Наша страна в результатах грандиозного социсследования о кризисе, доверии к государству и демократии
На днях Европейский банк реконструкции и развития опубликовал отчет о результатах масштабнейшего социологического исследования Life in Transition Survey II, проведенного им совместно с Мировым банком в прошлом году. Объектами этого вопроса стали 39 тысяч домохозяйств в 34 странах – от Франции до Монголии.
Первое подобное исследование было проведено в 2006 году. Его целью было выяснить, как именно влияют на жизнь трансформирующихся или, точнее, «переходных», как их называют в самом исследовании, стран Центральной и Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии и Турции продолжающиеся активные процессы изменений в политической, экономической и социальной сферах их жизни. Круг вопросов, которые интересовали инициаторов опроса, был очень широким — от гендерных проблем до отношения к климатическим изменениям и от доверия к государственным институтам до показателей веры в лучшее будущее для следующего поколения жителей своей страны.
Таким образом, на прошлой неделе общественности стали доступными результаты второго этапа этого исследования. Оно проводилось в совершенно отличных условиях от первого опроса: если в 2006 году почти все страны этого региона находились на гребне экономического подъема, а усредненные показатели их годового экономического роста составляли порядка 7.3%, то в 2010-м этот регион, как и весь мир, только оправлялся от последствий разрушительного экономического кризиса (в 2009 году ВВП этих стран упал в среднем на 5.2%). Именно поэтому в опросник ко второму раунду исследования были включены вопросы, позволяющие описать влияние экономического кризиса на повседневную жизнь людей в разных странах.
Общие выводы исследования, процитированные в соответствующем пресс-релизе ЕБРР, уже фрагментарно использовались украинскими СМИ, однако «Главком», имеющий в распоряжении полный текст отчета, решил пристальнее взглянуть на те его моменты, которые относятся конкретно к нашему государству.
Ценность этих цифр неоспорима. Во-первых, результаты исследования, проведенного под патронатом настолько серьезных институций, как ЕБРР и Мировой банк, позволяет украинцам по-новому взглянуть на себя. Во-вторых, нужно понимать, что этот взгляд разделит с нами значительная часть западного мира: не приходится сомневаться, что в ближайшее время именно этот отчет станет доминирующим источником знаний об Украине для многих наших иностранных партнеров. Наконец, в-третьих, это исследование позволяет нам сравнить те или иные показатели нашей страны как с аналогичными для наших непосредственных соседей – тех же Польши или России, так и для развитых стран Западной Европы или далеких Монголии и Таджикистана.
В силу большого размера объема исследования, «Главком» решил сконцентрироваться на кратком анализе его результатов лишь по нескольким параметрам, показавшихся нам наиболее интересными.
-- Влияние экономического кризиса
Результаты исследования свидетельствуют, что пострадавшими в результате экономического кризиса в нашем государстве себя считают 46% опрошенных (с одной стороны, это больше, чем в России и Польше – там таковых оказалось около трети, но с другой — заметно меньше, чем в Румынии (62%) или Венгрии (66%) – странах, полтора-два года назад стоящих на грани банкротства).
Прогнозируемо наиболее уязвимыми к влиянию рецессии оказались украинцы среднего возраста. Чаще всего на влияние кризиса жаловались наши сограждане, имеющие низкие и средние показатели доходов.
Самые распространенные лишения, на которые пошли пострадавшие от кризиса украинцы, – это уменьшение расходов на базовые продукты питания (молоко, фрукты, овощи и др.) (63.5%), уменьшение расходов на предметы роскоши (51.3% – думается, вторая цифра оказалась меньше первой лишь потому, что эта категория людей не особо приобретала предметы роскоши и до кризиса), а также урезание расходов на здравоохранение (37.2%).
Впрочем, даже среди тех наших сограждан, которые указали, что кризис их не затронул, 46% признали, что ограничили свои расходы на базовые продукты питания, 38.6 – на предметы роскоши, 17 – на здравоохранение, а еще 17.6% - из соображений экономии уменьшили потребление алкоголя или табака.
С последствиями кризиса для трудового рынка Украины и соседних стран (вопросы касались двух лет, предшествующих проведению опроса) можно ознакомиться из нижеприведенной таблицы:
-- Отношение к государству, демократии и рыночной экономике
Результаты исследования, касающиеся Украины, подтверждают замеченный авторами опроса тренд: глобальный экономический кризис повлиял на восприятие гражданами трансформирующихся стран рыночной экономики и демократической политической системы как таковой.
Отчет показывает, что лишь чуть более четверти украинцев поддерживают сочетание демократии и рыночной экономики в качестве предпочтительной политической и экономической системы, и это — довольно низкий результат по сравнению не только с развитыми странами Запада, но даже с Узбекистаном (там таких респондентов оказалось больше половины). С другой стороны, в потрепанной кризисом Латвии за демократию и рынок выступает лишь 15% населения...
