Михеил Саакашвили фактически официально вступил в игру под названием «досрочные выборы».
Михеил Саакашвили фактически официально вступил в игру под названием «досрочные выборы». Вчера на Антикоррупционном форуме в Черновцах он, помимо привычных требований отставки правительства Яценюка заявил, что новые выборы станут единственным выходом из политического кризиса.
«Пора народу объявить независимость от Рады, парламента. Народные избранники, которые в решающий для страны момент, повернулись спиной к народу, которые один за другим – и мы все это видим – покинули зал заседаний, чтобы избежать ответственности, не могут претендовать на то, что они представляют народ и наше общество», – гремел Михо.
Понятно, что и до этого заявления Саакашвили считался одним из главных выгодоприобретателей от выборов. И то, что для развития успеха и конвертации своих рейтингов ему рано или поздно придется создавать свой политический проект, – было очевидно. Уже сейчас он явно тесно чувствует себя в губернаторском кресле и хочет иметь реальные рычаги влияния на украинскую политику.
Своя фракция – идеальный инструмент для этого, пусть сам Саакашвили пока не имеет права баллотироваться из-за «ценза оседлости». Пример Андрея Садового показал, что вовсе необязательно иметь мандат и кресло в парламентском зале, чтобы с тобой договаривались. Дело за малым – чтобы Петр Порошенко эти выборы объявил, причем как можно быстрее, пока рейтинги Саакашвили имеют хорошую динамику. Уже сейчас социологические службы включают виртуальную силу Саакашвили в свои опросы, где она набирает больше 10 %. Но что представляет собой команда реформаторов, которую он может повести за собой, непонятно до сих пор.
В последние дни СМИ стали распространять слухи о том, что одесский губернатор побил горшки с Порошенко и уже к началу марта может быть отправлен в отставку. Зам Саакашвили Саши Боровик даже высказался в ключе, что увольнение при определенных условиях возможно, но пресс-секретарь Саакашвили Дарья Чиж все опровергла и заявила, что такие слухи распространяют недоброжелатели. Сам Михо в интервью грузинскому телеканалу «Рустави 2» рассыпался в комплиментах Порошенко, заявив, что его и сравнивать нельзя с Арсением Яценюком: «Порошенко является политиком очень высокого уровня, у него есть и минусы, и довольно большие плюсы. Порошенко хочет реформ, в этом его главное преимущество». Правда, в этом же интервью Саакашвили заявил, что его политические амбиции простираются далеко за премьерскую должность, а хочет он установления новых правил игры и прихода к власти в Украине новой элиты. Насколько такие планы совпадают с планами Порошенко – вопрос.
«Сам Порошенко, как говорят разные источники, сохраняет доверие к Саакашвили и думает, что тот не пойдет на нарушение политических договоренностей и не будет вступать с ним в конфликт, – говорит политолог Владимир Фесенко. – В случае досрочных парламентских их силы могут стать потенциальными союзниками. Так что Порошенко терпимо относится к этой активности Саакашвили. Он надеется, что тот сможет аккумулировать часть ушедших из БПП депутатов плюс отберет голоса у «Самопомочи», «Батькивщины» и прочих».
По сути, группа, ориентирующаяся на Саакашвили, есть в Раде и сейчас – она пока немногочисленна, но имеет потенциал к расширению. А уж сколько внепарламентских сил хотели бы встать под зонтик популярного Михо – не сосчитать. Как известно, после дебютной заявки – инициативы «Антикоррупционный форум» – было создано движение «Рух за очищення». СМИ тут же стали подавать его как «движение Саакашвили», так что его участникам пришлось это в категорической форме отрицать – мол, Саакашвили там лишь один из членов координационного совета наравне с другими. Тем не менее, кто является в «Рухе» фронтменом, не вызывает сомнений.
-- Кто эти люди
Помимо Михо, в координационный совет также вошел десант действующих нардепов из разных фракций, большинство из которых представляют парламентское объединение «Еврооптимисты». Сергей Лещенко, Светлана Залищук, Владислав Голуб (все – БПП), Виктор Чумак (экс-БПП, внефракционный) входят в группу «Антикоррупционная платформа» внутри «Блока Порошенко». Точнее она была внутренней, до того как Чумак и Егор Фирсов вышли из фракции. Еще один «ушелец» из БПП в совете – Дмитрий Добродомов со своим «Народным контролем», контроль над которым, в свою очередь, приписывают заму главы Администрации Президента Виталию Ковальчуку.
