США не готовятся к Третьей мировой войне. И вот почему
Анализ бюджета США на следующий год
1 октября как раз закончился бюджетный год 2022/2023 (в США дата закрытия бюджетирования не декабрь, а начало октября).
Давайте проанализируем бюджетные показатели Америки.
Сумма расходов федерального бюджета составила 6 134 млрд дол или 24% ВВП, если брать уровень валового продукта в 2022 году.
Сумма доходов – 4 439 млрд дол.
Таким образом, дефицит бюджета достиг 1,7 трлн дол. или 6,7% ВВП.
Америка продолжает находиться в матрице «больших дефицитов». Это когда бюджетный разрыв превышает 5% ВВП.
В структуре доходов превалируют налоговые платежи физических лиц. Население по сути в одиночку тянет «бюджетный воз».
Если взять подоходный налог (2,2 трлн дол) и социальные страховые платежи (1,6 трлн дол), получим 85% бюджетных доходов!!!
Теперь понятно, почему американцы так дотошно анализируют расходы своего правительства, в том числе и на помощь другим странам.
Корпоративный налог на прибыль составил менее 10% или 420 млрд дол.
Таможня и акцизы дали лишь по 80 и 76 млрд дол соответственно (в долях – это 1,8% и 1,7%).
Традиционный налог на наследство – лишь 34 млрд (менее 0,01%).
Уменьшить дефицит можно либо с помощью роста доходов (повышения налогов), либо с помощью сокращения расходов. Либо комбинацией этих факторов.
Но как видим, наращивать налоговые платежи некем, а расширять налоговую базу – некуда.
Тем более в следующем, выборном году.
А что с расходами?
Вы, наверное удивитесь, но США – это еще то социальное государство.
Да, цитадель либерализма, свободного рынка и духа предпринимательства, тратит большую часть федерального бюджета на социальные программы.
Я понимаю, что нас учили другому, но реальность вследствие дурмана наших иллюзий не становится от этого менее реальной.
Если взять расходы на социальное обеспечение (1,35 трлн дол), медицину (889 млрд), медицинское страхование лиц старше 65 лет (848 млрд), пособия по безработице (774 млрд дол) и расходы на ветеранов (302 млрд), получим более 67,4% от общих расходов, которые направлены на социальные программы.
С большим отставанием от «социалки» идут расходы на оборону (821 млрд дол).
Это, кстати, лишь 3,2% от ВВП, то есть даже меньше, чем норматив отчисления у нас накануне полномасштабной войны.
Кстати, расходы на оборону – одни из самых «низкорастущих», если сравнивать их с другими тратами федерального бюджета в последние годы.
Интересная деталь – чистые процентные расходы на обслуживание госдолга в США увеличились до рекордных 659 млрд дол, вплотную приблизившись к параметрам оборонного бюджета.
На инфраструктуру, транспорт и стимулы развития экономики потрачено 227 млрд дол.
Сделаем небольшое отступление.
Часто можно услышать, что помощь США Украине занимает небольшой удельный вес в структуре бюджетных расходов Америки и потому не представляет сложности для американской администрации.
Объективно ли подобное утверждение?
И да, и нет.
Если брать в структуре общих расходов, то 60 млрд дол Украине – это менее 0,1%.
Но если сравнить сумму помощи с расходами на образование, инфраструктуру, экономику и транспорт, то соотношение уже не будет выглядеть столь малозначительным.
Кстати, из расходов завершившегося бюджета исключили дотации на списание кредитов, взятых американцами на высшее образование.
Денег в казне не хватает на все программы, задекларированные Байденом.
Из всего перечня расходов, кардинально можно сократить лишь траты на обслуживание госдолга, но для этого необходимо в разы снизить базовую ставку ФРС.
Но возможностей для этого пока нет – инфляция.
Снижение базовой ставки необходимо и для формирования долгосрочных факторов роста экономики.
Один из ключевых драйверов тут – ипотека.
Для развития ипотеки необходимо создать условия, при которых покупка жилья в кредит более выгодна, чем его аренда.
Сейчас ситуация диаметрально противоположная – аренда на 30-40% выгоднее ипотеки, ставки по которой превысили 7,5%.
Запуск ипотеки – один из драйверов роста в экономике и на финансовых рынках.
