В борьбе за Крым для Владимира Путина важно не только стратегическое положение полуострова. Он настолько тесно связан с российской историей, что отказаться от него Россия просто не может.
В борьбе за Крым для Владимира Путина важно не только стратегическое положение полуострова. Он настолько тесно связан с российской историей, что отказаться от него Россия просто не может.
Владимир Путин любит производить сильное впечатление. Когда в 2009 году тогдашний российский премьер-министр на глазах у всей страны нырнул в Черное море, ему тут же удалось сотворить археологическую сенсацию, потому что вынырнул он, держа в обеих руках по античной амфоре. Фотографии того дня имели двойное значение: во-первых, они свидетельствовали о том, что Россия находится в крепких руках, а во-вторых, что руки эти длинные и достают до теплых, цивилизованных южных морей.
Нырял Путин на Таманском полуострове, восточная часть которого омывается Азовским морем. Всего лишь в нескольких километрах западнее возвышается Керченский полуостров, который является частью Крымского и, таким образом, принадлежит Украине. Но амфоры, которые Путин держал в руках, символизировали среди прочего и культурную связь между Крымом и степями междуречья Дона и Волги, иначе говоря, между Крымом и Россией.
Когда сегодня Путин запрашивает информацию о боеготовности своих войск, для него речь идет не только о стратегическом значении Крыма как места, где расположена база российского Черноморского флота. Полуостров со столицей в Севастополе является для России великим национальным мифом. Здесь цари пробивали дорогу к холодным морям, здесь их солдаты противостояли английским и французским экспедиционным войскам, Белой гвардии, ее союзникам и, наконец, немецко-фашистским войскам.
Через Крым проходили православные монахи, которые, сопровождая византийскую принцессу, принесли в Киевскую Русь христианство. Именно здесь зародился миф о Москве как о Третьем Риме, который восходил к существовавшему несколькими столетиями ранее Второму Риму — Константинополю, который царские войска едва не сумели завоевать, дойдя до самых его предместий. На протяжении двух с лишним столетий досюда дотягивалась власть Российской империи. И в этом смысле с тех пор ничего не изменилось.
-- «Отныне и во веки веков»
Крым и лежащие за ним степи в конце 18-го века превратились для европейцев в символ того, что такая далекая для них Российская империя смогла стать настоящей державой на континенте. «Законным» предлогом для этого послужило «объединение земель Золотой Орды», к которым относилось и ханство крымских татар. Таким образом, цари следовали традиции монголов, владычество которых сами 300 годами ранее сбросили.
В 1783 году князь Григорий Потемкин от имени своей любовницы Екатерины II получил полуостров в собственность «отныне и во веки веков». За это уже современники присвоили царице титул «Великая». Потому что она построила трамплин на юг, о котором Петр Великий, пробившись к устью Дона, мог только мечтать. Неспроста Потемкин дал новой столице Крыма соответствующее имя: Севастополь — город величия.
Благодаря своему прорыву на перешеек Азовского моря Россия стала сильным игроком на средиземноморском пространстве. Отсюда отправлялись ее корабли, имевшие целью подкрепить ее притязания на покровительство над православными христианами, проживавшими в Османской империи. Великой цели завоевать Константинополь и взять тем самым под контроль турецкие проливы, ведущие к Средиземному морю, добиться так и не удалось по причине превосходства британских войск. Одно из столкновений между русскими и британцами вылилось в войну, получившую название Крымской.
В 1853 году на полуостров высадились британские, французские, пьемонтские и османские войска. Их поход считается первым в истории, в ходе которого была задействована военная техника, в частности, бронированные корабли, пушки и пулеметы. Некоторые историки оценивают количество жертв этой войны в 750 тысяч человек, что превышает количество жертв Гражданской войны в США. После осады, продлившейся целый год, Севастополь, превращенный до того в настоящую морскую крепость, пал в сентябре 1855 года.
«По сравнению с Севастополем разрушенные Помпеи находились в хорошем состоянии», - записал Марк Твен десятью годами позднее в своем дневнике. Об осаде, следствием которой стали реформы Александра II, напоминают многочисленные памятники, но в первую очередь, панорама Маленковского бастиона, битва за который шла до последнего. Крымская война положила начало основательному переустройству Российской империи. В частности, в стране было отменено крепостное право.
-- Расплачиваться пришлось крымским татарам
Расплачиваться за поражение России в войне пришлось, в первую очередь, крымским татарам. Еще во времена Екатерины и ее наследников они, союзники султана, были изгнаны в необжитые отдаленные регионы. После войны российские власти стали действовать против предполагаемых или реальных сторонников османцев с особой жестокостью. Многие крымские татары были изгнаны с насиженных мест или принуждены к бегству.
Советские власти также относились к мусульманам подозрительно, считая, что те являются пособниками иностранных захватчиков. Так, Крымская Народная Республика, основанная в ноябре 1917 года татарами, просуществовала всего два месяца и была уничтожена Красной армией в январе 1918-го. В 1920-м белогвардейский генерал Петр Врангель разместил в Крыму свой штаб. А после победы советской власти в Гражданской войне на полуострове была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика. Кремлевские правители не захотели отдавать территориально отдаленный от России полуостров Украине.
Если до Второй мировой войны Севастополь и Крым были синонимами самоотверженности, то после нее «город-герой» стал символом победы СССР. Пока силы немецкого Вермахта осенью 1941 года почти вплотную приблизились к Москве, на юге Красной армии на какое-то время удалось отбросить части противника назад. Вторая наступательная кампания немцев совпала по времени с дуэлью Гитлера и Сталина, окончившейся Сталинградской битвой.
С оружием в руках сталинский наместник и Верховный комиссар Лев Мехлис гнал своих солдат на оборонительные порядки немцев. «Севастополь — это не просто город. Это слава России, гордость Советского Союза... Севастополь не сдастся», - заявил писатель Илья Эренбург. Но через четыре недели крепость пала, Гитлер присвоил командующему немецкими силами Эриху Манштейну звание генерал-фельдмаршала, а Третий рейх достиг вершины своего могущества. Диктатор мечтал о том, чтобы заселить места, где в древности обитали готы, южными тирольцами. На некоторое время Крым получил название Готского округа (Gotengau).
-- Давняя казацкая клятва
Не прошло и двух лет, как Гитлер провозгласил удержание Севастополя стратегической необходимостью и пожертвовал ради этого целой армией. А 126 красноармейцев заслужили в битве за Севастополь звание «Героя Советского Союза».
Месть Сталина была ужасна. Поскольку часть крымских татар сотрудничали в годы оккупации с фашистами, весь народ был депортирован с территории полуострова. До 400 тысяч человек были вынуждены покинуть эти места. В течение последующих 18 месяцев половина из них погибла. Глава НКВД Лаврентий Берия потребовал для своих сотрудников наград за «заслуги в войне против предателей Родины». 413 из них действительно были удостоены орденов и медалей.
Так Крым стал русской территорией. То, что однажды полуостров был отдан Украине, явилось результатом широкого жеста, имевшего историческое значение. 17 января 1954 года отмечалось 300-летие Переяславской Рады, когда казацкие атаманы принесли присягу на верность российскому царю Алексею I. В России это событие считается окончательным и бесповоротным повиновением и «решающим этапом „воссоединения“ Украины с Россией», как об этом написал историк Андреас Каппелер (Andreas Kappeler). Украинские же казаки рассматривали этот шаг лишь как заключение временного соглашения об обоюдной поддержке.
Никита Хрущев, пришедший к власти в Советском Союзе после Сталина, склонялся к российской интерпретации казацкой клятвы, но сделал Украинской ССР своего рода «свадебный подарок», присоединив к ней Крымскую АССР. Но прошло лишь 20 с небольшим лет, и муза истории Клио приняла украинскую версию, и Крым покинул Россию.
Теперь же Владимир Путин, очевидно, пытается доказать миру, что он, подобно археологу, способен изменить историю.
Перевод: inoСМИ.Ru
Коментарі — 0