Ми самі руйнуємо досягнення новоствореної антикорупційної системи
Боротьба не повинна перетворитися на війну, яка знищить антикорупційні структури
Мовою оригіналу
Создание новой антикоррупционной системы в Украине было очень позитивным сигналом для наших международных партнеров. Да, все видели ошибки, поспешность создания, противоречия, уровень компетентности руководителей, которые только учатся руководить, сложности и недостатки. Но система работала. И эта система - НАБУ, САП, НАПК - была и есть демонстрацией дееспособности и состоятельности нашего государства. Прежде всего для Запада. Вот многое не устроено еще, а вот есть антикоррупционная система, декларации, детективы, прокуроры, антикоррупционные дела, и все это двигается, работает. Я знаю, что с большой надеждой на работу антикоррупционной системы смотрит украинский бизнес.
И вот сейчас мы сами разрушаем свое достижение. Разрушаем по комплексу причин. Все тут слилось. Но прежде всего этому способствует политизация со всех сторон достижений и недостатков, амбиции тех, кто видит в расследованиях и антикоррупционной работе угрозу или наоборот - трамплин для политической карьеры. Мне грустно наблюдать, как активная часть общества рассаживается по окопам - болеть за разные команды.
Антикоррупционные органы всегда будут работать в условиях скандала. Это их специфика. Антикоррупционные дела нужны - иначе какое доверие к системе, которая не способна самоочищаться, дела должны быть против действующей власти. И всегда поэтому будет острая политическая реакция. Так во всем мире - посмотрите на США, как сейчас ФБР расследует все действия ближайших друзей и сотрудников Трампа. Таковы правила игры. Это нормально. Плохо, если в в наших условиях все будет тихо и спокойно как на болоте. Должна быть борьба и столкновения, это жизнь. Для того, чтобы отбиваться есть адвокаты и суды.
Но борьба не должна превращаться в войну на уничтожение самих структур. Нам предстоит научиться с этим жить, даже если расследования касаются друзей и близких.
Грустно, что стравили между собой антикоррупционные подразделения. Теперь они не смогут нормально работать друг с другом. Значит будет увеличение политических заявлений. А чем больше политических заявлений, тем больше недоверия будет к работе всей системы в стране и за рубежом. К сожалению это мало кто понимает из числа участников конфликта. Чем больше декларация и заявлений - тем меньше права и логики.
В реальности, любые отставки, увольнения приведут сейчас к подрыву доверия к государству. Но те, кто громко кричит, конечно, получат рост своего влияния. Потому что сейчас любая игра на противостояние в антикоррупционном блоке - это удар по государству.
Как бы хотелось, чтобы все, кто принимают решения, спокойно сели вместе, на пару часов отключились от фейсбука, и просчитали все последствия и резонанс в разных структурах в Украине и за рубежом. Вот только без эмоций - « а он мне так сказал», « а он мне обещал», « а он обманул», «а он нарушил», «а он первый». Усилят или ослабят власть взаимные склоки, необратимые радикальные решения? Представьте как будут проходить новые конкурсы? Но такое у нас, увы, невозможно, все летят, все спешат.
САП еще не получила дела по главе НАЗК. И только завтра будет принято решение о квалификации и подследственности. И вопрос по какой статье будет открыто дело. А потом завтра могут избрать главу ГБР - с правом расследовать деятельность руководства НАБУ. И понеслась.
Но уже сейчас вероятность диалога сокращается до нуля. А значит, что в ближайшее время могут последовать отставки. Вот только не одна. А очень вероятно сразу две. А может и три.
И я не уверен, что все те, кто сейчас говорит об отставках этому обрадуются.
Наши силовые структуры, и прежде всего антикоррупционные, курируются нашими американскими партнерами. Курируются - это не значит руководят, это взаимодействие и интерес, это доверие к нашим перспективам. И это взаимодействие для нашего государства имеет в целом очень позитивный характер. Мы заинтересованы в углублении сотрудничества, в вовлечении американцев в наши проекты. Политизация процессов американцам неинтересна. Это показывает нашу институциональную слабость. Ведь государство, которое мы строим - очень-очень хрупкое, и для того, чтобы создать настоящую самостоятельность придется многое сделать. Из-за политизации американцы не смогут вмешаться во все нюансы и детали, как это многие наверное, рассчитывают, потому что сигналы пойдут разнонаправленные. Думаю, что в ближайшее время наши партнеры определят свою позицию, которая будет иметь определяющее значение для восстановления баланса и взаимодействия во власти. Но не рассудят нас сверху, если мы сами не отработаем какие-то рамки.
Конструктив разве что в том, что много мнений, много дискуссий, нет одной позиции, идет яростная полемика, выносятся на повестку дня, политика наша остро конкурентная. А значит работа антикоррупционных структур затронула реальные интересы, для чего они собственно и создавались.
Безусловно, в политике и в жизни не бывает безвыходных ситуаций, решения есть всегда, и всегда этому есть основания. Но очень жаль делать в государстве шаг вперед и два назад.
Коментарі — 0