Гендиректор ATR Эльзара Ислямова: Аксенов назвал нас «вражеским каналом», которому не место в Крыму
«Дело дошло до того, что ATR, вещающий на русском, украинском и крымскотатарском, обвинили в разжигании межнациональной розни».
1 апреля может прекратить вещание единственный в мире крымскотатарский телеканал ATR. Официальная причина – отказ оккупационных властей в лице Роскомнадзора в регистрации телеканала по российским законам. Руководство телеканала якобы подает регистрационные документы с ошибками. Лидер оккупационных властей Крыма Сергей Аксенов даже заявил, что медиаменеджеры намеренно допускает ошибки в документах, затягивая получение лицензии на вещание. Мол, таким образом, канал сам хочет раздуть конфликт, дискредитируя власти на полуострове. Он также предостерег ATR попыток будоражить умы населения оккупированного полуострова темой возвращения Крыма в состав Украины.
Руководство телеканала все обвинения отрицает, поскольку никто не предоставил ни одного факта, свидетельствовавшего о нарушениях закона. А причиной отказа от регистрации называет политику: телеканал ATR является частным, независимым, а следовательно неугодным властям. На прошедших выходных на Майдане Незалежности в Киеве, в Нью-Йорке, а также в Казахстане прошли акции солидарности с ATR.
ATR является частью холдинга «Атлант СВ», куда также входят информационный веб-портал «15 минут», детский крымскотатарский телеканал Lale, радиостанции «Майдан» и «Лидер». Их судьба после 1-го апреля также неизвестна, как и ATR они могут остаться без права на работу. Собственником холдинга является гражданин России, самый богатый крымскотатарский бизнесмен Ленур Ислямов. 3,5 года назад он начал вкладывать деньги в развития ATR, вывел его на самоокупаемость, и год назад канал даже входил в тройку самых популярных на полуострове. Гендиректор ATR Эльзара Ислямова в интервью «Главкому» рассказала о том, чем канал, согласившийся играть по правилам, навязанным Россией, таки не устраивает оккупантов.
Почему ATR не регистрируют? Ваша версия.
Сложно говорить. У нас могут быть только предположения. Формальные причины известны. Нам возвращают документы уже третий раз, мы подали их в четвертый раз. Причины, наверное, нужно искать в высказываниях представителей власти о нашем телеканале, не раз ими публично озвученные
И какое же у «власти» мнение на этот счет?
Господин Аксенов назвал нас «вражеским каналом», которому не место в Крыму, он также обвинял ATR в том, что телеканал внушает зрителям некую надежду (надежду на возвращение в состав Украины – «Главком»). Дело дошло до того, что ATR – единственный, вещающим сейчас на полуострове на трех языках (русском, украинском и крымскотатарском) - обвинили в «разжигании межнациональной розни».
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека просит Роскомнадзор не допустить прекращения вещания крымскотатарских СМИ. Поможет ли это обращение ATR?
Я очень надеюсь, что поможет. Надеюсь, что восторжествует здравый смысл. Если телеканал закроют, могут быть очень серьезные последствия.
Для кого?
Прежде всего – это моральное состояние целого народа – крымских татар, у которых отбирают телеканал, который они считают свои национальным достоянием. Государство, не обеспечив условия для развития языка и культуры крымских татар, забирает у них то, что создавалось годами самим народом. То, что сделал ATR за последние 3-4 года – а это огромное количество культурологических программ, обучающих родному языку, рассказывающих об уникальной музыкальной культуре, две программы об истории крымских татар – не сделала ни одна государственная структура. Канал сейчас – единственный институт, который удовлетворяет потребность народа в духовной пище, говорит о его присутствии в Крыму, рассказывает о его проблемах. И это просто так отбирают.
Возможны ли протесты, голодовки в защиту телеканала?
Мы не призываем своих зрителей ни к каким протестам и голодовкам – это не функция телеканала. Мы можем только просить людей высказать свое мнение по поводу закрытия канала и делаем это в рамках телемарафона «Не убивайте ATR». Я знаю, что сейчас идет масштабная петиционная кампания – люди, целые общественные организации пишут во все инстанции письма, обращения, подписывают петиции с требованием не лишать их возможности слушать и смотреть на родном языке. Со своей стороны мы также направили письма на имя президента РФ, омбудсмена, главы Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в другие инстанции.
Когда именно у телеканала ATR начались проблемы, которые послужили сигналом к закрытию?
Наверное, в день обысков на телеканале с участием более 30 вооруженных людей (26 января силовики провели 7-часовой обыск на телеканале ATR с целью «изъятия информации, связанной с митингом, прошедшим у стен крымского парламента 26 февраля 2014 года» - «Главком»). Тогда на это отреагировали СМИ, общественные организации, международные институты, встав на нашу защиту. Все они обратили внимание на то, что в цивилизованном обществе такой подход к телеканалу недопустим.
Ранее вы высказывали готовность отказаться от ток-шоу и новостей, лишь бы только сохранить телеканал. Почему вы решили, что именно новости служат препятствием, ведь Роскомнадзор говорил лишь об ошибках в регистрационных документах?
Но мы же понимаем, что на самом деле причина не в «ошибках», якобы допущенных в документах на регистрацию. Причина, я повторяю, уже озвучивалась представителями власти, обвиняющих нас в деструктивной информационной политике. Мы не раз просили предъявить нам какие-нибудь конкретные факты, которые бы доказывали правоту этих обвинений, но так и не дождались этого. И поверьте, если бы мы действительно где-то нарушили действующее законодательство, к нам сразу бы применили самые серьезные меры.
Роскомнадзор все же говорит об ошибках. Можете привести конкретные примеры?
Всю переписку с Роскомнадзором и все предоставленные регистратору документы мы выложили на сайте портала «15 минут». Сначала обвинения касались того, что мы неправильно у нотариуса заверили документы, потом - не на тот счет заплатили госпошлину. Указывалось и на то, что некоторые компании (холдинга «Атлант СВ») имеют названия, созвучные тем компаниям, которые уже работают в медиа-пространстве РФ. Последняя причина отказа – это якобы несоответствие информации об учредителе, которая указана в документах с данными, указанными в госреестре.
В чем состоит ошибка, кто учредитель холдинга «Атлант СВ» и телеканала ATR в частности?
Я не знаю, где они нашли такую ошибку. Мы все проверили, вся информация, указанная в наших документах, соответствует действительности. На 97% собственником является Ислямов Ленур Эдемович. С того времени, как он выкупил ATR, практически ничего не изменилось. Кроме того, что перестал быть собственником части акций Рефат Чубаров (владел 1% акций ATR - «Главком»), так как по российскому законодательству учредителями СМИ не могут быть нерезиденты РФ.
В суд подавать будете?
Мы еще не принимали такого решения, оставляя для себе поле для переговоров с властью.
То есть вам нужно «добро» от местных властей, от Аксенова?
Судя по всему, да.
Смена собственника холдинга помогла бы решить проблему регистрации?
Не могу сказать. Мы для себя такой вариант абсолютно не рассматриваем. Этот канал получил такое развитие, фактически возродился из руин благодаря Ленуру Ислямову.
Какие варианты решения проблемы видит Ислямов?
Сейчас мы просто должны дождаться 1-го апреля. Если у нас до этой даты не будет регистрации, дающей нам законное право на вещание, мы вынуждены будем его прекратить. И тогда начнем думать, что нам делать дальше.
Что будет с сотрудниками телеканала, с офисом, с дорогостоящим оборудованием в случае, если вас все-таки не зарегистрируют?
Сейчас сложно, да и не хочется об этом говорить. Мы до последнего надеемся на лучшее. Что будет с персоналом, оборудованием? Скажу только одно: как бы ни развернулись события, мы должны сохранить нашу команду профессионалов.
Вы рассматривали варианты организации вещания из Украины?
Такие варианты нам предлагают, и не только из Украины. Но они нам не подходят. ATR – крымскотатарский канал. А крымские татары – это Крым. Поэтому мы хотим жить и работать у себя на родине для своего народа.
Почему, ведь первоочередная задача – это не исчезнуть, разве не так?
Потому, что мы должны жить со своим народом на родной земле.
Но ведь есть пример белорусского телеканала «Белсат», который вещает не из Беларуси. Почему не пойти по такому пути?
Каждый для себя выбирает свой вариант действий. Если бы мы хотели последовать примеру «Белсата», мы бы это сделали год назад. Но мы решили остаться со своим народом. Вот и все.
Поддерживают ли вас коллеги не из крымскотатарских СМИ?
Нет, поддержки нет. В лучшем случае – тишина, в худшем – повторяются обвиняющие мантры власти и звучат призывы поменять менеджмент по примеру НТВ, чтобы поменять политику канала.
ATR – убыточный телеканал?
На ноль вы вышли год назад, когда у нас были рекламные бюджеты и мы практически не нуждались в дотациях. Все рейтинги год назад показывали, что из 60 телеканалов, которые вещали в Крыму, ATR были в тройке самых популярных. Наш телеканал – один из немногих региональных, который смог выйти в плюс и получать прибыль. Теперь по-другому, пока российские рекламодатели слабо к нам заходят в это кризисное время. Ну и общая ситуация с каналом, конечно же, влияет.
Год назад вы обращались к телезрителям в том числе за финансовой поддержкой, как это делают «Громадське ТБ» или телеканал «Дождь». Помогли ли вам люди, о какой сумме идет речь?
На самом деле это были разовые акции. Необходимость в них была актуальна всего месяц-полтора. Если честно, в тот момент нам помогал практически каждый наш зритель. К нам приезжали не только бизнесмены, но даже и пожилые люди, которые оставляли у нас свои пенсии. Но это был очень короткий период. Ведь в холдинге есть и другие компании, которые позволяют нам держаться на плаву, есть учредитель, который решает все вопросы.
Коментарі — 0