Три Булгакова, которые вызывают кашу в голове и бурю в стакане воды
В массовом сознании существует не один Булгаков, а сразу три
Facebook-баталии вокруг памятника Булгакову не могли не произойти. И причина здесь не в «гениальности» писателя, а в мифах, которые были созданы вокруг этого писателя. А там, где есть укоренившийся миф, всегда есть и фанаты этого мифа.
Если говорить о массовом сознании, то в нем существует не один Булгаков, а сразу три. Первый, наиболее массовый, – это Булгаков – профессор Преображенский из фильма «Собачье сердце». Второй – гораздо менее мифологизированный – Булгаков из «Мастера и Маргариты». И наконец-то третий Булгаков, наименее известный широкой публике – это русский шовинист из «Белой гвардии». Есть еще четвертый Булгаков – из «Записок врача» или дневников. Но это Булгаков для очень узкой прослойки читающей публики. Но вот в первых трех Булгаковых сплелись в гремучий клубок антисоветчик Преображенский, загадочный и магический мастер и обласканный Сталиным Турбин.
Так случилось, что ласка Сталина постепенно забылась. А с хрущевской оттепелью неожиданно вынырнул новый Булгаков – Мастер. То, что главным читателем этого произведения должен был стать Сталин, также не особо афишировалось, а тот, кто знает, старается стыдливо промолчать.
В 1967 году, когда вышла первая, тогда еще сокращенная версия «Мастера и Маргариты», это стало просто бомбой в тогдашней культурной среде Союза в целом и Киева в частности. И с этого момента у нас начал создаваться с одной стороны топографически-вульгарный, а с другой условно интеллектуальный миф об этом романе. Здесь искали Лысую гору, на Замковой горе придумывались различные локации для кота Бегемота и т.д. Но главное, если ты жил в Союзе в конце 70-х – начале 90-х и не читал этот роман – ты не был частью интеллектуальной тусовки.
В 1988 году вышел фильм «Собачье сердце», который сразу разлетелся на цитаты. И он тогда политически также попал в струю, как глубинная критика совка (чем он и был, на самом деле). Но вернемся к нашим баталиям, где главные сражения в наших пузырях ведутся среди фанатов мифа о Мастере. За что сейчас борются те, кто рвет на себе волосы из-за памятника Булгакову? Они воюют за миф своего детства или юности. Это миф, где основой крутости, причастности к чему-то великому были цитаты из Булгакова и разговоры о Воланде и Пидаиа. Это не хорошо и не плохо. Так сложилась та эпоха.
Без понимания этого процесса просто невозможно понять контрпродуктивность дискуссии с теми, кто считает тех, кто сносит памятник Булгакову, варварами. Спорить с ними – это повторить ошибку Ющенко, который хотел помирить ветеранов УПА и Красной армии. Поэтому не спорьте с ними. Просто нужно снести памятник и спокойно двигаться вперед. Вместе с этими людьми, часть которых мои ровесники, уйдет и этот миф. Вопрос в том, сможем ли мы заменить этот миф мифом о Киеве Подмогильного, мифом о кафе на Костельной, в котором Скменко творил украинский футуризм, или какими-то другими мифами.
Коментарі — 0