Беларусь хочет одолжить у МВФ $8 млрд

Минск обратился с просьбой к МВФ о предоставлении кредита на сумму до 8 млрд долларов, об этом заявил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. «Цена денег [МВФ] в два раза ниже, чем стоимость стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС», - отметил белорусский премьер.

Заявку в МВФ на предоставление стабилизационного кредита правительство и Национальный банк Беларуси отправили в последний день мая - как раз накануне приезда в Минск «контрольной» миссии МВФ, которая должна оценить эффективность реализации предыдущих программ.

В 2009-2010 годах Беларусь по программе stand-by получила от МВФ пятью траншами кредит на сумму около 3,46 млрд долларов. Национальный банк заявлял, что средства МВФ сыграли «одну из ключевых ролей в стабилизации экономики Беларуси в 2009 - начале 2010 года». А независимые аналитики отмечали определенные подвижки официального Минска в сфере либерализации экономики в соответствии с требованиями МВФ: упрощение налогового законодательства, работу над программой приватизации госсобственности и т.п.

Нынешняя миссия МВФ до 14 июня должна оценить сделанное. «Но мы решили совместить работу этой миссии с рассмотрением подходов по формированию очередной программы сотрудничества с фондом», - заявил в Минске глава белорусского правительства. По его словам, размер поддержки может составить от 3,5 млрд до 8 млрд долларов. Кредитная программа рассчитывается на три-пять лет.

Официальный Минск, однако, реализовал рекомендации МВФ в конце 2010 года - в преддверии президентских выборов - с точностью до наоборот. «Экономика, финансовая система были принесены в жертву во имя очередной элегантной победы Александра Лукашенко», - замечает кандидат экономических наук правозащитник Людмила Грязнова. Господдержка убыточных предприятий, административное сдерживание валютного курса, увеличение «к выборам» зарплат до обозначенной Лукашенко величины в 500 долларов (в рублевом эквиваленте) - это и многое другое, по утверждениям независимых экономистов, подтолкнуло декларированную белорусскую «стабильность» к финансово-экономическому кризису, разразившемуся нынешней весной.

И если накануне декабрьских выборов белорусские власти, заявляя о нецелесообразности новых кредитов от МВФ, стремились продемонстрировать электорату прочность отечественных финансово-экономических позиций, то после выборов не признанный Западом победителем Лукашенко озвучил политические опасения. «В последнее время нам все чаще подбрасывают идеи в связи с этими финансовыми неурядицами, мол, нужны реформы. Нас тонко, аккуратно, с подачи, конечно, оттуда подталкивают к каким-то реформам и кричат, что нужны немедленно реформы и реформы. А что за реформа нужна? Какую они нам предлагают реформу? Они нам предлагают реформу на разрушение», - объяснил Лукашенко свое нежелание обращаться за помощью к западным финансово-экономическим институтам.

Аналитики отмечают также, что, сотрудничая с МВФ, где сильны позиции Евросоюза и США, официальному Минску волей-неволей придется пересматривать свои отношения с оппозицией и… натолкнуться при этом на протест тех, кто испытал репрессии власти после выборов 19 декабря.

Оппозиционный политик Николай Статкевич - бывший кандидат в президенты, обвиненный в организации массовых беспорядков и приговоренный судом к шестилетнему заключению - напрямую обратился в зале суда к «дипломатам развитых европейских стран». «Не надо предлагать режиму деньги за нашу свободу. […] Если вы сделаете это, значит, будут новые заложники, и ситуация долго не изменится», - сказал он.

Не менять отношение к внутренним оппонентам Лукашенко мог бы, получив деньги от России. В средине мая, накануне приезда в Минск российского премьера Путина, белорусский президент сообщал о якобы достигнутой в телефонном разговоре с президентом России Медведевым договоренности о финансовой помощи в более чем 6 млрд долларов. Но российский министр финансов Алексей Кудрин объяснил 19 мая в Минске, что рассчитывать Беларусь может только на кредиты из антикризисного фонда ЕврАзЭС - а это 3,5 млрд. долларов в течение трех лет. Условия первого из таких кредитов (1,2 млрд долларов) должны обсуждаться 4 июня в Киеве.

Кроме того, российское руководство сообщило, что до 7,5 млрд долларов в течение трех лет Беларусь может получить от приватизации госпредприятий, и что такой вариант в Минске обсуждался.

Готовность к масштабной приватизации сначала опровергло Госкомимущество и министр финансов Беларуси Андрей Харковец. А позже на совещании с правительством 27 мая президент Лукашенко не сдержал эмоций. «Никакой бандитской распродажи страны не будет! Активы им, видите ли, давай! Деньги вперед - завтра будут стулья… Желательно, чтобы в этой очереди, тот, кто стоит первым, крикнул последнему: расходитесь, продажи не будет!» - заявил, среди прочего, белорусский президент.

По сообщению министерства финансов Беларуси, внешний госдолг страны к 1 мая составил около 11 млрд долларов, увеличившись с начала года на 11,3%. Основной объем госдолга приходится на кредиты МВФ, госкредиты России, евробонды, выпуск и размещение которых Минск приостановил месяц назад по причине понижения кредитного рейтинга Беларуси и осложнения валютно-финансовой ситуации.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: