Виктор Небоженко: Для посадки Тимошенко нужен свой Берия и Вышинский
Известный политолог рассказал, каким он видит 2011-й политический год
Так уж повелось, что перед Новым годом люди склонны надеяться на позитивные перемены. Правда, когда речь заходит об украинской политике, то лишь не многие могут взять на себя смелость прогнозировать улучшения. Есть ли смысл украшать действительность, ведь каждый из нас живет в этой стране и видит, что происходит, как проводятся реформы, ведет себя власть и куда движется Украина.
Накануне Нового года «Главком» пообщался с известным украинским политологом, руководителем социологической службы «Украинский барометр» Виктором Небоженко о его видении грядущего 2011 года. Прогнозы эксперта скорее пессимистические, без лишних надежд на то, что нынешняя властная команда способна уже в следующем году изменить ситуацию в стране к лучшему. Да и стоит ли ожидать другого мнения от политолога, который пока не успел стать ангажированным Партией регионов.
Виктор Сергеевич, завершился первый политический год президентства Виктора Януковича, и мы уже увидели его стиль руководства, методы управления и главные приоритеты. Исходя их этого, чего вы лично ожидаете от второго года президентства Виктора Федоровича?
Первый год, к сожалению, оказался очень странным и противоречивым. Мы рассчитывали на какую-то специфическую донецкую стабильность, а год получился очень не стабильным. Противоречия, дисбалансы и конфликты существуют практически во всех отраслях и сферах жизни страны. Поэтому я думаю, что и в 2011-м мы увидим дальнейшую дестабилизацию Украины. Донецкие политики и правящий сегодня клан все больше будут отходить от ценностей и образа социальной и экономической стабильности. Они будут брать на себя роль дестабилизаторов в экономике, политике и культуре, что не помешает им все это гордо называть реформами.
То есть, 2011 год будем временем дестабилизации, будут многочисленные попытки провести плохо продуманные реформаторские движения в сочетании со стремлением «закрутить гайки». На самом деле, мы должны пройти через это. После пяти лет сонного состояния во главе с Президентом Ющенко, вполне логично, что нужно пережить несколько лет хаотичного движения. Потому я уверен, что 2011 год не станет лучшим, чем десятый. Скорее наоборот, противоречия будут только нарастать, а власть будет пытаться их обуздать.
Сочетание желания заработать с желанием реформировать – это обычное человеческое стремление. Но, усиленное во много раз монополией на власть, оно создает большие трудности для страны. Потому я считаю, что где-то к 2012 году может и встанет вопрос о действительной стабилизации экономической и политической жизни. Пока все мощные и жесткие решения не продумываются на несколько лет вперед. Это главная опасность для страны, экономики и инвестиций.
Вы очень пессимистически смотрите в 2011 год. В то же время, представители власти утверждают, что он станет годом перелома. Вы в это не верите?
Вот видите, даже лексика у них - «год перелома», «год решительного штурма и окончательной победы». Они сами начинают понимать, что отходят от образа стабилизаторов. Считалось, что Тимошенко - неуправляемая и дестабилизатор. Если она придет, то перевернет все верх дном. А если придут к власти «донецкие» политики и Янукович, то все будет стабильно, медленно и основательно. Но мы видим, что этого не происходит. Я не говорю, хорошо это или плохо, просто, хотелось бы понимать, что будет происходить в стране. К сожалению, в 2011 году, по сравнению с 2010-м, мы будем еще меньше понимать, что будет происходить в Украине. И это касается не только нас, которые «на низу», но и верхи также не будут понимать, что же на самом деле происходит в стране.
Сейчас много говорят о главных интригах 2011 года. На ваш взгляд, является ли таковой возможный раскол в команде Президента?
Нет, не раскол станет интригой. Сейчас во всю формируется институт фаворитизма. А потому важным будет то, кто и как долго будет главным фаворитом рядом с Януковичем. Это главное, что волнует «людей», кто тот человек, который будет советовать Януковичу, брать на себя ответственность вести переговоры с олигархами. Это очень важный момент.
