Похоже, в ближайшее время в мире станет два влиятельных центра по принятию решению – «Большая двадцатка» и так называемая «Большая двойка»
Похоже, в ближайшее время в мире станет два влиятельных центра по принятию решений – «Большая двадцатка» и так называемая «Большая двойка», которой условно называют усиливающееся сотрудничество США и Китая.
Безрезультатность недавно прошедшего саммита «Большой восьмерки» показала, что эта структура скоро просто сойдет на нет. Большая часть экономических проблем была нерешена из-за того, что есть разные видения того, как это сделать. Вопросы безопасности перебрал на себя саммит НАТО. Так что отказ Владимира Путина принимать в нем участие был не просто знаковым.
Об этом в пресс-центре «Главкома» говорили исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко и заведующий отделом внешней политики Национального института стратегических исследований Андрей Гончарук.
Олег Устенко: «Общий вывод по поводу встречи «Большой восьмерки» - она была неудачна»
18-19 мая состоялась встреча «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде. Я бы усомнился, насколько важна и результативна эта встреча, прежде всего в силу того, что она – это начало больших последующих встреч. Во-первых, 20-21 мая состоялась встреча в Чикаго по НАТО, во-вторых, 18-19 июня будет встреча в Мексике «Большой двадцатки».
Три основных группы вопросов, которые обсуждались во время этой встречи: первая - шаткая экономическая ситуация, вторая группа вопросов относилась к ядерной программе Ирана, и третья – это проблемы, которые есть в Сирии, возможность гражданской войны, ПРО и отношения с Российской Федерацией.
Что касается экономической ситуации, то основной акцент делался на стимулировании экономического роста любой ценой в контексте ограничительной бюджетной политики. Проблема состояла в том, что нет взаимопонимания между ведущими игроками в плане экономики. Германия продолжает настаивать на том, что стимулирование экономики должно происходить, но не бюджетными или фискальными мерами, и не мерами монетарной политики. По мнению канцлера Германии, речь идет о серьезных структурных реформах.
Когда вы проводите структурные реформы в любой стране, в том числе в странах Евросоюза, как правило, будет серьезный временной лаг. Нельзя добиться результата, связанного со стимулированием экономики на протяжении ближайших полугода-год, как того требует ситуация. Эффект будет получен в куда более длительной перспективе.
Мотивация Германии в этом плане совершенно понятна: ей надоело платить за всех, за кого только можно было. Германия хотела бы завести ситуацию в такие рамки, когда они согласны платить, но страны принимают адекватные меры экономии. Это значит дополнительные ограничительные меры для Греции, Испании, Португалии, Италии – для всех тех стран, которые испытывают негативные последствия текущей экономической ситуации в стране. Это позиция Германии, Ангелы Меркель, что она несколько раз и высказала на протяжении встречи «Большой восьмерки».
Что касается противоположной стороны, оппонентов Германии, то в данном случае выступают Франция и Италия. Выступления и Олланда, и Марио Монти касались своего подхода этих двух стран к стимулированию экономики. Их основной подход состоит в том, что можно ослабить фискальную политику, дальнейшее закручивание гаек, что это неправильный выбор, что нужно пытаться стимулировать экономику бюджетными мерами. А это означает, что будет продолжать сохраняться большой дефицит государственного бюджета, соответственно с постоянным ростом государственного долга. Финансировать государственные долги на текущем этапе достаточно сложно, поэтому позиция и Франции, и Италии, и тех, кто их поддерживает, будет состоять в том, что можно ослабить монетарную политику Европейского Центробанка. А это означает не что иное как стимулирование витка инфляции – то, против чего постоянно выступает Германия, напуганная еще со времен до и после Второй мировой войны.
Похоже, что в данном случае Германия не имеет большого давления на ЕЦБ, потому что уровень инфляции в еврозоне уже достаточно высок по европейским меркам - около 3%. С другой стороны, это момент, которой может помочь перезапустить экономику.
В плане дебатов, которые шли между Германией и «другими» во главе с Францией, во время саммита несколько раз упоминалась Испания, которая вроде бы достаточно активно использовала меры по фискальному ограничению, по снижению дефицита государственно бюджета. Испания, которую приводили в пример, в том числе и Португалии, находится в ситуации, когда не просто экономический рост находится под угрозой, а возможно колоссальное падение в экономике страны. С другой стороны, у Испании колоссально высокий уровень безработицы, он превышает в целом по экономике 20%, уровень молодежной безработицы стремится к 50%. В условиях, когда половина людей до 30 лет являются безработными, колоссально велики риски, связанные с политической системой страны. В данном случае несколько раз возникал вопрос, выстоит ли демократия.
