. Будущего премьера даже сравнивают с Кинахом, возглавившим правительством, в эпоху Кучмы.
«Много критики звучит в его адрес при том, что еще нет его работы в качестве премьера, - говорит Владимир Фесенко. - Но именно эта ситуация и может сыграть в пользу Гройсмана. Когда у нас относительного того или иного правительства существует завышенное ожидание, то довольно быстро наступает разочарование. Так было с Яценюком».
Однако, как известно, реальные результаты реформ ощущаются не сразу. И, вполне возможно, более-менее успешные инициативы непопулярного Яценюка покажут свою эффективность именно при новом правительстве и под чутким руководством пиарщиков Гройсмана попадут как раз в копилку к нему и президенту.
А показать хотя бы символический позитив Гройсману во главе Кабмина ой как нужно.
«Перспектива досрочных выборов остается, на них надо идти с каким-то результатом. Гройсман обречен играть в ту же экономическую политику, как и его предшественник, но с более человеческим лицом, с большей заботой о простых украинцах», - считает политолог Андрей Золотарев. Вадим Карасев добавляет, что именно Гройсмана президент видит лидером списка БПП на возможных выборах: «между Лещенко и Кононенко это самая приемлемая фигура».
-- 10 задач, которые Гройсман уже поставил Раде и Кабмину:
1. Искоренить взаимную борьбу и популизм в коалиции. Гройсман предложил коалиции подписать Основы взаимодействия коалиции и правительства и четко прописать механизмы предварительной проработки, проговорив все принципиальные вопросы.
2. Восстановить прозрачный механизм работы над проектами в правительстве: чтобы вопросы не становились сюрпризами ни для общественности, ни для депутатов и членов Кабмина.
3. Распространить опыт передовых громад в вопросе децентрализации – передачи на местный уровень полномочий и ресурсов для их реализации – на всю страну.
4. Завершить судебную реформу: принять в целом изменения в Конституцию, а также законы, необходимые для эффективной работы новой системы.
5. Покрыть дефицит бюджета с помощью наведения порядка и проведения реформ на таможне и в налоговой.
6. Провести дерегуляцию и ограничить возможности для вмешательства в деятельность бизнеса и ввести персональную ответственность чиновников, которые, злоупотребляя полномочиями, налагают на бизнес неправомерные штрафы.
7. Обеспечить прозрачность в распределении бюджетных средств – и на инфраструктурное развитие (дороги, ремонт школ и больниц, проекты местной инфраструктуры), и в системе госзакупок, и в управлении госпредприятиями.
8. Бороться с безработицей, развивая малый и средний бизнес с помощью возможностей углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, изменяя систему работы служб занятости.
9. Стимулировать определенные экономические активности, что поможет вывести экономику страны из стагнации. «Предварительный анализ бюджета показал, что государство вкладывает средства в объекты со степенью готовности 5–7%, чтобы за год довести ее до 10%. Проще говоря, деньги закапываются в котлованы. Если эти средства не размазывать, а сконцентрировать на инфраструктурных проектах…, то получим сразу несколько результатов - сделаем действительно полезное дело для страны, покажем заметные достижения да еще и дадим людям реальную работу и заработки, поскольку одно рабочее место в строительстве создает до семи рабочих мест в сопредельных секторах», - отметил Гройсман в своей программной статье «Выйти из кризиса и раскрыть потенциал страны».
10. Поддерживать отрасли, обеспечивающие здоровье и развитие человека: здравоохранение, образование и наука, культурное развитие.
Коментарі — 0