Для пятой части населения политической и экономической системы принципиального значения не имеет. Около 15% высказываются в пользу плановой экономики и авторитарного (в формулировке соответствующего вопроса звучала оговорка «при некоторых обстоятельствах») правления.
Несмотря на то, что идея об обмене некоторых политических свобод на устойчивый экономический рост является довольно популярной среди украинского населения, практически половина наших земляков считает, что мы и так живем в стране с ограниченными свободами и слабым экономическим ростом.
Названные выше цифры закономерно сочетаются с довольно ограниченным доверием украинцев к своему государству и его демократической сути. Когда респондентам предлагалось выбрать из перечня демократических свобод те из них, которые действительно реализовываются в нашем государстве, то около двух третей из них заявляют, что они могут свободно выезжать за границу, и это, пожалуй, единственный показатель, который переваливает за цифру в 50%. С другой стороны – лишь 16% украинцев утвердительно отвечают на вопрос, есть ли в Украине закон и порядок, всего 19% считают, что у нас есть сильная политическая оппозиция и лишь 11% уверены в существовании судебной системы, способной защитить их права от злоупотреблений со стороны государства. Что характерно, в России все эти показатели заметно выше, а Узбекистан с его полуавтоританым политическим режимом вообще демонстрирует высочайшие показатели уверенности своих граждан в ценности демократии и наличии в стране демократических свобод.
Украинцы, как показывает исследование, вообще довольно слабо доверяют государственным институтам – в целом считает, что они достойны доверия чуть меньше трети населения. По некоторым позициям – в частности, если речь идет о доверии к судам или к милиции, украинские показатели в разы ниже европейских. Из государственных институтов больше всего наши земляки доверяют Вооруженным Силам, и то между 2006 и 2010 годами динамика этого показателя была отрицательной.
Из отличительных черт Украины составители отчета отмечают значительное снижение доверия жителей страны к банкам и финансовым институтам – что и неудивительно с учетом банковского кризиса, которым обернулась мировая рецессия в нашей стране (заметим, в России доверие к банкам за этот период наоборот несколько выросло).
Характерно, что между 2006 и 2010 довольно существенно (порядка 5%) упало доверие граждан к религиозным институтам.
-- Качество предоставляемых государством услуг и отношение к коррупции
Оценивая отношение граждан трансформирующихся стран к своим государствам, составители отчета задавали им вопросы не только о доверии к соответствующим государственным институтам, но и просили оценить качество услуг, которые государство обязано предоставлять своим гражданам, а также доступность бесплатного получения таких услуг (иными словами — необходимость осуществлять «неофициальные платежи» за получения доступа к таким услугам).
Результаты этой секции исследования для Украины оказались удручающими. Наше государство заняло 24-е место из 29 в отношении среднего показателя количества наших сограждан, которые считают, что взятки в соответствующих сферах деятельности государства являются обязательными. Позади нас — лишь Таджикистан, Албания, Молдова, Киргизстан и Азербайджан.
Нижеприведенная таблица показывает, какое количество граждан той или иной страны утверждают, что в той или иной сфере их жизни «неофициальные выплаты» являются необходимыми «обычно или всегда».
Исследование особенностей коррупции в общественном секторе позволяет выделить один небезинтересный момент. В Западной Европе, как говорится в опросе, коррупция также имеется, но ее показатели вариируются в других рамках: там неофициальные выплаты осуществляют от 3% респондентов в сфере здравоохранения до 1% в остальных сферах общественной жизни. Тем не менее, 43% западноевропейских респондентов указали, что «неофициальные выплаты» предоставителям услуг они осуществляли для того, чтобы выразить им свою благодарность (в то же время в трансформирующихся странах этот ответ выбрали всего 19% респондентов). Напротив, в «переходных» странах, в которых проводилось исследование, самым популярным объяснением дачи взятки стало «меня не просили, но я знал, что эта неофициальная выплата ожидается» (около 30%). В Западной Европе этот вариант ответа собрали лишь чуть больше 10% респондентов.
Довольно безрадостная ситуация со взяточничеством компенсируется крайне низкой степенью удовлетворения граждан нашего государства качеством предоставляемых им услуг. Более-менее удовлетворены наши сограждане разве что качеством начального и среднего (72%), а также профессионального (73%) образования, которое предоставляют им государственные учебные заведения. В остальном – сплошное уныние: качеством остальных предоставляемых государством услуг удовлетворены лишь около половины респондентов, работой судов – 34%, а дорожной милиции – всего 22%.
Заметим, если рассмотреть украинские показатели в динамике то окажется, что все вышеперечисленные цифры с 2006 года несколько выросли (кроме оценок работы дорожной милиции, работой которой в 2010 году было удовлетворено на 3% украинцев меньше, чем в 2006-м). Правда, на наш взгляд, это совершенно не обязательно должно свидетельствовать о том, что качество предоставляемых государством услуг на протяжении последних лет потихоньку улучшалось. Вполне возможно, что украинцы просто привыкли к существующему качеству этих услуг и ныне попросту не ожидают в этой сфере никакого прогресса...
