Янукович дал интервью немецким СМИ (о Ланге, Хорошковском, свободе слова, выборах, газе и др.)

В понедельник, 30 августа, президент Украины посетит с первым визитом на этой должности столицу Германии, где проведет переговоры с канцлером Ангелой Меркель. Накануне Виктор Янукович ответил на вопросы украинской редакции Deutsche Welle (DW), телевидения и радио ARD, а также газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ).

ARD: Господин президент, каковы ваши ожидания от визита в Германию?

Янукович: Я верю в то, что этот визит позволит открыть новые возможности в отношениях между Украиной и Германией. Внешняя политика Украины сейчас основывается прежде всего на выполнении всех взятых Украиной на себя обязательств. Стабильность во власти, которая в последнее время восстановлена в Украине, послужит выполнению совместных решений, которые мы будем принимать. Так как президент, правительство и Верховная Рада работают, как единый механизм.

Что касается экономизации внешней политики в Украине, в этом направлении мы в последнее время уделяем очень много внимания. Это означает, что мы в последнее время, проводя экономические реформы, которые я объявил, будем создавать новые мотивации, условия для инвесторов. В последнее время мы преодолеваем много бюрократических барьеров, которые были помехой развития малого, среднего бизнеса, они мешали также инвесторам. Разрешительная система и система лицензирования, которая существовала до сих пор, была очень отягощающей. К этому времени мы сократили уже более 50 процентов разрешений, лицензий и продолжаем движение в этом направлении. Эта система будет соответствовать европейским стандартам. Поэтому я ожидаю от визита в Германию только позитива.

DW: Господин президент, известно, что во время встречи с Вами канцлер ФРГ Ангела Меркель спросит Вас о так называемом «инциденте с Нико Ланґе», главой украинского представительства Фонда Конрада Аденауэра. В июне он был задержан в аэропорту «Борисполь» и только после вмешательства правительства Германии смог попасть в Украину. Впоследствии украинская и немецкая стороны назвали это недоразумением. Но некоторые органы власти говорили о том, что якобы была угроза вмешательства во внутренние дела. Так что это было - недоразумение, была ли угроза вмешательства во внутренние дела, и если да, то какая?

Янукович: Я сказал бы так, что на уровне специальных служб эта работа ведется, и обмен информацией, он также существует с каждой страной. То есть, возникающие конфликты решаются путем переговоров, выяснения обстоятельств с двух сторон. Это определенный процесс, и очень часто в этом процессе важно не делать, я сказал бы так, из этого трагедию. Очень важно, что была моментальная реакция власти, и мои поручения руководителю Службы безопасности Украины, министру иностранных дел позволили провести определенные переговоры, выяснить определенные обстоятельства. На сегодняшний день я считаю, что по этим вопросам все исчерпано.

DW: То есть, это было недоразумение?

Янукович: Как это можно называть, если так, можно и так называть. То есть, официально мы требований никаких не выдвигали и считаем, что этот вопрос уже исчерпан.

FAZ: Была ли ошибка СБУ?

Янукович: Так никто не считает. Мы договорились, что после переговоров с двух сторон на уровне министерств иностранных дел этот вопрос исчерпан.

FAZ: Мы слышали, что вы ласково предупредили главу СБУ Валерия Хорошковского по этому делу. Соответствует ли это действительности?

Янукович: В любых условиях, когда возникают конфликты, есть неосторожное отношение к своему делу. Безусловно, это заслуживает того, чтобы были сделаны замечания. И я это сделал.

ARD: На Западе внимательно следят за вопросом свободы слова в Украине. Речь идет о росте давления на журналистов. Суд рассматривает дело о лишении лицензий двух украинских телеканалов. На востоке Украины исчез журналист. Как Вы оцениваете ситуацию?

Янукович: Прежде всего, любые вопросы, в которых есть противоположные точки зрения, надо решать в судах. Это будет соответствовать принципам демократического общества. Я не могу предположить, чтобы на судебные решения осуществлялось то или иное давление, и чтобы суды принимали какие-либо предубежденные решения. Если было решение Национального совета (по вопросам радио и телевидения), по выделению этих частот за рамками законов, Национальный совет должен за это отвечать. Если Национальный совет остановил свое решение незаконно, он также должен за это отвечать. Поэтому точки над «і» расставит суд.

Что касается вообще вопроса свободы слова, я много встречаюсь с представителями СМИ. И я всегда задаю один вопрос - приведите конкретные примеры, которые касаются вопросов препятствования свободе слова в Украине со стороны власти.

