Россия начала диктовать Порошенко условия устами Медведчука
Переговоры на Донбассе, о которых так много говорили, наконец-то, начались. Собственно, у нового Президента, обещавшего прекратить войну, не было иного варианта, кроме как сделать жест доброй воли в виде прекращения огня и попыток начать диалог. Такой сигнал позитивно воспринял Запад, а вице-президент США Джозеф Байден уже оценил действия украинской власти как «правильные и высокопрофессиональные». Более того, начало переговоров символически восприняли в Москве – сегодня Владимир Путин попросил Совет Федерации отменить постановление от 1 марта об использовании российской армии на территории Украины, наверняка расстроив как «ястребов» в своем окружении, так и многих «ополченцев» вроде террориста Стрелка.
Другое дело – очень странный состав переговорной группы в Донецке. Леонид Кучма – как представитель Президента. От ЛНР и ДНР наиболее раскрученным является гражданин России Александр Бородай. Посол России в Украине Михаил Зурабов и представитель главы ОБСЕ Хайди Тальявини. В числе переговорщиков также оказались одиозный Виктор Медведчук со своим верным оруженосцем Нестором Шуфричем, а также находящийся в розыске нардеп Олег Царев, которые представляли непонятно кого.
Youtube: пользователь Донецкая Республика
Наиболее неожиданным стал выбор делегата от украинской стороны – конечно, за годы своего президентства Леонид Кучма научился проявлять чудеса дипломатии, но все равно его персона в новой роли многих удивила. Ожидалось, что Украину на переговорах будет представлять новый глава МИД Павел Климкин, но, вероятно, Киев смутило, что тогда это выглядело бы, будто центральная власть признает существование ДНР и ЛНР, если садится с ними за стол переговоров на таком уровне. Кучма, который не занимает никаких постов в украинской власти, смотрелся более нейтрально.
«Тут нужен был хороший переговорщик-тяжеловес, человек политически и партийно не ангажированный, – говорит политолог Вадим Карасев. – Например, кто-то из числа экс-президентов – но и Кравчук, и Ющенко котируются у лидеров самопровозглашенных республик как националисты, в отличие от Кучмы, с которым они будут разговаривать. А нужно все-таки их втянуть в переговоры и дать им шанс разоружиться, чтобы они сохранили политическое лицо и какие-то политические перспективы. Кучма – кандидатура на данном этапе переговоров наиболее оптимальная».
Но пока что встречу в Донецке сложно назвать переговорами – скорее, это консультации перед консультациями. Причем украинская сторона настаивает, что переговоры идут между Украиной, Россией и ОБСЕ, умалчивая про сепаратистов. Единственная договоренность, которая была достигнута – обоюдное прекращение огня до 10 часов утра 27 июня, во время которого, по словам секретаря СНБО Андрея Парубия, можно будет освободить заложников и частично восстановить инфраструктуру. Символично, что именно в этот день (27 июня) Украина планирует подписать экономическую часть Ассоциации с ЕС, и Петру Порошенко желательно, чтобы произошло это на более-менее позитивном фоне. Ради этого он даже готов встречаться с Виктором Медведчуком, который фактически является посредником между Киевом и Москвой. Правда, у Медведчука (читай – у Путина, который как раз совершает визит в Вену) другая задача – по мнению советника Президента Юрия Луценко, они попытаются за дни перемирия сорвать процесс по подписанию Ассоциации.
Переговоры – это, конечно, сложный процесс. Но главная претензия к президентской команде заключается в том, что эти переговоры идут закрыто, и никто ничего не объясняет слегка опешившим гражданам, которым ранее грозно обещалось, что никаких переговоров с террористами никто вести не будет. Почему Кучма? Какие директивы ему были выданы? Какова роль Медведчука, кого он представлял на этой встрече? Какое влияние на людей с оружием имеют террорист Бородай с Царевым? Если бы эта встреча привела к реальному прекращению огня, то на эти вопросы можно было бы закрыть глаза, но блокпосты украинских военных продолжают обстреливаться, а ночью после «миротворческой» встречи в Донецке был взорван железнодорожный мост в Запорожской области.
Бородай уже сказал, что переговоры с Киевом возможны после выполнения семи требований, высказанных Царевым. Сам находящийся в розыске Царев в комментарии «Главкому» отметил, что было бы смешно, если бы его арестовали прямо на этой встрече, и предположил два варианта дальнейшего развития событий: «Первый – перемирие будет продлено после 27 числа. Второй – действующая власть, используя перемирие, накапливает войска, усиливает, проводит замену и ротацию. И после 27 июня будет еще более усиленный штурм Донецка и Луганска».
На тему состава переговорной группы Царев высказался пространно: «Кучма и Медведчук – для Донбасса это лучше, чем Тягнибок и Махницкий».
Наличие Медведчука на переговорах смутило и политэксперта Андрея Золотарева: «Его присутствие определенно означает лукавство. Поскольку это лицо с неопределенным статусом, которое не представляет ни одну из сторон. Если он выступает в качестве модератора, это все равно выглядит весьма странно и оставляет ощущение, что разыгрывается вариант по легитимизации участия ДНР как стороны конфликта, и увод дискурса в сторону от конфликта Украина – Россия».
Youtube: пользователь Dialog.ua
Вадим Карасев считает, что Медведчук – контактер, у которого есть доступ ко всем сторонам переговоров: «У него есть и доступ к Путину, и контакты с лидерами самопровозглашенных республик. Также есть контакты с украинской элитой и, не исключено, с новой киевской властью. Он нужен был всем для того, чтобы собрать такой формат переговоров. Поскольку вне такого формата любые переговоры бессмысленны. Нужно втягивать в переговорный процесс вменяемое политическое крыло самопровозглашенных республик и начинать регулировать политический процесс. Если не удастся – тогда уже уничтожать. Но нужно дать им шанс».
Очевидно, что Запад уже устал от Украины, Европа не желает окончательно портить отношения с Россией, поэтому там поддержат переговоры Киева хоть с чертом лысым. Показательно, что представительница ОБСЕ после встречи пожала руки и Бородаю, и другим террористам. Россия же не хочет нарываться на третий этап санкций и будет через своих парламентеров диктовать Порошенко условия, при выполнении которых она чуть ослабит «братские объятия». Только очевидно, что эти условия будут не восприняты той частью общества, которая, собственно, свергла предыдущего президента и привела к власти нынешнего. Несмотря на заоблачный результат на выборах, Порошенко подпирает Майдан – не маргинализовавшийся палаточный городок в центре Киева, а явление. И Петру Алексеевичу нужно очень изголиться, чтобы в этой ситуации удовлетворить всех и уловить тот тонкий нюанс, который отличает компромисс от предательства.
Коментарі — 0