Другими словами, интрига в том, останется ли Левочкин фаворитом Президента?
Это только один из претендентов. Вопрос о том, кто будет на самом деле главным поваром на украинской политической кухне, открыт. Это волнует политическую элиту, ведь можно ждать любых неожиданностей.
В этом свете интрига отставки Азарова для вас актуальна в 2011 году?
Вот это точно уже далеко не главная интрига. После политической реконструкции исполнительной власти, которую власть почему-то гордо называет реформой, премьер уже не столь важная фигура. К тому же, это совсем не реформа была. Ведь такие вещи вообще не так делаются. Начиная с 50-х годов, разработана целая теория, практика и технологии, как должны осуществляться все виды реформ. Людям надо поинтересоваться этой темой, и все для них станет понятно.
После «перестройки» исполнительной власти сам приз - должность премьер-министра, стал слабеньким. Гораздо лучше занять должность «супер-министра», возглавляющего министерство с огромным кластером выгодных экономических возможностей, чем брать на себя обязанности премьера. Потому смена Азарова на любого другого человека не повлечет каких-то изменений в коррупционных схемах, финансовых потоках или социальной сфере. Потому вполне вероятно, что после ослабления должности Азаров еще долго просидит в кресле.
По вашему мнению, вопрос парламентских выборов в 2011 году еще актуален, или эта тема закрыта?
Конечно, тема парламентских выборов еще очень важна. Как раз за дату выборов, в том числе, и идет борьба в верхах. Одна группа вокруг Президента говорит, что мы пришли на долго и справимся с любой политической проблемой. Другие же утверждают, что надо как можно быстрее провести выборы, чтобы на пять лет получить свободу маневра.
Я думаю, что вторая группа мыслит более рационально. Но Янукович подозревают, что этих людей интересует не свобода маневра, а что-то другое. Допустим, овладение большинством в парламенте или формирование олигархами в Верховной Раде площадки для оппозиции Президенту. Так ведь было в 1996 году.
Сейчас же парламент не выполняет никаких функций: ни демократических, ни олигархических. Верховная Рада медленно умирает и превращается в слабое подобие 95 квартала. Этот созыв будет умирать, людям даже станет стыдно говорить, что они народные депутаты. Отправка журналиста в парламент станет наказанием в редакциях, а не наоборот, как продвижение. Ведь раньше статус парламентского корреспондента ценился высоко.
В последние дни 2010 года Юлия Тимошенко начала ходить в прокуратуру, как к себе, чуть ли не по два раза в неделю. Луценко даже арестовали. Дело идет и к ее аресту?
Я не думаю, что Юлю будут садить. Это резко стабилизирует ее рейтинг. Он у нее сейчас от 10 до 15%, и ниже точно падать не будет, если ее арестуют. Кроме того, в нашей стране такие посадки еще ничем не заканчивались. Чтобы посадить Тимошенко, нужен свой Вышинский в качестве Генпрокурора. Для посадки Тимошенко нужен свой Берия, который бы заставил ее окружение давать на нее показания. Посадка Тимошенко станет лишь формой организации к ней внимания со стороны Европейских организаций. Представляете, если Юля завтра сядет в СИЗО Лукьяновки или СБУ. Туда же сразу потянется караван из европейских либералов и политиков. Разве это надо даже тому же СИЗО? Сразу же вскроются чудовищные вещи, которые творятся в такого рода тюрьмах.
А как заниматься коррупцией или зарабатывать деньги на поставках наркотиков в эти заведения? Масса других проблем возникнет. Кому это надо? Тюрьмы наши и СИЗО существуют только при полном отсутствии к ним внимания демократической общественности. Только тогда они богатые и сильные предприятия. Как только туда посадят Тимошенко, там от различных делегаций будет не протолкнуться. И ходить они будут не только к Тимошенко, будут бродить там везде, смотреть.
Не думаю, что тюрьмы устроят тендер, кто будет иметь право принять Тимошенко. Это если бы арестовывали команду Черновецкого, то за этих парней был бы ожесточенный конкурс за то, где они будут сидеть.
На ваш взгляд, Пшонка и Хорошковский не станут вторыми Вышинским с Берией? Пока вроде не плохо получается…
Конечно же, Пшонка и Хорошковский не тянут на Вышинского и Берию. О чем вы говорите… Куда им…
Хорошо, вы говорите, что в 2011-м ситуация будет не лучше, чем в предыдущем. А вот видите ли вы, что может случиться в стране и радикально изменить весь расклад сил?
Попытка политического покушения может радикально изменить все. Мы прошли уже различные формы политических действий: управляемые местные выборы, майданы, тайные соглашения между оппозицией и властью, публичные универсалы и уличные протесты. Вот теперь осталось только одно – политический экстремизм.
То есть, возможное покушения на Президента?
Из арсеналов политических средств это единственное, что осталось и у власти, и у олигархов для выяснения отношений внутри себя. Потому что о населении речь не идет. Оно в лучшем случае может выйти на улицу протестовать. Думаю, уличные протесты будут регулярными, но они не будут носить критический характер для власти.
Все же, как вы себе представляете политическое покушение? Что-то в стиле загадочного покушения на Лазаренко в 1996 году? Или может быть настоящее покушение?
Честно говоря, я не люблю экстремальную политологию. Я больше работаю в терминах того, в чем разбираюсь и чем живу – публичность, ситуация в Верховной Раде, выборы и так далее. Когда я говорю о политическом покушении, то имею в виду, что среди инструментов борьбы единственный, которые пока не задействованы, может быть вот такое. Это как ружье, которое повесили на стенку, и оно рано или поздно должно выстрелить.
Вы утверждаете, что протесты не будут иметь критический для власти характер. Даже такие непопулярные меры, как увеличение пенсионного возраста, не взорвет ситуацию?
Пенсионная реформа, Трудовой кодекс и Жилищный кодекс ничего не изменят. Общий уровень экономического состояния населения будет опускаться, но власть достаточно сильна, чтобы с этим совладать. Они будут искать маргинальные и временные выходы из подобных экстремальных ситуаций. Потому я не предвижу серьезных социально-экономических потрясений.
Вообще, сегодняшняя властвующая элита настолько отделена от населения, что могут создать себе проблемы только внутри себя. И это повлияет на всю Украину.
Многие эксперты сейчас прогнозируют, как введение рынка сельскохозяйственной земли повлияет на ситуации в стране. Вам не кажется, что это может качественно поменять ситуацию?
По моему мнению, внедрение рынка земли действительно может иметь серьезные последствия. Но точно не в связи с проблемой огораживания, когда селян будут выгонять в крупные города, а нищие и голодные приведут к бунтам. Нет, это ни на что не повлияет. Серьезные изменения я вижу при объявлении технического дефолта Украины, когда перед ней поставят вопрос передачи наиболее плодородных земель в руки анонимных транснациональных компаний, которые будут заниматься агробизнесом.
Вот такое может быть. Подобные планы иностранных партнеров могут стать серьезной неожиданностью для донецких политиков. В Украину может прийти серьезный актер и собственник, который будет серьезно давить на сегодняшних «победителей». Не потому, что иностранцы демократы, а потому, что корпорации войдут, как большие собственники, и просто так их никто не уберет.
Такой вариант я предвижу в случае дефолта, тогда власть будет вынуждена пустить иностранные корпорации на землю. Примерно так же в свое время было в Уругвае и Аргентине. Потому если у нас дело дойдет до дефолта, то один из выходов – принятие за пару минут закона о частной собственности на землю, и передача земель в международную анонимную компанию, которая будет ею распоряжаться.
фото: republic.com.ua, regnum.ru, radiosvoboda.org
Коментарі — 0