Греция тоже рассматривалась в плане экономики, но акцент по Греции был куда более мягкий, чем обычно во время ее обсуждения. Высказывалось мнение по поводу того, что было бы желательно, чтобы Греция осталась в еврозоне. Дальше, кроме «желательно», мысли выступающих особенно далеко не заходили. Из чего я делаю вывод, что позиции Греции будут резко ослаблены. Подтверждением тому является и то, что долговые расписки Греции на вторичном финансовом рынке начали торговаться еще с более высоким дисконтом. Если, например, в четверг они торговались с дисконтом порядка 84 центов на 1 евро (за 1 евро долговой расписки Греции давали 16 центов), то на сегодняшний день - 14-15 центов за каждый евродоллар облигации Греции. Это значит, что рынок прекратил верить в то, что ситуация в Греции будет иметь тенденцию к выравниванию и улучшению.
Большой трагедией и Европы, и мировой экономики является то, что, похоже, еврозона не в состоянии выбраться из кризиса, в котором она находится. Проблема подобного рода означает, что может начаться неконтролируемый выход других стран из состава еврозоны. Достаточно выйти одной стране, в данном случае Греции, для того, чтобы инвесторы и кредиторы не совсем удачных стран начали задавать себе вопрос: а где вероятность того, что ситуация не повторится, скажем, с Португалией, с Италией или Испанией?
Совершенно логичным было обсуждение ситуации по банкам европейской зоны. Говорилось по поводу того, что Европейский Центробанк должен принимать активные меры по поддержке банковского сектора. Более активные меры по поддержке банковского сектора означают еще более мягкую политику со стороны Европейского Центробанка, еще более накачивание этой экономики деньгами.
Европейский Союз является важным торговым партнером для Украины, туда уходит 25% нашего экспорта. Ухудшение ситуации в Европейском Союзе в плане перспектив возможного экономического роста означает серьезный удар по нашим экспортерам, в том числе это негативный момент для экономики Украины.
Говорилось очень четко, что на Китай делается большая ставка в плане того, что он может быть серьезным драйвером мирового экономического роста. С другой стороны, выражалась озабоченность по поводу того, что Китай вряд ли сможет достигнуть темпов экономического роста по результатам этого года, как их представляет китайское руководство. В марте они обнародовали прогноз, что китайская экономика в этом году может вырасти на 7,5% - это уже мало, и уже плохо для мировой экономики. Любая цифра ниже 8% для китайской экономики – это плохо, потому что она означает, что китайское руководство не в состоянии будет решать социальные проблемы, которые есть в стране, имеющей больше миллиарда жителей.
В кулуарах говорилось, что бомбу для мировой и китайской экономики представляет строительный сектор Китая, который представляет собой надувшийся пузырь, который вот-вот может лопнуть. Если это произойдет, наиболее серьезные угрозы будут идти уже не со стороны еврозоны, а наиболее серьезную угрозу составит падающая китайская экономика.
Серьезная группа вопросов, которые обсуждались – это вопросы, связанные с ценами на энергоносители, которые имеют колоссальное значение для Украины. На фоне возможной гражданской войны в Сирии, на фоне продолжающейся блокады Ирана цены на энергоносители растут. Формула цена за газ, которую мы платим Российской Федерации, идет с 9-месячным лагом. Это значит, что пиковые повышения цены сейчас отразятся через 9 месяцев на украинской экономике. Если в мае будет новый ценовой пик, то в феврале 2013 года возможен новый пик цен на Украине.
Мой общий вывод по поводу этой встречи «Большой восьмерки» состоит в том, что она была неудачна. Большая часть экономических проблем была нерешена из-за того, что есть совершенно разные видения того, каким образом эти проблемы должны быть разрешены. Это значит, что страны с малой открытой экономикой, такие как Украина, находятся в дополнительной зоне риска в связи с тем, что турбулентность на мировых рынках может быть продолжена еще определенный период времени. Это значит, что доверие со стороны инвесторов к любым рынкам, в том числе к развивающимся, может быть уменьшен в силу целого ряду таких причин.
Андрей Гончарук: «Большая восьмерка» не распадется, а тихо сойдет на нет»
Во-первых, надо поблагодарить Владимира Владимировича Путина за то, что он отказался ехать в Кэмп-Дэвид, потому что тут же возникла интрига. Если бы не отказ Путина, вообще об этом саммите нечего было бы сказать. Конечно, Барак Обама приложил огромные усилия и пошел на значительные затраты, поскольку изначально планировалось провести саммит в Чикаго, но в последний момент его перенесли в Кэмп-Дэвид именно для того, чтобы дать возможность поучавствовать Путину, который однозначно не участвовал бы в саммите НАТО. Кроме того, сделали это мероприятие более камерным, как загородный пикник на даче у президента США, но Путин не приехал. Не правильно говорить, что эта ситуация была предсказуемой. Неожиданность для американцев была и неожиданность неприятная. Этот момент не имеет особого значения с точки зрения глобальной политики и мирового расклада сил, но является весьма знаковым.
