Хорошо, но было. Хорошо, но почему не сейчас?

Хорошо, но было. Хорошо, но почему не сейчас?

«Газета...» представляет экспресс-анализ предложений, прозвучавших в обращении к народу президента Януковича

Надо отдать должное авторам программы – дорожная карта трансформации Украины выписана добротно, с ориентацией на местности и профессионально. Дело за малым – ее реализацией. Потому что одно радует – другое настораживает: что-то очень правильное декларируется разными украинскими правительствами уже «надцатый» раз и год, и это вызывает предчувствие очередного «хотели, как лучше, а вышло, как всегда», что-то очевидно первоочередное без объяснения подозрительно оттягивается на 11-й, 12-й, 14-й год. «Газета...» представляет экспресс-анализ предложений, прозвучавших в обращении к народу президента Януковича.

1. Стабилизация государственного бюджета

– Среднесрочным планированием и целевым программированием бюджета фискальной каши не испортишь, но и не сваришь. Эти новшества апробировались у нас и раньше, но доказали свою несовместимость с украинскими реалиями, когда каждое новое правительство предает анафеме бюджетные показатели своих предшественников – какое уж там среднесрочное планирование....

– Обязательное обнародование статистических показателей бюджета, включая балансы госкорпораций? Отлично. Что мешает «регионалам» уже завтра размещать на интернет-страницах Госказначейства и Минфинансов, ведь все отчеты у них под руками, и достаточно отмашки сверху, чтобы они стали достоянием общественности.

– Усиление контроля Минфина над органами, которые занимаются сбором платежей? А почему бы не поставить куда более амбициозную цель – почему бы полностью не переподчинить налоговую и таможню Министерству финансов?

– Создать Фонд будущих поколений, в который будут поступать сверхплановые доходы и средства от приватизации? Отлично, если даже не войдем в двадцатку ведущих экономик мира, но хоть частично переймем норвежский опыт – Норвегия прославилась тем, что все доходы от продажи нефти направляет исключительно в специально созданный для этой цели фонд, а позволяет себе расходовать только проценты, набежавшие на инвестиции. Но где гарантии в Украине, что очередное ворвавшееся во власть правительство-транжира не пустит по ветру все накопленное Фондом?

2. Реформа налоговой системы

– Налог на недвижимость – рекордсмен по проваленным законопроектам. Их было рассмотрено и утилизировано, начиная с 1994 года, добрых две дюжины. Поэтому если на этот раз коалиция и собственники многогектарных загородных имений и дворцов обложат сами себя налогом, то это будет сигнал, что налоговая реформа может сдвинуться с места.

– Если и будет повышаться налоговый пресс, так только за счет введения ныне модного в мире «carbon tax» – экологического налога, взимаемого по принципу: «кто больше загрязняет, тот больше и платит». Поскольку в качестве налогоплательщиков такого сбора вырисовываются прежде всего промышленный восток и спонсоры Партии регионов, то будет забавно понаблюдать, как этот налог будет приниматься Верховной Радой.

– Изменение существующих договоров об избежании двойного налогообложения? Что мешает большинству в Раде еще до конца этой сессии денонсировать еще советский договор об избежании двойного налогообложения с Кипром? Мешает сущий пустяк – наличие у многих, и коалициантов, и оппозиционеров, офф-шоров на этом самом Кипре.

– Сокращение списка льгот на НДС? А почему столь расплывчато? Как бы это не вылилось в очередную попытку убрать льготы по НДС на медикаменты (памперсы), книги, печатные периодические издания. Ибо, декларируя отказ от льгот, правительство тут же их вводит – «Нафтогаз», если будет подписан законопроект 6337, уже будет избавлен от необходимости уплачивать НДС за импортный газ на таможне.

– Применять непрямые методы оценивания соответствия налоговых обязательств реальному доходу? Как бы только карающая длань налоговой при этом не опустилась на оппонентов режима, миновав при этом его поддерживающих и симпатизирующих. Налоги в полном размере не платят и первые, и вторые.

3. Развитие финансового сектора

– Обеспечить полноценное функционирование агентства кредитных историй? И как уберечься при этом, чтобы эти данные не продавались, образно говоря, на Петровке?

– До- и рекапитализация банков? Доколе можно докапитализировать, все увеличивая и увеличивая госдолг? Может ли разворачивающаяся на наших глазах докапитализация «Надр» служить примером прозрачности и обоснованности этого процесса?

4. Реформирование местных бюджетов

Здесь регионалы должны сказать «спасибо» Тимошенко – девять десятых идей на тему межбюджетных отношений одолжены из «ее» нового Бюджетного Кодекса, который нынешняя власть, пребывая в оппозиции, клеймила на чем свет стоит. Отвергнутая одна десятая – это навязчивая идея замкнуть все села на Минфине, минуя районы.

Но могут ли все намеченные меры (тот же налог на недвижимость, закрепление за местными бюджетами части налога на прибыль и т.д.) реанимировать местные бюджеты, если многие из них исторически лишены надежной налоговой базы (работал в райцентре один молокозавод, да и тот приказал долго жить). Не следовало бы предварить реформу бюджетных отношений административно-территориальной системы, чтобы укрупнить местные единицы и консолидировать их доходную базу?

5. Реформа медицинского обслуживания

Украинская реформа по-своему амбициозна, и работы непочатый край. Но она и не начнется толком, пока коалицианты-коммунисты, поправляющие здоровье в Феофании, будут упорствовать на том, что вроде бы система здравоохранения у нас бесплатная. Реформа стартует только тогда, когда они признают: бесплатная медицина у нас только для власть предержащих, для прочих она – или недоступна или втридорога. И медстрахование, которое подается программой в качестве панацеи, – отнюдь не панацея. Прежде чем страховые компании начнут работать как часы, оплачивая счета, минует не одно десятилетие.

6. Реформа пенсионного обеспечения

Пенсии в Украине – как прорвавшая скважина Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе. Если ее не закрыть – погребет под собой весь бюджет. Поэтому пенсионная реформа в исполнении команды Януковича – самая трудная задача и самая неблагодарная роль. Ведь средства применяются болезненные, а целительный эффект от них наступит даже не послезавтра. Спрашивается – зачем предпринимать эти меры, если это может аукнуться уже на следующих выборах.

– «Обуздание» максимальных пенсий – это для отвода глаз, и едва ли не единственная пенсионная мера, которая пройдет на «ура» для публики. В макроэкономическом плане – это как укус комара. И даже выравнивание пенсионного возраста поможет лишь в среднесрочной перспективе.

– Воссоздать баланс Пенсионного Фонда будет крайне трудно без изменения правил игры и для нынешних пенсионеров, прежде всего, тех, кто продолжает работать. Поэтому следует ждать – если намерения реформаторов серьезны – ужесточения правил перерасчета пенсий и уменьшения (в крайнем случае – замораживания) коэффициента трудового стажа. Поэтому обязательство запустить вскоре второй уровень пенсионной системы смотрится неправдоподобным – очень уж дорого. Ведь мы, ныне работающие, будем все меньше отчислять в общий котел, а вместо этого откладывать себе на персонифицированные счета – с последующим инвестированием, чтобы деньги и не лежали мертвым грузом, и не расходовались на выплаты нынешним пенсионерам. Посему провести такую реформу правительство сможет только при условии внешнего финансового содействия. Денег же не дадут, если обещания не будут подкреплены номерами принятых и работающих законов.

7. Реформа нефтегазового сектора

– Все реформы в этой области сходятся в единой болевой точке – ликвидации ценового субсидирования для всех категорий потребителей. Для нас это будет означать то, на что не решилось еще ни одно правительство в Украине, – взыскивать с потребителей-избирателей реальную стоимость газа и завязанных на нем коммунальных услуг.

Но не беспокойтесь за свои коммунальные счета – когда во Дворце «Украина» состоится торжественное заседание, посвященное 100 дням Программы экономических реформ (при этом протестующих «Беркут» будет встречать уже на «Лыбедской» и на «Дворце спорта»), правительство найдет тысяча первое объяснение, почему тарифы в нынешних условиях повышать все же нельзя.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: