Какие обязательства перед украинской армией брали на себя менеджеры Порошенко и что из этого получилось
Чиновники любят работать на свой рейтинг, давая громкие обещания, которые потом, как правило, не выполняют. Работает этот метод весьма успешно – из-за большого потока информации заявления представителей власти быстро забываются. И уже спустя месяц-другой никто не помнит, что там обещали представители власти.
Активно этим приемом пользуется и государственный холдинг, объединяющий предприятия оборонно-промышленного комплекса, - «Укроборонпром». Сфера деятельности госкомпании к этому располагает – во время войны обещания обеспечить армию новейшей техникой и вооружением звучат особенно обнадеживающе. К тому же у руководства монополии есть и политические мотивы – глава компании Роман Романов, по сути, активно работает на имидж президента Петра Порошенко.
Романов – один из ставленников главы государства в оборонном комплексе Украины. Главный военный промышленник страны принимал активное участие в избрании Порошенко: во время президентской кампании чиновник работал руководителем избирательного штаба Петра Алексеевича в Херсонской области. Позже президент отблагодарил Романова, назначив его генеральным директором «Укроборонпрома». С тех пор хозяин Банковой не раз «светился» на передаче госкомпанией техники Вооруженным силам Украины.
Кстати, еще один ставленник Порошенко, который курирует оборонку, – заместитель секретаря СНБО Олег Гладовский, ранее носил фамилию Свинарчук и возглавлял близкую к президенту автомобилестроительную корпорацию «Богдан».
«Главком» проанализировал заявления, сделанные «Укроборонпромом» за последние полтора года. И нашел такие, которые остались «пустым звуком». Во всяком случае, пока. Сразу отметим, что возможность «Укроборонпрому» разъяснить ситуацию по каждому из нижеописанных случаев была, «Главком» отправил запрос в пресс-службу госкомпании. Но ответа менеджеры государственного холдинга так и не сформулировали.
-- Долгая дорога «Дозор-Б»
Более «распиаринной» бронетехники, чем «Дозор-Б», в Украине, наверное, нет. Детище Конструкторского бюро им. Морозова побывало на всевозможных выставках военной техники. В конце января 2015-го броневик успел протестировать даже Петр Порошенко.
Все, казалось бы, шло гладко. И 26 февраля прошлого года на своем официальном сайте «Укроборонпром» сообщил: «Поставка высокотехнологических бронемашин Дозор-Б украинским военным начнется в марте 2015 года».
Но наступил март, а украинская армия так и не получила ни одного «Дозора». Первую машину военные увидели в апреле. Однако речь еще не шла о серийных поставках – «Укроборонпром» передал экспериментальный образец для проведения испытаний.
Тесты на полигоне показали, что машина требует серьезных доработок. На одном из испытаний тестовый экземпляр просто утонул. Устранить все неисправности удалось только к концу года. И лишь 4 декабря Министерству обороны было рекомендовано принять «Дозор-Б» на вооружение.
Когда армия получит первую партию доработанного «Дозора», неизвестно. «Укроборонпром» сроки не уточняет. Все, что можно сказать сегодня – украинский бронеавтомобиль по-прежнему существует лишь в единственном экземпляре.
-- Никак не освоим каски?
В конце 2014 года, то есть более года назад, многие украинские СМИ сообщали о том, что Украина создаст совместное с поляками предприятие, которое будет выпускать каски и бронежилеты. Новость действительно была важной – на Донбассе шли тяжелые бои, а средств индивидуальной защиты катастрофически не хватало. Волонтерам приходилось везти старую натовскую экипировку из Европы, что не всегда было законно.
Первоисточником новости о польско-украинском СП стало сообщение «Укроборонпрома». Госкомпания хвасталась, что подписала меморандум с Lubawa S.A., которая находится в небольшом польском городке Острув-Велькопольский и специализируется на производстве товаров для армии, в том числе и средств личной защиты.
В сообщении «Укробронпрома» говорилось, что «2015 год стороны определили ключевым для развития отношений». Поляки же были более конкретны. В комментарии украинской прессе председатель правления Lubawa Марчин Кубица сообщил: «Мы планируем запустить производство в 2015 году, сразу же после того, как наш партнер определится с ассортиментом товаров, которые будет выпускать совместное предприятие».
Но 2015 год уже прошел, а совместного предприятия так и нет. Хотя, судя по новостям на сайте «Укробронпрома», от идеи СП еще не отказались. В сентябре прошлого года госкомпания сообщила, что в проект планируется инвестировать 1 млн евро. Однако, опять же, в сообщении не шла речь о каких-то конкретных сроках. Хотя отмечалось, что предприятие будет производить ежегодно 40 000 бронежилетов и касок и 5 000 камуфляжей для военной техники. То есть хотя бы с ассортиментом украинская сторона уже определилась.
Почему проект совместного предприятия продвигается так медленно, непонятно. Производство бронежилетов, касок и камуфляжной сетки не требует каких-то особых технических навыков. О чем свидетельствует опыт украинских волонтеров. С началом войны некоторые активисты сумели в первые же месяцы организовать выпуск бронежилетов, закупая «обрезки» бронированной стали на бронетанковых заводах.