Так или иначе, в итоговом отчете Украина занимает заслуженное 25-е место по восприятию качества предоставляемых услуг гражданами страны из 28-ми участников опроса (по неизвестным причинам цифры по Азербайджану, в котором показатели восприятия коррупции во всех вышеперечисленных сфер жизни зашкаливали, в этой части обзора исследования отсутствуют). Позади нас – только Македония, Киргизстан и Албания...
Характерно, что около половины украинцев считают несправедливым нынешний способ распределения государственных финансов. Если бы распоряжаться этими средствами доверили самим респондентам, то, скорее всего, дополнительное финансирование (по сравнению с, допустим, образованием, постройкой нового жилья, выплатой пенсий и помощью малоимущим) получила бы система здравоохранения. Такие же приоритеты, к слову, демонстрируют в своих ответах наши соседи из Польши и России.
Для сравнения отметим, что приоритетом для жителей, например, Турции и Монголии является система государственного образования. Характерно, что даже монголы декларируют готовность платить больше налогов ради того, чтобы государство получило больше ресурсов для… борьбы с последствиями климатических изменений. Составители отчета связывают этот факт с тем, что на протяжении последних семидесяти лет средняя температура в стране повысилась на два градуса, и, таким образом, обеспокоенность монголов этой проблемой закономерно влияет на их отношение к приоритетам государственных расходов.
Сербия и Азербайджан являются единственными странами-участницами опроса, в которых относительное большинство респондентов указали первым приоритетом для увеличения государственного финансирования повышение помощи малоимущим.
-- Удовлетворенность жизнью и вера в лучшее будущее
Едва ли не самый интересный момент отчета – исследование показателя удовлетворенности жизнью жителями стран - его участниц или, иными словами, сравнение количества тех респондентов, которые на момент опроса могли бы подписаться под утверждением: «Мои дела идут нормально, я удовлетворен своей жизнью».
Составители отчета отмечают тот факт, что средние показатели удовлетворенности своей жизнью остались на практически неизменном уровне по сравнению с результатами исследования, проведенного четыре года назад – этот уровень несколько увеличился в 13 странах и уменьшился в 16. В большинстве случаев авторы отмечают корреляцию между этими изменениями в плюс или минус и тяжестью экономического кризиса, который соответствующие страны пережили в 2008-2010 годах.
Так, государства, у населения которых показатели удовлетворенностью жизнью упали больше других, – Латвия, Литва и Румыния – действительно испытали на протяжении этих лет сильнейшую рецессию. С другой стороны, там, где настроение людей улучшилось больше всего, – в Азербайджане и Польше, – последствия кризиса были не столь катастрофичными.
Украина полностью подтверждает эту гипотезу – процент людей, удовлетворенных своей жизнью, в нашей стране по сравнению с 2006 годом уменьшился на 7.4 процентных пункта, и теперь составляет 30%. Что интересно, больше всего разочаровались молодые люди, а вот украинцы старше 60 лет даже как-то «повеселели».
Тем не менее, украинский показатель сложно сравнить не только со шведским или немецким показателями, но даже с уровнем удовлетворенностью жизнью жителей Таджикистана (как ни странно, самая бедная из изучаемых стран заняла третье место по этому показателю), Польши или Монголии.
Слабым утешением для Украины может послужить тот факт, что позади нашей страны расположились такие, казалось бы, более успешные государства, как Грузия или Венгрия. Наименее из всех участников опроса удовлетворены своей жизнью румыны – таковых у наших юго-западных соседей всего 18.1%.
Полностью таблица показателей удовлетворенности жизнью в разных странах выглядит так:
Еще один показатель, который изучался специалистами ЕБРР и Мирового банка – вера в лучшее будущее, которое ожидает нынешнее молодое поколение.
Общий вывод, который делают авторы опроса, звучит так: показатель оптимизма в отношении будущего в среднем по изучаемому региону снизился с 55% до 49%, но в странах с переходной экономикой он все равно остается значительно более высоким, чем в Западной Европе.
Если говорить об Украине, то здесь этот показатель по сравнению с 2006 годом несколько вырос, и в 2010 году составил около 49% – то есть, вышел на уровень, сопоставимый как со средним по изучаемому региону, так и зафиксированным в странах - наших ближайших соседях, Польше и России.
Тем не менее, внушает определенные опасения тот факт, что этот рост, как и в России, произошел в основном за счет лиц старше 60 лет. Ожидания же украинской молодежи за четыре года, прошедшие между двумя исследованиями, стали только менее радужными.
Другая черта – в лучшее будущее для следующего поколения склонны верить представители более зажиточной трети респондентов. Малоимущие украинцы за четыре года «остались при своих», а вот представители «средней прослойки» в будущем своих и не только своих детей, скорее, разочаровались…
Отчет об исследовании доступен на сайте Европейского банка реконструкции и развития
Коментарі — 0