В то же время, период высокой инфляции открывает для США возможность «сжечь» свой долг в инфляционном костре.
Это реально, когда дефлятор ВВП выше номинального прироста долга – в таком случае, отношение задолженности к валовому продукту снижается.
Но для того, чтобы воспользоваться таким уникальным историческим шансом – необходимо кардинально сократить дефицит бюджета.
Ведь для покрытия бюджетного дефицита придется привлекать новые долги.
В таком случае, если дефицит будет слишком большим, наращивание новых долгов для покрытия дефицита опередит «сжигание» старых долгов в горниле инфляции.
Таким образом, в нынешней парадигме, Америке нужно ежегодно привлекать для покрытия своих внутренних дисбалансов до 2 трлн дол, увеличивая планку долга.
Где брать эти деньги?
ФРС их больше не даст, так как предыдущие волны расширения ликвидности в период финансового кризиса 2008 года и пандемии, сорвали «резьбу» с инфляции.
Вместо политики количественного расширения (QE), ФРС декларирует политику количественного сжатия (QT), когда ликвидность будет сокращаться путем продажи Федрезервом принадлежащих ему облигаций (казначейских и ипотечных).
То есть, ФРС будет конкурировать с Минфином США на рынке трежерис, а не помогать ему.
И ФРС, и Минфину нужно будет продать облигации (раньше Минфин продавал, а ФРС – покупал и все были довольны).
Банки тоже не будут активно вкладываться – они перегружены своими старыми портфелями, которые вследствие падение цен на трежерис принесли миллиардные убытки.
Сейчас облигации активно покупает население, но этот ресурс имеет свой предел. Кроме того, при снижении базовых ставок, интерес «физиков» к трежерис моментально угаснет.
Это сейчас американцам интересны госбумаги с доходностью 5%.
Самая идеальная «сториз» – это привлечь инвестиции в трежерис со стороны других стран, как это было раньше, когда Китай, Саудовская Аравия и РФ суммарно вложились на 2 трлн дол.
Но и Китай, и Саудовская Аравия – сбрасывают американские облигации из своих портфелей, точнее сказать, активно делали это накануне роста базовой ставки ФРС.
Таким образом, для США сейчас ключевая задача – это:
- срочно восстановить функционирование модели неэквивалентного обмена на глобальных рынках для покрытия своих внутренних дисбалансов;
- снизить инфляцию;
- перейти к циклу снижения базовой ставки для восстановления рынка ипотеки и роста фондовых рынков.
Что для этого нужно?
В первую очередь – заглушить в зародыше Революцию Глобального Юга, сформировав цепь новых союзов, прежде всего, на Ближнем Востоке.
США нужна не война за Израиль, а мир для себя и Израиля.
Найти новый модус вивенди с Китаем.
Перезагрузить отношения с Латинской Америкой.
Получить дешевую нефть.
Не допустить снижения долларизации мировой торговли.
Нынешняя ситуация совершенно непохожа на подготовку США ко Второй мировой войне.
Тогда США выкарабкивались из кризиса Великой Депрессии 30-х годов, для которой была характерна... дефляция и безработица.
То есть военный госзаказ для компенсации дефицита совокупного спроса – идеально формировал тренд роста в период войны, обеспечивая и занятость, и выход из дефляционной ловушки.
Плюс, золотой стандарт тогда выравнивал глобальные дисбалансы между ключевыми мировыми игроками.
А что происходит сейчас?
Золотого стандарта давно нет, модель обмена фиатных, необеспеченных денег на материальные ресурсы уже не устраивает Глобальный Юг: основные фиатные резервные валюты на Западе, а основные материальные ресурсы – на Глобальном Юге.
Плюс в США сейчас максимальная занятость и высокая инфляция, а не безработица и дефляция.
Резюмирую.
Если проанализировать бюджет США – там нет даже намека на подготовку к какой-то там Третьей или Четвертой мировой войне.
Все намного прозаичнее, практичнее и рациональнее.
Хотя тут все логично – рациональность всегда выгодно отличала сильные державы от слабых, которые, как правило, действуют иррационально.
Для любителей конспирологии и простых выводов уточню – доллару пока ничего не угрожает...
Коментарі — 0