Путінізм - не «совок», а пародія
Він просто грає в СРСР з його боротьбою з космополітизмом, великодержавний, парадами
Мовою оригіналу
Путинизм - это не неосовок, это его полная противоположность - как в камере Обскура: правое - на левое и вверх на низ.
Советское общество было «проектным». Все участвовали (осознавали себя участником) в реализации исторической сверхзадачи, что придавало отдельный смысл их существованию.
Даже фрондирующая интеллигенция жила своим проектом - «миром Полудня», который после 21 августа 1968 года постепенно заменился на «вечную Россию», «вечную Украину», «вечную Грузию»... [не «Свободную Россию» - поклонники Солженицына словом «плюралист» ругались].
Как проектное, советское общество было аскетичным и мироненавистническим - все знали, что старания Партии «об удовлетворении растущих духовных и материальных потребностей совестких людей» - это попущение ради человеческой слабости: вместо спиннингов, цветных телевизоров и автоприцепов «Скиф» для отдыхающих в Крыму «дикарями» надо бы залудить еще один авианесущий крейсер или луноход, но приходиться потакать.
Путинизм принципиально не «проектен», не утопичен, жуткая филологическая конструкция - а-утопичен, т.е. «топичен».
Он просто играет в СССР с его борьбой с космополитизмом, натужной великодержавностью, брежневскими парадами...
Единственная «общенациональная идея» путинизма - это крымнашизм, но она - рекорд в истории человечества - реализовалась за пару недель. Еще 22 февраля 2014 года никто Крым как желаемый объект аншлюса и не вспоминал.
Строительство «Новороссии» как воплощение мечты Э. Лимонова о «Другой России» (мятежной территории русских «имперских патриотов» около границ Эрэфиии) такой не стало из-за необходимости оглядываться на международный резонанс, но главное, из-за того, что Донбасс никакого не вдохновил: Крым - это романтический южный винодельческий морской курорт + героическая мифология Севастополя, а Донбасс/Луганск - все равно, что чудесное «удвоение» Кузбасса или Липецкой области - как-то уныло...
Растущие военные расходы - в отличие от советского времени - вовсе не дали путинистам ощущения всенародной сопричастности к «укреплению оборонного потенциала родины». Точно также, как и рост геополитического влияния.
Дело в том, что массам телевизор сообщил о всемирном величии Путина и фейерверке его побед над Порошенко и Обамой, но у элитных (или, точнее, псевдоэлитных) групп восприятие действительности куда более адекватное, и вот этот разрыв очень мешает общенациональной консолидации на почве государственного величия.
Вернувшись к примерам социокультурного пародирования, вспомним, что так Сталин стал играть в царизм, убив при этом саму монархическую идею, в фундаменте которой была все-таки аристократическая честь, а не просто животный страх перед деспотом-тираном...
Если использовать сравнения, то путинизм такая же пародия на Совок, как театр Карабаса-Барабаса в «Буратино» А.Н. Толстого - пародия на театр Мейерхольда.
Коментарі — 0