Новая власть смело шагает по тем «граблям», наступать на которые не решились даже при Януковиче
Новая власть смело шагает по тем «граблям», наступать на которые не решались даже Янукович и компания. Вслед за масштабным повышением тарифов ЖКХ, правительство Яценюка замахнулось на «священную корову» – НАК «Нафтогаз Украины», включая газотранспортную систему (ГТС) и другие весьма лакомые куски. Под разговоры о крайней необходимости внедрения так называемого Третьего энергопакета ЕС, НАК планируется разделить по видам деятельности, хотя фактически он и так давно разделен. Особое беспокойство вызывают, мягко говоря, неадекватные прожекты по разделению ГТС на магистрально-трубопроводную часть и хранилища. Кстати, международное рейтинговое агентство Fitch такие намерения раскритиковало.
Дальнейшие планы представляются еще более мутными. С одной стороны, звучат обещания сохранить разделенные осколки «Нафтогаза» в государственной собственности. Но с другой стороны, по данным издания «Зеркало недели. Украина» (№ 20 от 7 июня 2014 года), «нестратегические» объекты будут приватизированы, причем непонятно, кто и по каким критериям будет их определять. Более того, все отчетливее звучат намерения приватизировать отечественную добычу газа, в результате чего страна и граждане лишатся источника относительно дешевого топлива, а государство утратит рычаги влияния на газовый рынок и возможность проводить активную политику в жилищно-коммунальной сфере, что будет иметь непредсказуемые социальные последствия. Транспортировку нефти, нефтедобычу и переработку нефти отечественной добычи также планируется приватизировать, а фактически отдать тому олигарху, который при попустительстве чиновников де-факто заправляет этими пока еще государственными отраслями уже давно.
В этих прожектах просматривается, так сказать, «три в одном» – глупость, коррупция и даже государственная измена. «Возня» вокруг «Нафтогаза» особо предательски выглядит сейчас, когда к необъявленной военной агрессии Россия добавила свою «любимую забаву» в виде газовой войны с перекрытием вентиля, и в этих условиях необходима, наоборот, концентрация всех базовых сил и средств, включая энергетику, в руках государства, как того требуют законы военного времени. Если «слить» Нафтогаз», отечественную добычу газа и нефти, страна утратит важнейший элемент независимости.
Не так давно, когда Яценюк, Турчинов и вся бывшая объединенная оппозиция находились, пардон за тавтологию, в оппозиции, они гневно и абсолютно справедливо клеймили позором правивший тогда режим Януковича за попытки разделить «Нафтогаз» с целью последующего дерибана Семьей и другими олигархами. Причем правительство Януковича-Азарова свои действия оправдывало тем же, чем теперь оправдывают в Кабмине Яценюка, – необходимостью имплементации Третьего энергопакета Евросоюза.
При Януковиче дерибан «Нафтогаза» удалось предотвратить. И дело не только в действиях оппозиции. На страже народной собственности пока еще стоит закон, согласно которому «Нафтогаз» и его структурные подразделения внесены в перечень объектов, которые запрещено приватизировать или совершать с ними организационные манипуляции. Для продажи или изменения организационно-правового статуса хотя бы незначительного объекта, находящегося на балансе «Нафтогаза» и его дочерних предприятий, необходимо, чтобы парламент внес изменения в закон, исключив этот объект из указанного запретительного перечня. При Януковиче подобные поправки к закону были провалены в парламенте. В преддверии выборов прошлый режим не решился продавливать решение.
Как это ни странно, сейчас ситуация хуже. Сколько-нибудь организованная оппозиция, способная поставить заслон, в Раде отсутствует. Плюс фактор войны: под шумок военных действий подобное решение протянуть можно, тем более что в этом заинтересованы весьма небедные персонажи, о чем далее, а в олигархических СМИ раздувается истерия на тему о том, что негоже, дескать, критиковать власть в военное время. Война все спишет? Наконец, в качестве оправдания опять используется, прежде всего, заезженная пластинка о необходимости внедрить нормы Третьего энергетического пакета (ТЭП) ЕС, что Украина обязалась сделать до 1 января 2015 года.
Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что ситуация с ТЭП даже в Европе является весьма противоречивой, с выполнением норм этого документа можно особо не торопиться следует, тем более что в Украине, как это ни парадоксально, они в целом уже реализованы…
-- Пакетированная глупость
Стараниями хорошо оплачиваемых и/или «честно заблуждающихся» спикеров Третий энергопакет в Украине превращен в этакого идола для поклонения. Например, считается, что его внедрение каким-то чудом обеспечит изобилие топлива и снижение его цены, конкурентность и прозрачность рынка. Но европейская практика показывает, что это далеко не так.
Формально ТЭП направлен на либерализацию энергорынка. Для этого предусмотрено разделение добычи или производства, транспортировки, хранения и поставки энергоресурсов – нефти, газа, электроэнергии. Еще одной важнейшей нормой является равный доступ к транспортной инфраструктуре и хранилищам всех заинтересованных субъектов хозяйствования.
Новый глава «Нафтогаза» Андрей Коболев недавно заявил: «Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на формальное разделение на отдельные компании («Укртрансгаз», «Укргаздобыча», «Газ Украины», облгазы), мы не соответствуем этим принципам ни по форме, ни по сути». Но такое мнение, мягко говоря, не соответствует реальности.
Директива 2009/73/ ЕС, известная как ТЭП, вступила в силу 3 сентября 2009 года, но она не является документом прямого действия. На включение его норм в законодательства стран-членов ЕС было отведено 18 месяцев. Реально же ТЭП в полном объеме не внедрен по сей день, хотя срок несколько раз отодвигали.
Рассуждения главы «Нафтогаза» и иных экспертов о неких «священных» нормах ТЭП и вовсе не выдерживают критики. Страны ЕС могут выбирать один из трех вариантов. По первому, самому жесткому варианту, проводится принудительное разделение собственности вертикально интегрированных энергокомпаний, которые должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не имеют права владеть в нем контрольным пакетом. Согласно второму варианту, добывающая компания остается владельцем трубопроводов (намек, прежде всего на «Газпром»), но управление «трубами» осуществляет специальный «независимый оператор». Наконец, третий вариант предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, но их деятельность будет контролировать специальный наблюдательный орган.
По сути, в Украине уже работает третий вариант и ничего особо реформировать не надо. Следует наладить работу, пресечь коррупцию и воровство, найти и расставить по местам честных профессионалов, но это проблема, прежде всего, морально-этическая, и путем организационных манипуляций она не решается. Не хватает только наблюдательного органа, который действительно следует создать и включить в него не только чиновников, но экспертов, представителей профсоюзов и других общественных организаций. Формирование такого органа должно быть полностью публичным, поскольку речь идет о национальном достоянии, каковым, несомненно, являются нефтегазовый комплекс вообще и ГТС в частности, имеющие огромное значение для страны и граждан.
Остается еще проблема свободного допуска с целью увеличения конкуренции. Сама по себе идея неплохая. Но попытка ее внедрения в Украине пока привела к отрицательным последствиям, которые, впрочем, были вполне ожидаемы, если учесть сложившийся в стране олигархический уклад.
В 2012-2013 годах была устранена монополия на импорт газа, вследствие чего из закупленных в 2013 году 25,8 млрд куб. м российского топлива половину поставил «Нафтогаз», а половину корпорация Ostchem, которую связывают с олигархом Фирташем. Кроме того, некоторые объемы были импортированы структурами Фирташа и Курченко по реверсу из Европы. Таким образом, была разрушена монополия «Нафтогаза» на доступ к ГТС, пусть и ограниченного количества участников рынка, то есть формально было выполнено и требование Третьего энергопакета о равном доступе.
Но никакого снижения цены это не принесло. Наоборот, глава «Нафтогаза» Коболев сетует, что приватные компании импортировали газ по цене едва ли не выше, чем у «Нафтогаза», а экономили за счет отсутствия НДС на импорт газа. Поэтому в апреле 2014 года Верховная Рада внесла поправки в законодательство, согласно которым НДС будет взиматься при импорте газа всеми фирмами, кроме «Нафтогаза». К тому же, устранение монополии «Нафтогаза» на импорт топлива еще более подорвало и без того критическое финансовое состояние НАКа, который лишился самой платежеспособной клиентуры лице рентабельных и стабильных промышленных предприятий. Если даже допустить, что в Украине появятся несколько поставщиков газа, то это будут олигархические структуры, а государственная монополия уступит место картельному сговору олигархов, и это не прибавит объемов газа и не снизит его цену.