Что такое в принципе «Большая восьмерка» по состоянию на сегодняшний день? Да, это 14% населения Земли, которое производит 45% ВВП, из которых 20% - это часть США. Это почти все державы с серьезным ядерным потенциалом. Но мир стремительно меняется и глобальными ценностями, в том числе и западного мира, являются ценности гуманистические и личность как таковая, то есть человек, но население это находится совсем в других странах. Почему в «Большой восьмерке» нет Китая и Индии? Таким образом, выходит на первый план вопрос переформатирования мирового порядка, главным трендом которого являются два разнонаправленных вектора.
На первый план будет выходить «Большая двадцатка», которая включает и Индию, и Китай, и Бразилию, и Турцию. Там представлен весь спектр успешных в той или иной степени стран мира. Там действительно представлена основная часть населения и основные производительные силы мира. Таким образом, форум «Большой двадцатки» в той или иной степени можно рассматривать как заседание генерального штаба, который как-то координирует свои действия и планирует дальнейшие шаги. Кстати, место России - в «Большой двадцатке», где рядом с Китаем и Индией ее голос звучит совершенно по-другому.
Под другим вектором проходит формирование «Большой двойки». Китай продолжает стремительно расти: 7% роста Китая для мировой экономики – это мало, но где еще в крупных мировых державах есть такие темпы? Китай себя позиционирует как развивающая страна, но сегодня это вторая экономика мира, это крупнейший экспортер. Германия была подвинута летом прошлого года и уже назад не вернется на первое место. Еще раньше весной была подвинута Япония со второго места и тоже не вернется назад. Китай выходит на место полновесного, полноправного партнера США по участию в мировой организации производства и, соответственно, международной жизни. Если посмотреть на события, которые в последнее время происходили во взаимоотношениях США и Китая, то в январе этого года китайский премьер представил американскому правительству список потенциальных проектов, которые интересны Китаю совместно с США. Мир об этом почти ничего не знает, это очень слабо осуждается, но в начале мая прошла очередная встреча на высшем уровне в Пекине, где американскую делегацию возглавляла Хиллари Клинтон, и участвовало большое количество министров, обсуждались очень серьезные вопросы. Аналогичные встречи были и в прошлом году. Так что Китай и Америка выстраивают некую парадигму своих взаимоотношений, которые не могут не отражаться на взаимоотношениях всего мира.
В этом смысле «Большая восьмерка» оказывается таким промежуточным элементом, который в общем-то уже никому и не интересен, потому что рано или поздно все придет к тому, что останутся консультации между Китаем и США (это неизбежно в силу объективных причин) и будет возрастать роль «Большой двадцатки». Таким образом, на саммите политики обсуждали, почему не приехал Путин, а экономисты увидели противоречия между достаточно напористыми и оптимистичными рекомендациями Обамы по стимулированию экономики и созданию рабочих мест и озвученной Меркель пессимистичной немецкой необходимостью режима строгой экономии. Первые принятые решения вновь избранного французского президента о сокращении зарплат министрам и самому себе на 30% говорят о том, что все-таки призывы Меркель во Франции тоже находят свое отражение. Действительно, есть разночтения, как видят выход из тупиковой ситуации в еврозоне в Новом и Старом свете.
С точки зрения здравого смысла, не Греции нужно выйти из еврозоны, а еврозоне надо вывести Грецию. Это вопрос слабости институтов объединенной Европы, поскольку подобное решение не может принять ни Германия, ни Франция, а только Евросоюз. Если бы это решение было принято, принята программа санации, Греция была выведена из еврозоны, тогда бы это воспринялось не как слабость, а как сила евро. Евро бы укрепился, а в Греции охладели бы те националистические силы, которые сейчас там куда активнее, чем во Франции. Кстати, не надо забывать о «черных полковниках», о хунте, которая была в Греции самой последней в Европе. Греция реально стоит на пороге возможности прихода к власти ультранационалистических сил. Если это произойдет в рамках еврозоны, это будет очень плохо. Если к тому моменту будет принято решение о выводе Греции из еврозоны, это буде отдельная локальная проблема в Европе, которая достаточно быстро рассосется. Но это решение в Европе сегодня некому принять: нет ни институтов, ни механизмов.
Что касается вопросов безопасности, то тут саммит «Большой восьмерки» находится в тени начавшегося саммита НАТО. Вопрос Афганистана и всего, что с ним связано, важен для нового мирового порядка. Это показатель того, насколько мировые элиты сделали выводы из событий прошлого года – арабской весны и ранее операций в Ираке. В данном случае тоже есть определенный кризис старых подходов в духе 20-го века, мир сейчас стоит на пороге коренного изменения стратегии разрешения локальных конфликтов. В первую очередь, речь идет об очень затратных такого рода операциях. Мировая экономика находится в таком состоянии, что мир не может позволить себе таких расходов на решение чисто политических военно-стратегических задач. Значит, нужно искать новые подходы и методы решения. Что касается Северной Кореи, тот без участия Китая обсуждение этой проблемы не имеет никакого смысла.
Так что «Большая восьмерка» не распадется, а тихо сойдет на нет.
Коментарі — 0