-- Армия ждет французские вертолеты
В конце апреля прошлого года на сайте «Укроборонпрома» появилась новость с громким заголовком: «Франция будет поставлять в Украину системы радиосвязи и вертолеты». Что касается радиосвязи, речь шла о контракте с французской компанией Thales Communication & Security S.A.S. Была ли передана спецтехника в ВСУ, мы не знаем. Но учитывая, что передача подобного оборудования далеко не всегда афишируется, можно надеяться, что украинская армия его таки получила.
А вот поставки вертолетов, если бы они были, не могли остаться незамеченными. Тем более, когда речь идет о такой компании, как Airbus Helicopters, которая, по заявлению чиновников, должна поставлять в Украину винтокрылые машины Airbus H125.
Но никаких новостей по этому поводу ни на сайте госкомпании, ни в СМИ не было. Хотя, если разобраться, это вполне логично. Ведь чтобы начать поставки, нужно подписать контракт. В сообщении же «Укроборонпрома» речь идет о меморандуме, который, как известно, ни к чему никого не обязывает. Подобные документы ГП «Антонов» подписывает практически на каждом авиашоу, что еще не приносило компании «твердых контрактов».
Судя по всему, с апреля прошлого года «Укроборонпрому» так и не удалось подписать контракт с Airbus Helicopters. А значит, украинская армия может ждать французские вертолеты еще очень долго.
-- Арабы так и не помогли
В начале 2015 года в Абу-Даби прошла одна из самых популярных во всем мире выставок военной техники и вооружения - IDEX-2015. На мероприятии успели «попиариться» многие представители украинской власти – от народных депутатов, таких как Антон Геращенко, до президента страны.
Не обошел стороной такую возможность и «Укроборонпром», который принимал участие в выставке. «Объединенные Арабские Эмираты помогут усилить обороноспособность украинской армии», - так подытожила результаты своего визита в Абу-Даби украинская компания.
С момента выставки прошло уже около года. Но никакой помощи от ОАЭ в усилении своей обороноспособности украинская армия так и не почувствовала. На сегодня нет данных ни об одном совместном украино-арабском проекте в оборонно-промышленном комплексе. Хотя Эмиратам действительно есть чем помочь. Как вариант, они могли бы наладить поставки или сборку в Украине своих бронеавтомобилей NIMR.
Армии же пришлось довольствоваться старыми американскими «Хаммерами», большинство из которых даже не бронированы.
-- «Просроченные» беспилотники
В сентябре прошлого года замглавы «Укроборонпром» Сергей Пинькас заверил журналистов, что до конца 2015-го армия получит первые беспилотники отечественного производства.
«На «Меридиане» сформирован специальный участок, где собираются беспилотники. Мы используем разработки Киевской политехники. Это изделие заказано уже Министерством обороны, и в конце ноября мы предоставим опытные образцы, которые можно будет использовать в Вооруженных силах», – уверял Пинькас в начале осени.
Но судя по недавним сообщением «Укроборонпрома», первый опытный образец отечественного беспилотного комплекса ВСУ получили только в этом году. Поставки же серийных летательных аппаратов только планируется. И их реальные сроки еще неизвестны.
-- Задержки с ремонтом
Есть основания предполагать, что проблемы есть и с соблюдением сроков ремонта военной техники. В середине прошлого года в СМИ появился документ – письмо от начальника Генштаба Виктора Муженко к «Укроборонпрому» - в котором утверждалось, что госкомпания не выполняет план по ремонту военной техники. В письме, опубликованном в конце июля 2015 года, говорилось, что «Укроборонпром» не выполнил договоры даже за 2014 год.
В обращении к Роману Романову начальник Генштаба Муженко указывал, что предприятиями госконцерна не отремонтировано 43 единицы боевой техники и вооружений, включая 7 БТР-80, 8 БТР-70, 12 БМП-2 и 6 БМ-21 «Град».
-- Достижения «Укроборонпрома»
Справедливости ради стоит отметить, что были в прошлом году у госкомпании и серьезные достижения. Пожалуй, самое главное из них – полный отказ от сотрудничества с Россией в военной отрасли.
«Мы прекратили поставлять в Россию очень много частей, имеющих отношение к авиации. Это двигатели, авионика, компоненты, связанные с вооружением. Мы не поставляем двигатели для военных кораблей, не поставляем части и агрегаты, необходимые для ракетостроения, даже ни одной гайки. Это очень болезненные потери для российского оборонного комплекса », - отметил на днях замглавы «Укроборонпрома» Юрий Пащенко.
Также госконцерну удалось наладить в Украине производство техники и вооружений, которые до войны в нашей стране не производились. Примером тому могут служить те же беспилотники «Меридиана» - БпАК-МП-1.
Несмотря на срыв всех сроков, достижением можно считать и запуск в серийное производство бронеавтомобилей «Дозор-Б». Эта техника тоже уникальна для Украины. Автомобиль был разработан «с нуля». И ничего подобного ранее украинские оборонные предприятия не выпускали.
Еще одна новинка от «Укроборонпрома» в прошлом году – гибрид танка и боевой машины пехоты – БМП-64. Госкомпания уверяла, что готова к серийному производству «гибрида». Но машину так и начали поставлять в Вооруженные силы – не было заказа от Министерства обороны.
Коментарі — 0