У декларації за підсумками саміту НАТО можуть згадати про перспективу членства України
Одне з головних міжнародних подій липня - саміт НАТО у Варшаві
Мовою оригіналу:
На саммите НАТО достаточно содержательная программа по Украине. И, собственно говоря, украинский вопрос там будет одним из главных. Целый ряд событий будет касаться Украины. По сути, только с Украиной, как страной-партнером НАТО (из всех 26 стран-партнеров Альянса – Ред.) состоится специальная Комиссия Украина-НАТО. Для нас это заседание принципиально важно, потому что оно будет в значительной мере программным (будет принят Комплексный план помощи Украине) и будет определять до 40 направлений помощи Украине со стороны НАТО по самым разным позициям. С высокой вероятностью в декларации по итогам саммита, хотя финальная стадия работы над этим документом засекречена, будет подниматься украинский вопрос. Это возможно будет касаться и подтверждения непризнания аннексии Крыма, и мирного урегулирования конфликта на Донбассе, и т.д. Ходят слухи и присутствуют намеки на то, что может быть упоминание декларации Бухарестского саммита. Мы этот саммит вспоминаем преимущественно в негативном ключе. Но там было принципиально важно другое – признание права Украины и Грузии на членство в НАТО. Очень важный момент, будет ли упоминание о том, что это обещание остается в силе? Конечно, полной уверенности нет, борьба вокруг этой темы продолжается. Экс-президент Польши Квасьневский недавно сказал, что о членстве в НАТО Украине не надо даже и мечтать. Но для нас было бы крайне важным упоминание о перспективе членства в НАТО. Нельзя запрещать мечту.
Кроме того, Украина будет принимать участие в специальном заседании НАТО по Афганистану. Мы участвуем в ряде проектов по афганской программе. И это знак доверия к нам и дополнительное направление партнерства и сотрудничества Украины с НАТО.
Как и на любом подобном саммите планируются двусторонние встречи Президента Украины. Окончательный список еще согласовывается. Главная встреча Порошенко – с ПрезидентомСША Бараком Обамой. Но, насколько я знаю, планируются встречи с президентом Польши, с президентом Финляндии, что важно, потому что Путин недавно приезжал с официальным визитом в Финляндию (1 июля – Ред.). Порошенко разговаривал с финским президентом до приезда Путина, будет говорить и после. Это также показатель доверительного партнерства. Планируются также встречи с премьерами Великобритании и Голландии.
Наконец, самое интересное. Должен произойти необычный формат переговоров в рамках саммита – это «Большая пятерка» + Украина. По типу формата G7, только без Канады (но канадский премьер приезжает в Украину 11 июля). И не будет Японии, потому что она не член НАТО. Остальные члены G7 в формате «пяти» – США, Великобритания, Франция, Германия иИталия будут присутствовать. Будет обсуждаться с Украиной целый ряд вопросов: от санкций против России, до урегулирования конфликта на востоке нашей страны, и, конечно же, вопросы помощи Украине. Причем, как я понимаю, и в формате Комиссии Украина-НАТО, и в рамках «G5 + Украина», будут обсуждаться конкретные направления сотрудничества – от военно-технического, до помощи в области реформ.
Пойдет речь на саммите НАТО и о реализации Минских соглашений. В июне поднимался вопрос о возможности проведения встречи лидеров стран «Нормандского формата» накануне саммита НАТО в Польше. Но Россия накануне саммита НАТО в Варшаве стала выставлять ультиматумы, которые никто не собирается выполнять. Язык ультиматумов неприемлем для переговоров об урегулировании военно-политических конфликтов. Судя по данным из разных дипломатических источников, в ближайшее время маловероятно проведение такой встречи на высшем уровне. Встреча будет проведена только тогда, когда будет предмет для конкретных договоренностей. Сейчас предпосылок для таких договоренностей нет. Просто встречаться для того, чтобы в очередной раз Украина и Россия друг друга обвиняли в невыполнении Минских соглашений, это непродуктивно, к тому же и малоинтересно тем же немцам и французам. Поэтому сейчас все стороны пришли к выводу, что пока нет необходимой степени готовности для встречи на высшем уровне. Насколько мне известно, сейчас даже дата такой встречи не обсуждается.
Но обращаю внимание на то, что появилась очень интересная переговорная форма в рамках «нормандского формата» – это регулярные переговоры помощников лидеров четырех стран. В Минске в середине июня прошла такая встреча. На той встрече договорились о решении относительно новой проблемы – надо опять отводить войска и вооружения там, где произошло их сближение. Это в принципе договорились сделать в трех пунктах (Станица Луганская, район Петровского и район Золотого). Теперь посмотрим, как это будет выполнено. По данным дипломатических источников 4 июля в Париже прошла еще одна такая встреча, но уже без Суркова. Я так понимаю, что этот формат переговоров на уровне помощников лидеров на сегодня признан самым оптимальным направлением переговорного процесса по реализации Минских соглашений. Как показала практика, формат переговоров на уровне министров иностранных дел оказался не очень продуктивным. Я об этом слышал, в том числе, и от некоторых европейских участников переговоров.
Что именно может стать предметом готовности для встречи на высшем уровне? Насколько я знаю, обсуждается, это подтверждают различные источники, – некая дорожная карта выполнения Минских соглашений, которая будет определять последовательность выполнения и конкретизацию отдельных норм Минских соглашений. Позиция украинской стороны является принципиальной: вопрос о выборах и статусе Донбасса будет решаться только после того, как будет обеспечено полное прекращение огня в долгосрочном режиме. Неофициально различные источники говорят, что речь идет о двух месяцах. Только после этого уже могут рассматриваться и закон о выборах, и размораживание закона о статусе Донбасса, и т.д. Поэтому сейчас идет работа над такой «дорожной картой» – в какой последовательности, и с каким наполнением выполнять конкретные нормы Минских соглашений.
По вопросу развертывания на Донбассе полицейской миссии ОБСЕ переговоры идут, но очень сложно. Россия пошла на некоторую уступку. Они согласны на усиление сегодняшней СММ ОБСЕ на линии разграничения. И они согласны даже на то, чтобы у членов этой миссии было оружие – пистолеты, но без автоматического оружия. Но это только миссия на линии разграничения. А Украина настаивает на том, чтобы полицейская миссия ОБСЕ для обеспечения безопасности работала во время выборов и после выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. И, конечно же, Украина настаивает на передаче под контроль ОБСЕ тех участков украино-российской границы, которые сейчас контролируются сепаратистами. Более того, я об этом давно говорил, украинская сторона настаивает, чтобы в комплексе договоренностей о реализации Минских соглашений был в частности пункт о ликвидации учреждений сепаратистских республик после проведения соответствующих выборов. Это, на мой взгляд, принципиально важно. Другое дело, согласится ли на это Россия. Я как-то в этом сомневаюсь. Но для нас важен сам факт обсуждения этой темы.
Джерело: Сегодня
Коментарі — 0