Алексей Рябчин и Алена Шкрум – депутаты от «Батькивщины», Алексей Скрипник – от «Самопомичи», в этой же фракции ранее пребывала Виктория Пташник, но была исключена. Представителей Радикальной партии в совете не замечено – у Ляшко считают Саакашвили, будете смеяться, говоруном и популистом. Из непарламентских партий в совете – вечно перспективный руководитель вечно перспективного «Демальянса» Василий Гацько.
Также присутствует уже упомянутый Саша Боровик – зам Саакашвили, который баллотировался в мэры при его поддержке от БПП. Из общественников – Андрей Длигач и Валерий Пекар из платформы «Нова краина». Владимир Федорин и Антон Ященко представляют недавно созданный благотворительный фонд «Центр свободной экономики имени Кахи Бендукидзе». Плюс Руслана Лижичко, которая после неудачного пребывания в «Нашей Украине», судя по всему, планирует вернуться в большую политику.
Кроме этого, на «антикоррупционных форумах» были замечены такие разные люди как «свободовцы», Александр Солонтай («Сила людей»), Анатолий Гриценко, Валентин Наливайченко, Степан Хмара, Николай Катеринчук, и даже неудавшийся соорганизатор «третьего Майдана» Юрий Кармазин. Понятно, что не со всеми из них Саакашвили по пути (тому же Наливайченко уже точно), но устроить политическое будущее с его помощью желающих много.
«По поводу превращения в политическую партию вопрос в той же точке, что и в декабре, перед «Антикоррупционным форумом» в Киеве, – говорит «Главкому» экс-главный редактор «Форбса» Владимир Федорин из «Центра Бендукидзе». – «Рух» – это широкая платформа, объединяющая людей из разных партий, гражданских организаций и т.п. с целью изменить общественно-политическую повестку. Судя по тому, что наши требования подхвачены самыми разными силами и лидерами мнений – от Вакарчука и «Самопомичи» до Айвараса Абромавичуса и Петра Порошенко, мы с этой задачей неплохо справляемся. Но мы выступаем не просто за отставки, а за системные изменения. Понятно, что если нынешняя элита не сможет эту программу реализовать, кто-то должен будет взять на себя ответственность. Поэтому значительная часть участников и сред, присутствующих в Рухе, нацелены на участие в политике». При этом у Федорина пока нет ответов, как именно это участие будет оформлено, и какую роль будет играть движение на досрочных парламентских выборах.
В том, что никакого оформления в «партию Саакашвили» пока нет, уверяет и Василий Гацько: «Мы создали политическую группу, которая когда-то должна встретиться и проговорить идею нашего ответа в политическом плане. Я – один из четырех ее членов и могу сказать, что она еще ни разу не собиралась. У нас были условия, которые мы озвучили на форуме в Харькове, мы подождали, чем закончится отставка Яценюка, увидели, что это был договорняк и теперь собираемся ехать по регионам. А также собираем команду из одного миллиона людей, которая имеет несколько требований и должна будет убедить власть их выполнить».
Гацько туманно признает, что в будущем «движение должно стать инструментом для создания политического субъекта, который будет способен победить на досрочных парламентских выборах и сформировать правительство»: «Конечно, Саакашвили с точки зрения добавленной стоимости в политике будет давать больше возможностей не просто для прохождения в парламент, а для победы на досрочных парламентских выборах. Его политический вес сегодня несравним с другими политиками».
-- Под крылом Григоришина?
Пикантности добавляет то, что в «Рухе за очищення» есть масса упомянутых депутатов из действующих парламентских фракций. Если партийный проект Саакашвили станет реальностью, им придется определяться – с кем они. Например, Алена Шкрум из «Батькивщины» в разговоре с «Главкомом» пообещала резко прервать отношения с движением, как только там появятся зачатки партийности: «Нас абсолютно не интересуют партийные вещи, мы уже и так замужем за партиями. Как только я увижу хоть какие-то аналогии с партией, партийные задания и лидерское объединение вокруг Саакашвили, я не побоюсь оттуда выйти. И, думаю, большинство моих коллег не побоятся этого сделать».
Большинство, но, судя по всему, не все. Политолог Фесенко считает, что в числе потенциальных перебежчиков к Михо может оказаться часть «Самопомочи». В частности, такой записной борец с коррупцией, как Егор Соболев, который уже заявил, что его фракция рассматривает одесского губернатора в качестве кандидата на премьерство. «Соболев – диссидент «на перспективу» и его заигрывания с Саакашвили, думаю, не нравятся Садовому, – предполагает эксперт. – Тем более что партия Саакашвили – потенциальный конкурент для «Самопомочи», так как они обе ориентированы на городской средний класс. А вот люди из «Антикоррупционной платформы» в БПП с высокой долей вероятности могут пойти к Саакашвили». Словно в подтверждение этих слов на вчерашнем эфире «Свободы слова» Мустафа Найем заявил, что некоторые депутаты от БПП готовы идти вместе с Саакашвили, если тот сам, наконец, определится, с кем он.
Пока, по сведениям, поступающим изнутри движения, Михеил Николозович был не слишком озабочен партийным строительством, несмотря на яркие антикоррупционные форумы, которые проводились в разных украинских городах.
«Пока эти форумы – чистый пиар, – делится своими впечатлениями один из участников движения. – Если бы действительно хотели создавать партию, то, например, после форума в том же Харькове провели бы перепись волонтеров, привлекли меценатов, чтобы появился какой-то региональный костяк. И так же в других городах – чтобы вышел известный в городе человек и сказал, что он теперь представляет тут это движение. А пока в окружении Саакашвили не видно людей, которые могли бы профессионально выстроить партию, – есть несколько десятков человек, крутящихся вокруг него и чего-то выжидающих, а сам он, складывается впечатление, то ли не понимает, насколько важно этим заниматься, то ли не хочет».
Свою Европейскую партию в качестве партийной площадки Саакашвили предлагал его хороший знакомый Николай Катеринчук, в качестве базиса говорили и о том же «Демальянсе» Гацько, но пока это только разговоры. Может, что-то сдвинется после заявления Саакашвили в Черновцах и начала его турне по регионам. По мнению Фесенко, развернуть штабы можно будет довольно оперативно, как только наступит определенность с досрочными выборами: «Если нужна будет партия, то, как показал опыт «Народного фронта» и «Укропа», абсолютно не проблема развернуть штабы и организационную структуру, рекламную кампанию буквально за полтора месяца. Тем более есть целая очередь из тех, кто предлагает Саакашвили воспользоваться его партией».
Равно как наверняка не возникнет вопросов с финансированием, как минимум, на начальном этапе. Сейчас грузинской команде в Одессе по мере возможностей помогает пара известных местных бизнесменов Борис Кауфман – Александр Грановский (как минимум, предоставляют ей свой отель «Бристоль»), к этому процессу, по мнению экспертов, может подключиться близкий к Порошенко российский олигарх Константин Григоришин. Другой вопрос – на какие компромиссы в обмен пойдет Саакашвили и будет ли по украинской традиции заводить в списки нужных людей в обмен на финансирование, против чего может восстать часть его пестрой «кристально чистой» команды.
У Саакашвили рассказывают, что успешно финансируются с помощью краудфандинга, но очевидно, что для предвыборной кампании этого будет недостаточно. Слухи о том, что денег «проамериканскому» Саакашвили может подбросить Вашингтон, отвергают собеседники «Главкома» в дипломатических кругах: «Любовь там давно прошла, американцы его терпят только потому, что он – личный друг Порошенко. Они, на самом деле, в ужасе от перспектив, что Саакашвили может стать премьером».
Зато внутри Украины у Михо все в порядке. Но нужно учитывать, что пока у него длится своеобразный «медовый месяц», когда можно особо ничего не делать, но за счет харизмы и правильных лозунгов купаться в лучах славы. Когда же дойдет до конкретики, в частности, рутинного строительства партии, формирования команды и своего позиционирования относительно Порошенко, все может оказаться не так гладко.
Коментарі — 0