Кризис в МИД: Кожара молит о помощи

Кризис в МИД: Кожара молит о помощи

К чему приведет резкое сокращение финансирования дипломатов

Министерство иностранных дел затевает масштабное сокращение расходов. Утром в среду сразу несколько изданий сообщили о бедственном положении дипломатов и о распоряжении министра Леонида Кожары сократить финансирование центрального аппарата МИДа и дипломатических представительств Украины.

Приказано до конца мая запретить все краткосрочные командировки. Кроме того, в посольства отправлены указания дипломатам, которые в рамках плановой ротации должны были вернуться в Украину из долгосрочной командировки в течение 2013 года, сделать это уже до 30 апреля. А дипломатам, которые должны приехать им на смену в посольства и консульства, выехать не ранее 1 декабря 2013 года. Таким образом, во многих представительствах целый год будут огромные кадровые дыры. Заговорили даже о неком коллапсе дипломатической службы.

И не удивительно, ведь общее финансирование украинской дипломатии в 2013 году по сравнению с 2012-м было урезано на 160 миллионов гривен – с 1,261 миллиарда гривен до 1,106 миллионов. Причем средства на функционирование диппредставительств Украины урезаны на 95 миллионов – 14%. Согласно внутреннему разъяснению МИД, расходы на аренду помещений обеспечены на уровне 54%, оплату связи, транспорта и прочего – всего 20%.

К слову, в кризисном 2009 году бюджет МИДа составил 950 миллионов – за три года «покращення» незначительное.

Циркуляр о радикальной экономии в МИДе был выдан Кожарой еще 5 марта, но информация о нем попала в прессу лишь сейчас. Да и в министерстве практически сразу поспешили подтвердить «просочившуюся» информацию. При этом чиновники заверили, что увольнений не будет, а Азаров обещал внести поправки к бюджету.

Похоже, что информационная волна о бедственном финансовом положении дипломатов была инициирована самим Министерством иностранных дел или его отдельными представителями. Там хотят надавить на руководство страны, чтобы те выделили дополнительные средства или министр пересмотрел последнее решение. Ведь бюджет на 2013 год действительно вынуждает дипломатов на сокращение всех программ. А причина тому – само руководство министерства и кадровые привычки Виктора Януковича.

Бюджет на 2013 год принимался, когда Константин Грищенко знал, что в ближайшее время его отправят в отставку, а Леонид Кожара даже не догадывался, что возглавит МИД. Потому лоббировать необходимое финансирование было попросту некому. Вот и результат «обдуманной» кадровой политики Президента.

Известные эксперты и дипломаты рассказали «Главкому», стоит ли ожидать коллапса работы МИД, и каковы реальные причины украинского дипломатического кризиса?

-- В 2010 году штат МИД начали «резать по живому»

{1-}

Валерий Чалый, заместитель директора Центра Разумкова, экс-зам главы МИД

Финансирование МИД и дипломатии никогда не было приоритетным. Сейчас ситуация обострилась еще больше. Дело в том, что когда принимался бюджет на 2013 год, не было нормальных действий, чтобы обеспечить финансирование МИД. Если вы помните, экс-министр Константин Грищенко отходил от дел, а имя нового министра еще не было известно. В этой паузе и принималось решение, повлекшее негативные последствия.

Чтобы исправить ситуацию с финансированием дипломатии, нужна четкая работа МИД с Минфином, Кабмином и парламентом. Но комитет по иностранным делам вообще ничего не делает в этом направлении. Не слышал, чтобы новый глава комитета Виталий Калюжный хотя бы прокомментировал ситуацию. Он никогда раньше не занимался международными делами, и сейчас я не вижу его работы в поддержку дипломатической службы.

Кроме того, даже во время недавнего рассмотрения в бюджетном комитете вопроса перераспределения бюджетных ресурсов, учли какие угодно интересы, но только не поддержки евроинтеграции и, соответственно, дипломатии. Напомню вам, что перед выборами за бюджетный миллиард гривен купили оборудование для одноразового видеонаблюдения на участках. Это почти годовой бюджет МИД, это же вопиющий факт! Кстати, где камеры? Может, стоит дипломатам выдать эти камеры натурой, пусть продают и обеспечиваю работу диппредставительств. Это ирония, но ситуация доходит до крайностей.

Честно говоря, преждевременное возвращение дипломатов в Украину и затягивание отправки новых, к сожалению, практиковалось и в прошлом году. Более того, в 2010 году штат МИД начали «резать по живому». Раньше сокращения проходили только по незаполненным штатным позициям, но в 2010 году впервые в истории дипломатического ведомства начались сокращения дипломатов, которые еще могли бы работать и давать результат.

И эта тенденция продолжается: фискальные ведомства разрастаются, а те, кто работают на имидж страны, привлекают инвестиции – их сокращают. Воспитать профессионального дипломата не так просто – это не один год.

Уверен, что никакого коллапса в МИД не будет. Все-таки украинские представительства за рубежом смогут продолжить работу. С другой стороны, наши представительства исполняют задания, не присущи дипломатическому статусу. Центр принятия внешнеполитических решений переходит в Администрацию Президента, потому и серьезная работа МИД может быть не затребована.

-- Дипломаты могут вытерпеть все

{2-}

Владимир Огрызко, министр иностранных дел в 2008-2009 годах:

Я не знаю достоверных подробностей того, как резко МИД сокращает финансирование представительств и проводит массовый преждевременный отзыв дипломатов из-за рубежа. Но это очень сложная технологическая операция, требующая серьезной организационной подготовки. Кстати говоря, такое возвращение дипломатов требует значительных расходов – одномоментно вернуть много людей в Украину будет очень обременительным в финансовом плане.

Честно говоря, бюджет МИДа с 2009 года хоть немного, но вырос. Дипломаты же не могут требовать к себе какого-то особого отношения. Почти миллиардный бюджет 2009 года был оптимальный, он не позволял жировать, но, как минимум, держались на плаву. Также и в 2013-м.

Экономический кризис 2008 года ударил по дипломатической службе, мы тогда полностью свернули программу международного имиджа Украина. Это были незначительные суммы, но их срезали. Но это не касалось зарплат и деятельности наших иностранных учреждений. Расходы на текущую деятельность оставались прежними, был незначительный рост с поправкой на инфляцию.

На самом деле, дипломаты могут вытерпеть все. Но, если представить радикальное сокращение, то это усложнит исполнение функций украинской дипломатии. Все будет зависеть от глубины сокращений и длительности срока, во время которого наших отозванных дипломатов не заменят на новых.

-- Дипломаты хотят обратить внимание на катастрофичность решения

{3-}

Сергей Солодкий, первый заместитель директора Института мировой политики

Проблема урезания бюджета для внешнеполитического ведомства не нова. Украинские дипломаты давно жалуются на отсутствие денег на все – и на транспорт, и на связь, не говорю о проведении приемов, публичных мероприятий…

Даже для встречи в аэропортах официальных делегаций дипломатам приходится тратить личные средства; обычные телефонные звонки лучше заменять на общение по «Скайпу» или Icq. Вслух о проблеме сокращений заговорили в 2009 году – после пика финансово-экономического кризиса. Украинский МИД пошел сейчас на радикальные меры, явно, не по доброй воле. И то, что информация попала в прессу, говорит о том, что дипломаты хотят обратить внимание на катастрофичность принятого решения. Очевидно, вся проблема в бюджетировании в целом. Вероятно, в украинском правительстве решили, что бюджетные урезания ни коим образом не отобразились на работе дипломатов раньше; не произойдет ничего и на сей раз.

Хотелось бы верить, что в Кабмине вначале изучили реальную ситуацию и пошли на крайнюю меру, испробовав все возможности. Вероятно, и, в самом деле, далеко не все дипломатические представительства эффективны; возможно, некоторые посольства раздуты.

Но с последним как раз мне не приходилось встречаться – дипломаты постоянно жалуются на дефицит персонала; на то, что одному человеку приходится выполнять работу за нескольких дипломатов сразу. Это уже само по себе подводило к коллапсу внешнюю политику. Дипломатия требует высокой квалификации. Но захочет ли студент-международник идти на работу в МИД, если у него будет более красочная перспектива устроиться в международную компанию? Будут ли дальше лучшие дипломаты оставаться в рядах министерства, если их попытаются переманить частные компании? Несколько известных дипломатов уже давно перешли в бизнес. Кто в такой ситуации останется работать на национальный интерес страны?

-- Министр Кожара и глава комитета по иностранным делам Калюжный - близкие друзья

{4-}

Владимир Арьев, народный депутат Украины, член парламентского комитета по международным делам:

Честно говоря, комитет по иностранным делам работает наименее эффективно в парламенте. Не знаю, обращался ли глава МИД к главе комитета по поводу решения проблемы финансирования, но могу сказать, что министр Леонид Кожара и глава комитета по иностранным делам, регионал Виталий Калюжный - близкие друзья. Но вопрос на комитет так и не выносился, может, рассмотрим завтра, но еще даже повестки дня нет.

Никакой информации о финансовом состоянии МИД в комитете нет. Будем требовать предоставить полный финансовый отчет.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів