рус

    Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Коли Іван Грозний і Моторола перестануть бути героями Росії

    • Семен Новопрудський

      Журналіст (Росія)

    • Розсилка
    Коли Іван Грозний і Моторола перестануть бути героями Росії

    В ефірі Першого ведучий програми «Час покаже» Артем Шейнин, багато працював з метром російської тележурналістики Володимиром Познером, мало не кричить: «Я теж вбивав».

    Мовою оригіналу

    Это самое «тоже» адресовано сомневающимся в героизме одного автомойщика, вдруг ставшего героем России только потому, что он добровольно поехал в чужую страну убивать чужих людей, которых в нашем телевизоре называли «фашистами», и был взорван в лифте подъезда своего дома в чужом городе. В родной стране ему нашлось место только посмертно. Теперь вот депутат Госдумы коммунист Валерий Рашкин на полном серьезе предлагает установить памятник Мотороле в Москве.

    Можно прямо возле станции метро «Войковская» — так сказать, для палаческой симметрии.

    Если это действительно был праведный герой священной войны, в чем нас пытаются уверить пропагандисты, почему тогда в России до сих пор не стоят памятники «ихтамнетам» с именами, фамилиями и портретами защитников «русского мира» из числа военнослужащих Российской армии? Почему после начала украинской войны Россия вдруг решила законодательно засекретить сведения о военных потерях в мирное время? Почему мы одного «героя» выпячиваем, а других стыдливо прячем? Они же погибли за правое дело — или как?

    Почему у нас вообще стало доблестью кричать в телеэфире: «Я тоже убивал»? Мы же сами подаем себя чуть ли не последними защитниками истинных христианских ценностей. А в эти ценности вроде бы пока входит заповедь «Не убий». Почему общенациональные СМИ обсуждают как героя (именно как героя, а не как «персонажа») человека, публично хваставшегося расстрелами военнопленных, чего нельзя делать по законам войны? Причем убивавшего их в стране, с народом которой мы, по нашей официальной версии, не то братья, не то просто один народ. То есть, выходит, наш герой еще и «братоубийца»?

    Как получилось, что РПЦ не предает анафеме орловского губернатора, открывающего памятник Ивану Грозному, а, напротив, присылает на церемонию открытия духовника патриарха Кирилла — схиархимандрита Илия (Ноздрина)? Ведь Иван Грозный убил среди прочих тысяч невинных людей канонизированного РПЦ митрополита Филиппа II.Почему наше нынешнее государство, которое вроде бы лелеет культ сильного, бесстрашного, справедливого и отважного национального лидера, вызывающего благоговейный трепет других народов, вдруг ставит памятник не просто «царю-ироду», нарушавшему нормы морали и христианские заповеди, не просто убийце собственных детей и святых отцов церкви, но еще и предельно неэффективному правителю? Иван Грозный отбросил страну далеко назад экономически и породил смуту, продлившуюся почти три десятилетия.Ну да, по нашей сегодняшней официальной государственной логике Иван IV боролся с «либералами» и Западом. Но тогда почему мы до сих пор не снесли памятник в Москве преклонявшемуся перед западной цивилизацией Петру I?


    Да у нас прямо на Красной площади до сих пор прекрасно себя чувствует в мавзолее мумия человека, силой покусившегося на сами основы государственного строя. Практически, «цветного революционера», вдохновителя и организатора Великого октябрьского «майдана».

    Но где тогда памятник другому великому вождю революции — Троцкому, который в октябре 1917-го по статусу и влиянию был как минимум равновелик Ленину? При этом ни Ленин, ни Троцкий национальными героями сегодняшней России явно не являются.

    Скажи мне, кто твой национальный герой, и я скажу тебе, кто ты. И памятники всякий народ ставит не столько выдающимся предкам, сколько себе сегодняшнему. Иван Грозный и Моторола в качестве героев нации — это наш с вами коллективный портрет. Так что отбросим разговоры про мораль и духовные скрепы.

    Это не чисто российская болезнь. В моем родном Узбекистане героем сделали Амира Тимура. Правителя, строившего пирамиды из человеческих голов, превозносили, поставили ему памятник в Ташкенте как символу новой государственности. А его внука Улугбека — просвещенного, относительно доброго и гуманного правителя — считали на официальном уровне лузером. Многим в мире до сих пор нравится откровенный бандит Че Гевара. Это можно понять. Зло без комплексов завораживает. Кажется какой-то запредельной человеческой крутизной. Для кого-то и вовсе становится подменой подлинной внутренней свободы.

    Хотя подлинная свобода всегда основана на самоограничениях, а не на готовности крушить все вокруг.

    «Культ плохих парней» на государственном уровне возникает там, где власть авторитарна и при этом пытается прикрывать любые свои злодеяния дымовой завесой разглагольствований о высоких материях. Там, где господствует культ простых решений. Где в головах у людей черно-белая картина мира, в которой только мы белые и пушистые, а все другие — черные завистники и враги. Там, где живут по принципу «кто не с нами — тот против нас». Эта тяга к простым окончательным решениям досталась нам в наследство от краха российской государственности в ходе двух революций 1917 года. И торжествует до сих пор.

    Но обмануть человеческую природу невозможно. Чтобы играть в героев-партизан, нужна война, в которой в принципе можно одержать победу. В нашей нынешней ситуации это особенно трудно. При этом вряд ли даже самые отравленные геополитикой российские ура-патриоты воображали себе картину, при которой Киев захватывают какие-нибудь вооруженные банды российских автомойщиков и бывших клерков МММ. Вряд ли даже самые яростные поклонники порядка, основанного на дыбе и плети, хотели бы, чтобы царь начал вдруг истреблять элиту в промышленных масштабах без суда и следствия, не исключая и иерархов РПЦ.

    Даже и сейчас мало кто хочет, чтобы Моторола и Иван Грозный делали то, что они делали, непосредственно на территории России. Они так и милы многим, потому что мертвы.

    Невозможно бесконечно держать людей в состоянии войны, которую все равно не выиграть. Простые решения не помогут нам выбраться из глубочайшего ментального кризиса, в который мы попали благодаря тяге к мнимому величию, культу силы под видом правды, попыткам учить жить других вместо того, чтобы научиться жить самим на своей земле. Если мы действительно хотим быть страной каких-то высших ценностей, а не банановой республикой с законами тайги, нет ценности выше человеческой жизни. Ненависть и зависть — худшие строительные материалы для государства и отдельной человеческой души из всех возможных.

     

    Джерело: Газета.Ру

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Павло Подобєд
    Павло Подобєд

    Історик

    Сергій Тихий
    Сергій Тихий

    Журналіст

    Зоя Казанжи
    Зоя Казанжи

    Громадський діяч

    Олег Тітамир
    Олег Тітамир

    Президент ГО «Українська організація захисту споживачів послуг»

    Сергій Борщевський
    Сергій Борщевський

    Письменник, дипломат, експерт Центру дослідження Росії

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