Внедрение ТЭП является не только украинской проблемой и тормозится отнюдь не только по вине «Газпрома», как это часто пытаются представить. Предшественник Коболева бывший глава «Нафтогаза», Минэнерго и вице-премьер по ТЭК Юрий Бойко подчеркивал: «Третий энергопакет ни у кого не прижился, поскольку нет реального полного разделения практически ни в одной стране, как предусмотрено документом».
Существует несколько причин долговременной пробуксовки с внедрением ТЭП в Европе крупные энергоконцерны ориентированы на получение максимальной прибыли, а не на либерал-буржуазные ценности, да еще в бюрократической редакции Брюсселя. Им не выгодна либерализация газового рынка точно так же, как и «Газпрому».
Но торможению ТЭП есть и вполне разумное оправдание. Налаживание поставок природного газа требует огромных инвестиций в разведку и разработку месторождений, добычу и транспортировку газа, эксплуатацию и техническое обслуживание всей системы от месторождения до конечного потребителя. Такие капиталовложения окупаются в течение десятилетий. Для возврата инвестиций необходима предсказуемость условий ведения бизнеса и стабильный спрос. Причем в этом заинтересованы не только энергокомпании, но и банки-кредиторы, поскольку для подобных инвестиций, как правило, привлекаются масштабные банковские займы. Вертикально-интегрированная компания, которая сама ведет разведку, разрабатывает месторождения, добывает и поставляет газ, заинтересована в максимально возможном наполнении трубы, как минимум, чтобы вернуть инвестиции и займы с выходом на прибыль. Если же трубопроводом будет управлять отчужденный оператор, живущий на проценты по инструкциям Брюсселя, инвестиции могут никогда не вернуться, что, кстати, чревато проблемами для банковской системы. В свою очередь, «скоропостижная» продажа вертикально-интегрированными корпорациями трубопроводов операторам в сжатые сроки под давлением все того же Брюсселя едва ли позволит получить справедливую цену, позволяющую хотя бы вернуть все те же инвестиции, не говоря уже о компенсации упущенной прибыли.
Наконец, лозунги о либерализации газового рынка при явном отсутствии избытка энергоресурса в Европе в обозримом будущем выглядит демагогией. Тем более, если вести речь об Украине, критически зависящей, к сожалению, от России.
Несомненно, есть и реальные положительные моменты действия норм ТЭП. Например, ЕС ограничил прокачку газа в обход Украины по трубопроводу «Северный поток» половиной его пропускной способности, а строительство «Южного потока» блокируется, по крайней мере, пока. Это позволяет Украине сохранять лидирующее положение в транзите российского газа в Европу, получая от этого весомые дивиденды.
Наконец, экономическая целесообразность разделения НАКа является настолько сомнительной, что эту затею уже раскритиковало маститое рейтинговое агентство Fitch. В сообщении агентства корректно, но твердо указано: «Разделение компании обсуждается уже довольно давно, и, несмотря на принятие соответствующего решения правительством, процесс, скорее всего, затянется. А выделение стабильного дохода от транзита из компании, которая займется добычей газа, приведет к созданию двух компаний с более слабыми операционными показателями».
Таким образом, нельзя говорить о том, что ТЭП – это мертворожденная идея брюссельской бюрократии. Но это тот случай, когда «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Реальность оказалась намного более сложной, чем красивая директива, написанная в уютных офисах. Представляется, что с течением времени Евросоюзу придется пересматривать нормы ТЭП. А Украине необходимо руководствоваться, прежде всего, своими интересами и совершенно не нужно торопиться с внедрением ТЭП, который вызывает сомнения в Европе.
-- К вопросу об отделении головы от мозгов
Но даже в рамках ТЭП совершенно непонятны планы правительства о разделении ПАО «Укртрансгаз», являющегося составной частью холдинга НАК «Нафтогаз». Именно «Укртрансгаз» осуществляет транзит российского газа в Европу. В состав предприятия входят собственно трубопроводы и подземные газохранилища (ПГХ). Недавно правительство обнародовало планы по выделению этих двух составных частей в отдельные предприятия. ПАО «Украинская газотранспортная система» будет отвечать за транзит газа по трубопроводам, а ПАО «Подземные хранилища газа Украины» – за хранение газа в тех ПГХ, которые будут признаны стратегически важными. ПГХ, признанные «нестратегическими», будут проданы.
Отметим, что украинские ПГХ являются одними из крупнейших в мире. Всего в Украине насчитывается 13 хранилищ. Их суммарная емкость оценивается в 31 млрд кубов. Специалисты полагают, что при некоторой доработке емкость можно увеличить до 35 и более млрд куб. м.
Указанные планы по разделению вызывают непонимание и крайнее опасение, тем более что Третьим энергопакетом они не предусмотрены. Образно говоря, отделение трубы от хранилищ сродни отделению ног от туловища или головы от мозгов. Накапливая газ летом, ПГХ служат источником дополнительного топлива для транзита в осенне-зимний период. Хранилища особо важны во время пиковых холодов, поскольку помогают сглаживать нехватку топлива в эти периоды. С технической точки зрения, труба и хранилища являются неотъемлемыми частями единого целого, а потому из разделение выглядит глупо. Экономическая и организационно-правовая составляющие это затеи выглядят еще сомнительнее.
Крайне размытым является понятие «стратегического» ПГХ. По некоторым данным, таковыми будут считаться преимущественно хранилища, находящиеся на западных границах страны и предназначенные для реверса. В то же время, ПГХ, находящиеся в Центре и на Востоке могут быть признаны «нестратегическими» и проданы в частные руки. Возникают, как минимум, два замечания.
Во-первых, может быть разрушен единый производственно-технологический цикл. В 1990-х годах мы уже проходили этап раздробления крупных предприятий, когда каждый цех или участок преобразовывался в отдельную «частную лавочку». Окончилось все это полнейшим развалом производства.
Во-вторых, следует вспомнить уроки газовой войны с Россией в январе 2009 года. Тогда, напомним, Россия перекрыла газ, но украинским специалистам удалось запустить ГТС в реверсном режиме таким образом, что топливо из ПГХ на западных границах прокачивалось в обратном направлении, в восточные регионы. В Москве тогда «на уши встали», поскольку построенная в советское время ГТС принципиально не рассчитана на такой режим. И крайне важную роль тогда сыграли именно ПГХ в центре и на востоке, выполнявшие функции источников топлива и промежуточных накопителей. Если эти ПГХ «пойдут по рукам», то при следующей газовой войне будет худо, а Донбасс может и вовсе замерзнуть.
-- Отдадим нефтегазовую отрасль во вражеские руки?..
Складывается впечатление, что заведомо провальная «возня» вокруг ГТС затеяна для отвлечения внимания общества от дерибана более «вкусных» частей холдинга. Ведь «Нафтогаз» – это далеко не только магистральные трубопроводы и хранилища. Кроме ПАО «Укртрансгаз», в НАК «Нафтогаз» входят также ПАО «Укргаздобыча», ДП «Укравтогаз», ГАО «Черноморнефтегаз», ОАО «Укрнафта», ЗАО «Укртатнафта», ПАО «Укртранснефть» и ряд более мелких предприятий.
«Черноморнефтегаз» включает месторождения на шельфах Черного и Азовского морей, скандально знаменитые «вышки Бойко» и местное ПГХ объемом 1 млрд кубов и некоторую другую инфраструктуру. Но вместе с Крымом предприятие аннексировано Россией. Тем самым Украине нанесен огромный экономический ущерб. Правда, на газовый баланс Украины отделение Крыма сказалось скорее положительно: в 2013 году ГАО «Черноморнефтегаз» добыло 1 млрд. 651 млн. куб. м, которые обеспечили только 80% потребностей Крыма, а потому часть газа приходилось поставлять с материка.
Дальше – самое «интересное». Формально государственное ПАО «Укртранснефть» формально входит в холдинг «Нафтогаз» и обеспечивает эксплуатацию нефтепроводов Украины. Но реально оператором магистральных нефтепроводов управляет группа Приват Коломойского.
То же самое можно сказать об ОАО «Укрнафта», а также о ЗАО «Укртатнафта», главным активом которого является Кременчугский нефтеперерабатывающий завод – по сути, единственный работающий НПЗ в Украине, перерабатывающий нефть отечественной добычи. Формально контрольные пакеты акций этих предприятий находятся у государства. Реально же всей нефтяной отраслью страны заправляет все та же группа Приват Коломойского.
Сейчас олигарх и его структуры демонстрируют изрядный патриотизм, в частности, предоставляют топливо для украинских силовых структур, финансируют силовиков и многое другое. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что «Приват» очень выгодно конвертировал свой патриотизм.
Напомним, что структуры, которые связывают с Коломойским, более чем успешно участвуют в тендерах на поставку ресурсов для армии, в том числе горюче-смазочных материалов. По данным «Консалтинговой группы А-95», на проводившемся 27 мая 2014 года аукционе ПАО «Укрнафта» продала 384 тыс. тонн по цене 91 долл./баррель, хотя цена сравнимой по качеству с украинским сырьем нефти Dated Brent составляет 109,6 долл./барр; в результате государственная пока еще «Укрнафта» недосчиталась 660 млн грн, а нефть ушла на контролируемую группой «Приват» «Укртатнафту». Годовые потери от подобных операций эксперты группы А-95 оценивают в 3,3 млрд грн.
А ведь «Укрнафта» – это не только нефть, но и газ. В 2013 году ОАО «Укрнафта» добыла 1 млрд. 903 млн. куб. м природного газа. Нет никакой гарантии, что это топливо попадает, согласно закону в ЖКХ, а не поставляется на предприятия группы «Приват».
Наконец, ПАО «Укргаздобыча» по результатам 2013 года добыла более 15 млрд кубов газа. Это предприятие остается главным элементом хотя бы относительной энергетической независимости страны. К тому же, «Укргаздобыча» выполняет важнейшую социальную функцию, поскольку поставляет голубое топливо для ЖКХ.
И все это власть задумала продать в приватные руки! В частности, планируется выставить на продажу государственный пакет акций «Укрнафты» и стопроцентный государственный пакет «Укргаздобычи». Если это произойдет, то государство окончательно и бесповоротно лишится отечественного нефтегазового комплекса и какого-либо влияния в этой сфере.
Мало того, что это будет полный крах надежд хотя бы на минимальную энергетическую безопасность страны, но это вопрос национальной безопасности вообще. Едва ли стоит говорить о таких «мелочах», как то, что в нынешних условиях государство получит за эти активы копейки.
Кто будет реальным покупателем активов? Прежде всего, это конечно группа «Приват», которую связывают Коломойским. Очевидно, что «Укрнафту», «Укртатнафту», возможно и «Укртранснафту» приберут к рукам они. Группа «Приват» вполне может позариться и на «Укргаздобычу», которой очевидно заинтересуются также и структуры Фирташа. Возможно, два клана договорятся между собой о разделе сфер влияния. Обращает внимание тот факт, что оба олигархических клана располагают энергоемкими промышленными и химическими предприятиями, причем на последних природный газ является даже не топливом, а сырьем для производства, например, минеральных удобрений. К тому же, Фирташ владеет львиной долей облгазов. Лишним будет говорить, что формальными покупателями будут какие-нибудь оффшорные фирмы, то есть «точка прибыли» и, соответственно, налоги будут находиться не в Украине.
Вполне возможен вариант, когда «счастливыми обладателями» украинских нефтегазовых предприятий станут связанные с Кремлем и «Газпромом» российские собственники или даже «Семья» Януковича опять-таки через обезличенные оффшорные фирмы.
Словом, относительно распродажи отечественной нефтегазовой отрасли вообще впору ставить вопрос о государственной измене!
Остается надежда, что затея с дерибаном «Нафтогаза» не пройдет через парламент.
* * *
И напоследок. Украину уже нагло «кинули» с Будапештским меморандумом, в результате чего мы отдали третий в мире ракетно-ядерный потенциал, но так и не получили реальных гарантий суверенитета и территориальной целостности. Россия аннексировала Крым, а теперь подогревает гражданскую войну на Донбассе под невнятное «мычание» так называемых развитых демократов. Поэтому следует крайне скептически относиться к разного рода «международным договорам», вроде Третьего энергопакета, даже если страна взяла на себя по ним какие-то обязательства. Не надо торопиться в их выполнении…
Чтобы окончательно не утратить независимость и суверенитет!
Источник фото: sfw.so
Коментарі — 0