FAZ: Господин президент, если позволите, я воспользуюсь Вашим предложением и хотел бы Вам назвать два случая. Первый касается главного редактора телеканала TVi, который утверждает, что за ним осуществляется наблюдение со стороны Службы безопасности. Другой случай касается моих коллег здесь в Украине, которых приглашают на собеседования в Службу безопасности и расспрашивают о моей деятельности. Я это расцениваю как попытки запугать моих коллег. Я был бы признателен за Ваш комментарий.

Янукович: Я об этом впервые слышу. Если есть такие случаи, надо официально обратиться по этим вопросам. Что касается первого вопроса, для меня это маловероятно, чтобы кто-то следил за журналистами. Я в это не верю. Но в любом случае таких обращений не было. Что касается вызовов журналистов в Службу безопасности Украины, я тоже впервые об этом слышу. Скажите, кого вызвали, когда, куда?

FAZ: Господин президент, несколько недель назад я официально передал эту информацию в Службу безопасности. Очевидно, Вас об этом не информировали. Поэтому мой вопрос: считаете ли Вы после стольких инцидентов, что глава Службы безопасности находится на своем месте? Я имею в виду определенный конфликт интересов, когда человек занимает высокую должность и является одновременно владельцем телевизионного канала и членом Высшего совета юстиции?

Янукович: Глава Службы безопасности занимается своими профессиональными делами, они никак не связаны с работой средств массовой информации. У меня такой информации нет. Что касается собственности той, которая у него есть, он управление передал своим родственникам. У нас много есть чиновников, которые пришли сейчас работать в разные ведомства, имели собственность и имеют, и они управление этой собственностью передали согласно закону. Это не только в Украине, это всюду в мире.

ARD: Господин президент, Вы говорите, что Украина – демократическое государство. На Западе по-разному относятся к этому и внимательно наблюдают за попытками проведения конституционной реформы. Речь идет о попытке отменить реформу 2004 года и снова увеличить власть президента. Кроме того, скоро выборы в местные советы. Закон не позволяет участия в выборах мелких новых партий. Опасаетесь ли Вы критики Запада?

Янукович: Любые действия власть осуществляет в пределах украинского законодательства. Это первое. Второе - я с вами хотел бы согласиться с тем, что закон, который был принят Верховной Радой на сессии в июле, действительно вызывает определенную критику и внутри страны, и за ее пределами. Есть юридические заключения экспертов-юристов, которые дают основания некоторых противоречий. В чем эти противоречия? Согласно закону о партиях в Украине, все партии должны за короткое время зарегистрироваться в тех городах, поселках, пунктах, где находятся их ячейки. Это не те партии, которые были основаны менее чем год назад. Например, «Сильная Украина» была основана более чем три года назад. Но за эти три года она не выполнила закон о партиях и в течение полугода не зарегистрировала свои ячейки на местах. Поэтому возникла проблема. Надо было привести в соответствие с законом о партиях регистрацию всех ячеек. То есть, эта норма закона вынуждает все партии срочно выполнить закон о партиях в Украине. Но этих тонкостей не знает ни общество, ни наши критики за пределами страны. Поэтому эта критика, я сказал бы так, незаконна.

Но с политической точки зрения, нельзя было этот закон принимать накануне проведения выборов. Их поймали на том, что они (партии) ошиблись и не выполнили закон о партиях. Это, безусловно, вопрос дискуссионный. Но я для себя принял решение - отменить эту норму в законе и ввести ее в действие сразу после выборов. Я такие изменения инициирую и 30 августа состоится внеочередная сессия Верховной Рады Украины, которая будет этот закон пересматривать. Надеюсь, что эти изменения будут внесены. Хотя повторяю - никакого нарушения закона в ныне действующем законе нет. Я считаю, что такой подход будет либеральным по отношению к партиям, которые нарушили законодательство о партиях. Но граждане Украины сегодня действительно хотят, чтобы украинский политикум как можно шире имел возможность принимать участие в выборах.

Вторая статья этого закона, которую я также предлагаю изменить, касается формирования избирательных комиссий. Эта статья предусматривает сегодня, что избирательные комиссии формируются из представителей партий, которые представлены в парламенте. Я предлагаю добавить еще трех представителей других партий, которые зарегистрированы в Украине и которые не представлены в парламенте. Какие это будут партии - определить путем жеребьевки.

Для меня очень важно как для президента, чтобы эти выборы, первые выборы при моем президентстве, прошли демократично и прозрачно. И безусловно - в соответствии с украинским законодательством. Поэтому я инициировал эти изменения в тот закон, который вызвал определенную критику со стороны украинских политиков и за рубежом.

DW: Господин президент, когда вас избрали в феврале, в Вашей первой речи Вы сказали, что хотели бы быть президентом всех украинцев, в том числе тех, кто голосовал за другого кандидата – тогдашнего премьер-министра Юлию Тимошенко. Вы также сказали, что хотели бы объединить восток и запад Украины. Что Вы конкретно сделали для этого?

Янукович: Во-первых, сегодня сделано все для того, чтобы каждый регион имел возможность прозрачно отслеживать отношение власти при формирование органов исполнительной власти, бюджета, в каждом регионе. Все, что сегодня делается, делается прозрачно. Дальше. Безусловно, государственная политика осуществляется по принципу равноправия регионов и равного представительства всех регионов в государственных органах управления. Мы стараемся сохранять такой паритет. Кстати, сейчас идет подготовка к съезду судей Украины, который должен быть проведен согласно новому закону о судоустройстве в Украине. У меня сейчас есть возможность получать информацию, каким образом идет эта подготовка. Во-первых, будет абсолютно равное представительство на этом съезде делегатов от регионов. Во-вторых, организаторы - это орган самоуправления - согласно закону Украины. Также будет начат на этом съезде принцип избрания судей Верховного суда, судей Конституционного суда по равному представительству всех регионов Украины. Я за это время не слышал ни от одного региона нареканий, что им не уделяется достаточно внимания. Подбор кадров осуществляется по главному принципу - уровень профессионализма. Национальность, вероисповедание, политические взгляды - все это не учитывается при принятии решения.

DW: Во время Вашего президентства Украина приблизилась к России – экономически и политически. На западе Украины слышно об усилении сепаратистских настроений. Дискуссия о возможном сепаратизме в Украине в последние несколько недель ведется. Не боитесь ли Вы, что приближение к России может углубить раскол в обществе?

Янукович: Я похож на человека, который чего-то боится? Я хочу сказать, что политический процесс в Украине сегодня направлен прежде всего на демократизацию общества, на защиту национальных интересов Украины. Сепаратисты или националисты, которые пять лет руководили страной, потеряли более чем две трети товарооборота между Украиной и Россией. Вследствие этого экономика Украины упала, и мы имели около 15 процентов падения ВВП. Товарооборот между Украиной и Россией с 40 миллиардов (долларов) упал до 13 миллиардов. Такую политику называть успешной - не поворачивается язык. Кстати, от такой политики страдали не только мы, но и наши партнеры в мире, в том числе - Европа. Эта политика, которая была, ее можно назвать авантюрной и волюнтаристской. Безусловно, это не соответствовало национальным интересам Украины. Это не соответствовало интересам наших партнеров в мире. За Украиной начал закрепляться имидж страны непредсказуемой, ненадежной. Поэтому надо было изменять эту позицию, что мы и сделали за очень короткий срок. За шесть месяцев товарооборот между Украиной и Россией увеличился на две трети - на 70 процентов. До конца этого года, возможно, мы достигнем товарооборота, который был при моем правительстве. Поэтому я не боюсь того, что я делаю. Я доволен этим. Я считаю, что мы должны проводить открытую политику по отношению к нашим соседям и быть стабильными и надежными партнерами. Я именно такой вижу Украину.

ARD: Господин президент, Вы говорите о стабильности. В Украине сейчас снова идет дискуссия о ценах на газ. Можете ли Вы гарантировать, что кризисы с поставками газа на Запад не повторятся?

Янукович: Я абсолютно исключаю повторение такой ситуации. Это невозможно, такого не будет никогда, по крайней мере, пока я буду президентом. Мы сейчас стараемся строить такие отношения, которые бы удовлетворяли Европейский Союз, Россию как потребителя и поставщика энергоресурсов, и Украину как транзитера. Я - за строгое соблюдение всех соглашений, которые существуют между нашими странами.

ARD: Последний вопрос – о футболе. Сможет ли Украина своевременно подготовиться к Евро-2012?

Янукович: У меня нет никаких сомнений, что мы практически уже вошли в график подготовки к Евро-2012. Мы за пять месяцев сделали больше, чем предыдущая власть за два года. Сегодня этот процесс организован на высшем уровне. Он находится под моим личным контролем. Поэтому футбол будет, Евро-2012 будет в Украине и Польше. Мы немножко от Польши отстаем, но до конца этого года мы точно войдем в тот же график, который есть сейчас в Польше. Два раза в месяц я лично принимаю отчеты по этому вопросу и полностью контролирую этот процесс.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: