Избирательное право не получилось

Избирательное право не получилось

«Регионы» перехитрили сами себя

Полгода разрабатывавшийся на Банковой и недавно презентованный широкой общественности проект закона о парламентских выборах в целом соответствует своему предназначению. Он максимально облегчает для власти получение в результате выборов полностью лояльной к ней Верховной Рады.

Однако это – только первое впечатление, которое оставляет по себе размещенный на сайте Минюста документ. Применение на практике целого ряда норм этого законопроекта может как минимум добавить регионалам головной боли. Как максимум – стать источником проблем, решение которых отберет у власти огромное количество нервных клеток и зеленых бумажек…

-- Хотели как Кодекс, а получилось как всегда

Начать хотя бы с того, что проведение парламентских выборов в Украине будет регулироваться не обещанным регионалами Избирательным кодексом, а обычным законом. Казалось бы, мелочь, – а неприятно. Ведь вспомним, как регионалы демонстрировали свою решимость решить все проблемы отечественного избирательного права раз и навсегда – при помощи фундаментального документа, разработанного чуть ли не на века.

«Украине нужно взрослеть. Меня всегда удивляло, что перед выборами политики инициируют изменения в избирательное законодательство, поэтому я буду инициировать в ближайшее время принятие Избирательного кодекса, который бы делал невозможными изменения в закон о выборах», – это Виктор Янукович сказал в преддверии прошлогоднего Дня независимости.

А это – новые веяния в «руководящей и направляющей», озвученные в апреле этого года Михаилом Чечетовым: «Сегодня актуально принятие законопроектов, которые будут регламентировать процедуру проведения выборов как на местном, так и на государственном уровнях. Мнения сводятся к тому, что потребности в Избирательном кодексе сегодня нет. Нужны конкретные законы, регулирующие избирательный процесс».

Разница между законом и кодексом, может, и невелика. Но она красноречиво свидетельствует о том, что и в вопросе разработки избирательного законодательства регионалы недалеко ушли от яростно критикуемых ими «предшественников». Системность подхода к организации выборов, создание не «документа одноразового пользования», а полноценных правил игры, актуальных на протяжении более чем одной кампании – за всем этим, пожалуй, не стоит обращаться к нынешней власти. К следующим выборам – хоть президентским, хоть парламентским, хоть местным – Банковая наработает новый «технический» проект, который на словах будет еще краше, чем нынешний, а наделе – будет максимально отображать поточную конъюнктуру и приближать власть к очередной триумфальной победе в кампании…

-- Несмешная избирательная система

Однако вернемся к нашему законопроекту. Пожалуй, фундаментальным нововведением этого проекта, если его можно так назвать, является возвращение Украины к смешанной избирательной системе, которая уже действовала в нашей стране в ходе парламентских кампаний-1998 и 2002.

Отбросим в сторону мантры о необходимости привязать депутатов к территориям и конкретным избирателям, которыми уже не первый месяц потчуют нас регионалы. Посмотрим правде в глаза: смешанная система заинтересовала власть исключительно постольку, поскольку действующая ныне «пропорционалка» практически не дает им шансов сформировать собственное большинство в Раде нового созыва. Смешанная, благодаря своей мажоритарной компоненте, делает такую возможность куда более реальной.

Вообще-то регионалы не имеют ничего против и чистой «мажоритарки», и об этом Виктор Янукович недвусмысленно заявил во время во время общения с народом на годовщину своего правления. Но возврат к системе, при которой победители в округах расписывались на всем известном диване на Банковой, уж точно не привел бы в восторг демократическую Европу. А на нее Виктор Федорович пока еще с опаской оглядывается.

Одним словом, с большой долей вероятности Украина возвращается в эпоху позднего Кучмы, выборы при котором заканчивались просто-таки парадоксальными результатами: «пропорциональную» часть довольно легко выигрывала оппозиция, а «мажоритарку» так же без труда подгребали под себя вполне симпатизирующие власти граждане.

Несколько смягчить это противоречие могло бы выполнение предвыборного обещания Януковича касательно введения в Украине системы открытых списков, но мы ведь понимаем, «кто старое помянет, тому глаз вон»…

Зато непредвиденными трудностями для регионалов может быть чревата норма о запрете одновременного баллотирования одного и того же гражданина в списке какой-либо политической силы и на мажоритарном округе. Конечно, в первую очередь это положение бьет по тем политсилам, которые балансируют на грани прохождения в парламент: и правда, как бы хорошо было бы тому же Владимиру Литвину возглавить список своей Народной партии и параллельно, для подстраховки, получить мандат в родном Новоград-Волынском…

Но проблемы похлеще занимают теперь умы многих знатных и не очень регионалов. Арифметика проста: если на выборах-2007 регионалы получили почти 35%, и это принесло им 175 депутатских мандатов, то (будем реалистами), если в 2012 году Партия регионов получит вдвое меньший процент голосов, а количество «пропорциональных» мандатов тоже уменьшится вдвое, то выходит, что «железно» проходной является лишь первая полсотня «бело-синего» списка.

И, как вы думаете, кто имеет шансы попасть в число этих счастливчиков? Во-первых, партийные спонсоры и их люди (условно говоря, секретари и водители, которым баллотирование в округе противопоказано). Во-вторых, члены нынешнего Кабмина (потому что Янукович всегда включал в список членов своей команды). В-третьих, губернаторы (ведь большая их часть возглавляют отделения Партии регионов во вверенных им областях, а баллотирование по мажоритарке будет слишком уж похоже на бесцеремонное применение действующей властью админресурса)… Что в этой ситуации делать рядовому региональному штыку? Выбирать себе округ по вкусу и пытать счастья там? Но, как свидетельствуют источники «Главкома», отнюдь не все нынешние обладатели мандата рады такой перспективе. Во-первых, принадлежность к партии власти сегодня, мягко говоря, не прибавляет соискателю места в парламенте вистов в глазах обычного избирателя. Во-вторых, не рвется особо помогать своим отпрыскам и сама эта партия. По словам наших собеседников из числа регионалов, откровенно признающих, что шансов попасть в проходную часть списка они не имеют, в центральном офисе партии им пообещали разве что моральную поддержку на выборы. Деньги на выборы доставайте сами, содействие местных администраций тоже добывайте собственным… авторитетом. Одним словом, довольно много потенциальных мажоритарщиков от «Регионов» уже скрутили смачную дулю в кармане, и «бело-синим» придется столкнуться с этой проблемой уже в самом ближайшем будущем…

-- 3, 5 или все-таки 8?

Но мажоритарка мажоритаркой, а принципиальные нововведения закона о выборах будут касаться и «списочной» части выборов. В частности, речь идет о повышении проходного барьера для партий – участниц кампании до уровня в 5%. Конечно, самой Партии регионов эта новация не страшна – с какой скоростью не продолжал бы падать ее рейтинг, до искомых 5% ему еще очень и очень далеко.

Но задумаемся: а по кому может ударить предложенная «Регионами» мера? По тем партиям, рейтинг которых ныне не очень далек от этого уровня. А именно: по коалиционных Коммунистической и Народной партиям, по «Сильной Украине» вице-премьера Сергея Тигипко и по «Свободе». То есть, речь идет о вполне лояльных власти (за исключением «Свободы», но и ее на Банковой, ввиду активного соперничества с «Батькивщиной» и Юлией Тимошенко лично, тоже отнюдь не ненавидят) политсилах. То есть, «Регионы» просто подпиливают сук, на котором сидят их нынешние и, вполне вероятно, будущие партнеры по парламенту. Есть ли в этом логика?

Источники «Главкома» утверждают, что у цифры 5% крайне мало шансов остаться неизменной в финальной версии закона о выборах. Согласно одной версии, барьер будет понижет не то на один процент, не то на целых два, – но после соответствующего торга и под «железные» гарантии сотрудничества со стороны заинтересованных в этом шаге политсил. Есть на Банковой, поговаривают, и сторонники другого сценария развития событий: дескать, барьер нужно и дальше повышать – процентов этак до 8. С учетом нынешних тенденций на электоральном фронте, это означало бы, что в Раду точно проходят Партия регионов, «Батькивщина» и, скорее всего, «Фронт змин» Арсения Яценюка.

В «Регионах» считают, что Арсений Петрович за должность премьера согласен на многое – даже если в этом кресле ничего не будет решать. В коалиции с Тимошенко этот пост ему точно не светит, значит, путь у него один – в объятия «Регионов». Конфигурация парламента в этой ситуации получается вполне устраивающая Банковую: во власти есть «старший брат» – Партия регионов, «младший», который отвечает за все – Яценюк, оппозиция, которая традиционно ни на что не влияет – понятно кто, и «болото» из неопределившихся мажоритарщиков. Трудности есть всего две: во-первых, негодование по поводу неоправданного подъема барьера со стороны Европы (хотя, с другой-то стороны, вон в Турции барьер составляет 10% и ничего, страна пребывает в НАТО и в полушаге от ЕС). Во-вторых, на Банковой вроде как опасаются радикального усиления внепарламентской оппозиции, неизбежного в случае выведения из активного политического процесса целого ряда нынешних влиятельных игроков. «Свободизация» непарламентской оппозиции – явно не то, что хотела бы получить власть на фоне тиши и глади, установившихся в парламенте. По какому сценарию будет развиваться ситуация на самом деле, – покажет серия политических консультаций с участниками процесса, которые сейчас продолжаются на Банковой…

В любом случае, смена избирательной системы Украины, которая уже даже не обсуждается на высших уровнях нашего политикума, – это далеко не конечный этап устремлений власти обеспечить достижение приемлемого для себя результата парламентских выборов-2012. Штрихи нового закона о выборах в виде «технического проекта» теперь должны быть тщательно прорисованы с тем, чтобы ни одна его закорючка не помешала Банковой утратить контроль над парламентом. Другое дело, что влияние других политических сил или, прости Господи, гражданского общества на шлифовку финальной версии закона, в любом случае, фактически сведено к нулю. Но это уже совсем другая история…

Фото: sevnews.info

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: