Наместник Путина Аксенов обещает до конца этой недели решить проблему самозахватов в оккупированном Крыму
Лидер крымской хунты, наместник Путина на оккупированном полуострове Сергей Аксенов заявил, что до конца этой недели будет решен вопрос с самозахватами земли. Он пообещал, что «не тронут» лишь около 5% от общего объема конфликтных участков. А этом те, на которых уже стоят дома и живут люди.
Проблема самозахватов в Крыму началась на полуострове в начале 90-х годов вместе с возвращением крымских татар на историческую родину. Руководство Украины и Крыма за более чем 20 лет не смогло решить эту проблему, а после аннексии Крыма за ее решение с энтузиазмом взялись оккупационные власти. Атака на земельном фронте вписывается в общую стратегию давление на не угодных крымских татар. Новые-старые власти на полуострове на словах обещают отобрать землю у крымских татар, не имеющих на нее разрешения. Некоторые местные «чиновники» рапортую о том, что, мол, крымские татары уже начали добровольно оставлять ранее захваченные участки. К примеру, по словам так называемого Главы администрации Судака Владимира Серова, еще в начале марта было освобождено 111 га земли, 80% из которых освободили сами «захватчики», снося собственное жилье.
{3-}
Многие, кого обвиняют в самозахватах, действительно чувствуют, что защиты ждать неоткуда, поэтому люди уходят, в частности, на континентальную Украину. Об этом в интервью «Главкому» рассказал симферопольский юрист, правозащитник Жан Запрута. Вместе с тем, он считает угрозы Аксенова решить вопросы самозахватов уже через неделю показухой и очковтирательством. Все это происходит на фоне того, что даже те люди, которые начали легализацию своих участков еще в Украине, также пока не могут оформить своих прав. Хотя Россия обещала этот вопрос решить.
Сергей Аксенов заявил, что власти Крыма планируют закончить снос незаконных построек и решить вопрос так называемых самозахватов до конца недели. Почему это нереально сделать за неделю, чем вызвана такая спешка со стороны оккупантов?

Физически это сложно сделать, поскольку есть очень большое количество этих самозахватов, очень много строений на них стоит. В некоторых проживают люди. Чтобы все сделать за неделю, нужно большое количество строительной техники задействовать, большое количество полиции. По всему Крыму: ведь эти самозахваты – начиная от Ялты и заканчивая Белогорском, Бахчисараем, Симферополем. Именно поэтому физически успеть сделать все за такой короткий срок невозможно.
Некоторые общественные деятели, например, руководитель общественной организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук говорят о 1400 га «самозахваченной» земли в Крыму. Сколько таких участков по вашим оценкам?
Точно вам не скажу, но количество такой земли огромно. Это более 6000 построек, как жилых, так и нет, они раскиданы по всему Крыму.
Местные чиновники еще в марте рапортовали, что «самозахватчики» сами освобождают занятые земли, разрушают постройки. Насколько это соответствует действительности, куда уходят люди?
Когда была Украина, все самозахваты курировались властью. Создавался вид, что постройки будут сносить. Но все прекрасно понимали, что никто их не снесет. За это так называемые самозахватчики платили «за охрану» участков. Эти деньги по вертикали доходили до самого Киева. Понятно, что они (крымские татары) стояли в надежде на то, что может когда-то они эти земли получат просто потому, что за них платят в виде этих сборов «за охрану». На сегодняшний день часть этих людей переехала из Крыма в Херсонскую область. Они просто бросили свои выстроенные домики, участки. Естественно, власти знают об этих участках, сегодня проводят их инвентаризацию. Поэтому теперь можно заявить, что люди как бы сами освобождают территорию.
Другой момент состоит в том, что люди понимают, что власть в Крыму не будет их прикрывать, Поэтому они отказываются от земли. Такие люди тоже уходят.
О каком количестве людей, покинувших захваченную землю, идет речь?
На мой взгляд, уходит незначительное количество. В основном массивы, которые я вижу в Симферополе каждый день, как стояли, так и стоят. Никто ничего оттуда не убрал. Я имею в виду поселки Мирное, Чистенькое, совхоз «Красный», Балаклавская (улица), там люди живут. Для меня это показатель. Если эти участки будут освобождены, значит, какой-то процесс идет. А так: на сегодняшний день все заявления для меня не более чем слова.
В феврале этого года самопровозглашенные власти Крыма заявили о так называемой льготной раздаче земли. Кого она коснулась, насколько реально получить участок, например, под строительство жилья тем же «самозахватчикам»?
Во время «присоединения» Крыма к России в договоре было указано, что присоединение не нарушит ни чьих прав и интересов. По этому поводу были неоднократные дискуссии, в том числе публичные, на ТВ, меня также приглашали принять в них участие. Было сказано, что те люди, которые подали заявления еще во времена Украины (заявления на оформление земли в собственность), должны быть обеспечены землей. Но на сегодняшний день все об этом позабыли и сейчас хотят давать землю в соответствии с российским законодательством.
Крым утвердил список лиц по категориям, которые получают землю бесплатно. Это еще не означает, что человек (подпадающий в категорию) эту землю точно получит. В России ведь бесплатно получить землю могут не все граждане. В Земельном кодексе России предусмотрено выделение земли многодетным людям, которые имеют трех и более детей, Крым это список добавил депортированных, участников ВОВ и так далее.
Другими словами, я не понимаю их политику (самопровозглашенных властей Крыма – «Главком»). Сначала они говорят о том, что самозахватчики никаких преференций иметь не будут, будут получать землю по законам Российской Федерации. Потом стали говорить, что если там (на месте самозахвата) построен дом, то будут получать. Я в этом круговороте заявлений логики понять не могу. Думаю, чтобы не накалять обстановку сделают так: где есть возможность выделить землю самозахватчикам - земельные участки узаконят.
По словам заместителя председателя «Совета министров» Республики Крым Николая Янаки, на сегодняшний день уже поступило более 1 тыс. заявлений от граждан, желающих дооформить свое право на собственность, которое было «заморожено» при переходе Крыма в состав России. Но ведь это очень мало, как получить землю остальным нуждающимся?
Вы говорите уже о другой категории лиц. Вы говорите о людях, которые уже получили первое решение (по запросу о праве собственности на землю). Если прокуратура не выскажется против, эти люди смогут спокойно дооформить свои участки. Вместе с тем, многие решения, на которые даже государственные акты есть, на сегодняшний день отменяются. Это госакты, которые были выданы при Украине. А отменяют их в виду того, что приняты они были якобы с нарушением закона. Но мы ведь говорим о тех людях, которые вообще ничего не имели.
Эти люди иногда имели постройки, в которых жили. Как им легализовать все это, какие возможности для этого есть?
Да не было у них жилья, крыши над головой у них не было. Ну, представьте, человек взял участок, захватил, поставил на нем 4 камня и живет в это время в другом месте. То есть платят каким-то моджахедам, что они поле охраняют. Разве это жилье?
Есть ли конфликтные ситуации, обращаются ли к вам за помощью крымские татары?
Реально пойти в администрацию и стать в очередь (на право получения земли) пока нет возможности. Власти не принимают заявления. Ведется какая-то очередь в Совмине, неизвестно какая. Все не совсем все так прозрачно, как бы хотелось. В этом случае я вообще не могу сказать, кому они землю дадут, а кому не дадут.
Те, кто начинал оформлять землю, делали это по украинским законам. Как сегодня завершить процесс?
Был принят закон, в котором было сказано, что если в отношении человека в Крыму было принято первое решение (положительное решение о правособственности на землю), то тебе (вторым решением) спокойно дадут возможность оформить, ты получишь в чистом поле свою землю. То есть те, кто начал легализовываться в Украине, спокойно смогут дооформить начатое. Не в этом проблема. Проблема в том, кто вообще документов не имеет, тут ситуация не однозначная. Среди крымских татар таких людей большинство.
Некоторые участники так называемых «полян протеста» вместе с представителями общественной организации «Себат» написали обращение к депутатам «Госсовета Крыма» по этому поводу. Кто может помочь крымским татарам в решении вопроса земельной собственности, какие правовые способы помощи существуют?
У «Себата», в частности, одна просьба. Мол, мы вот стояли, отстаивали свои права, помогите нам достоять. То есть мы захватили земли в нарушение законов Украины, а теперь вступили в Российскую Федерацию, оформите нам все это, если простыми словами сказать. Я вообще крайне отрицательно отношусь к самозахватам. Какие бы интересы они (люди, захватывающие землю) не преследовали, это нарушение закона и точка. Нужно было в Украине бороться. Украина на это глаза закрывала, каждый чиновник пользовался этой ситуацией. Понимаете, чиновники в Крыму остались ведь те же самые. Поэтому все эти письма, обращения никакого эффекта иметь не будут.
Если все угрозы о возвращении земель до конца недели лишь разговоры, можно ли говорить, что актуализация этой темы сейчас - это попытка вынудить крымских татар продолжали платить «за охрану» земли, как было и раньше?
Я же говорю, чиновники ведь старые остались. Я привык оперировать фактами. Я говорю о тех местах, по которым есть решения еще украинских судов, которые в РФ легитимны. Если они (власти Крыма) и вот эти решения не могут выполнить, о каком недельном сроке мы вообще говорим? А говорить о том, кто хочет на этом заработать… У нас теперь есть для этого ФСБ, полиция, пусть они занимаются, это их работа.
Что же тогда будет, когда через неделю закончится ультиматум Аксенова?

Да ничего не будет. Покажут какие-то картинки с каких-то неизвестных мест. На мой взгляд, информацию в этих сообщениях извратят. Скажут и покажут, что вот, мол, где-то что-то убрали. Поэтому я и говорю, что для меня показатель – это Балаклавская улица в Симферополе, Чистенькое, Мирное, совхоз «Красное». Если эти места будут убираться, то я скажу да, порядок наводится. Если нет, то все это показуха и очковтирательство.
Коментарі — 0