Судебный фарс для бывшего первого зама главы «Нефтегаза» закончился. Но год жизни за решеткой не вернешь.
Вопрос Игоря Диденко – это ответ на вопрос о будущем Юлии Тимошенко. После трех с половиной часового изнурительного зачитывания приговора молоденькая судья Оксана Царевич вынесла окончательный вердикт Игорю Диденко – три года с отсрочкой исполнения наказания и подписка о невыезде. Выпустили бывшего чиновника Тимошенко прямо в зале суда.
Напомним, бывшего первого зама главы «Нефтегаза Украины» арестовали 12 июля 2010 года. Он был одним из первых «жертв «Росукренерго», как журналисты окрестили бывших чиновников «Нефтегаза» и таможни, отбиравших легендарные 11 миллиардов кубометров газа у Дмитрия Фирташа. Газ олигарху через Стокгольмский суд вернули, и надо было срочно назначать виновных за миллиардные дотации государства отдельно взятому близкому к Януковичу человеку. Первым под каток попал бывший глава Гостаможни Макаренко, а позже Диденко.
Попервах обвинение пыталось впаять служебную халатность, но позже, осознав всю абсурдность ситуации, взялись судить основательней. Все вроде было настолько серьезно, что держать бывших чиновников надо было не где попало, а только в СИЗО. Вот и просидели товарищи по году за решеткой, чтобы в конце все закончилось пшиком. Макаренко выпустили в июле, Диденко - сегодня.
С самого утра пошли слухи, что бывший первый зам главы «Нефтегаза» таки выйдет на свободу. Мол, и показания нужные дал в деле Тимошенко, сказав, что ни за что бы не подписал газовый контракт, если бы знал, что директивы недействительны. Вроде бы, из-за этого и поменяли ему статью обвинения на более мягкую. Чуть ли не за неделю до приговора.
Народу в Печерском суде набилось битком. Махонький зальчик на Герцена мог вместить максимум человек двадцать, а одних журналистов набилось не мене полусотни. Пришли и жена Диденко с дочкой, и парочка депутатов из БЮТ: Игорь Грынив и Остап Семерак.
Честно говоря, в зале и стать было негде, еле судья протолкнулась. Но главное испытание для маленькой девушки в мантии было еще впереди. Встав с кресла, она не теряя ни минуты, начала читать приговор. Зашла c далека – показаний свидетелей и доказательств по делу.
«Войдя в заговор, намеренно и с преступной целью Диденко нанес ущерб частной швейцарской компании «Росукрєнерго»», - бубнила судья по дружный хохот зала. Диденко в это время обхватил голову руками и ходил по камере, а на губах читалась лишь одна фраза - «Какой пи….!»
«Действовал в интересах государственной компании «Нефтогаз Украины», хотел улучшить ее материальное положение и, таким образом, действовал во вред частной компании «Росукрэнерго», - продолжала судья рассказывать о страшном государственном чиновнике, который в кои-то веки действовал в государственных интересах, но, очевидно, не те нынче интересы в почете. «Преступное намерение нанести ущерб «Росукрэнерго», - продолжала молодая судья вычитывать все злые происки Игоря Диденко против самой лучшей в мире компании.
«Росукрэнерго» фактически дотировала бюджет Украины, продавая газ за заниженными ценами, выигрывая на ценовой разнице с Европой», - все не переставала она расхваливать гениальные коммерческие способности компании Дмитрия Фирташа.
Слушать судью было интересно, но не настолько же! Где-то на второй час, когда журналисты понемногу начали засыпать, в зал явился не кто иной, как Анатолий Макаренко. «Друг по несчастью» сумел пожать руку Диденко и стал внимательно слушать судью. Ранее он уже заявил журналистам, что интуитивно чувствует, что сегодня ему повезет пожать руку товарищу не сквозь решетку, и поднять тост за будущее.
Настроение у адвокатов Диденко было хорошим: подзащитный ходил по камере, не находя себе места, а защитники мило улыбались. Что явно свидетельствовало об осведомленностью защиты заключенного с содержанием приговора.
Шел третий час чтения приговора, журналисты мило посапывали, а госпожа судья все рассказывала о нюансах дела против Диденко. Из ее слов становилось понятно - главное преступление подсудимого в том, что он подписал дополнительный договор с Россией о дележе газа «Росукрэенерго», а потом еще и акт приема-передачи топлива на баланс «Нефтегаза». Оксана Царевич по три раза перечитывала те же показания, только у разных людей. Проходилась по ситуации вдоль и поперек, и казалось, сам приговор мы сегодня так и не услышим.
По тону судьи как-то не угадывалось, как она повернет приговор на условный срок. «Преступный умысел, убытки государству после решения Стокгольмского суда», - именно в таких мало радужный формулировках был написан приговор.
Вспомнили в вердикте и легендарного идеолога газового соглашения 2009 года. Но, как оказалось, в этом деле Андрей Портнов не причем. «Контракт не согласовывал, не принимал участия в их составлении, юридически не сопровождал и не консультировал, ибо как депутат не имел права», - зачитала показания зама главы Администрации Президента судья.
Но под конец нотки в ее голосе изменились. Сначала Оксана Царевич рассказала о том, что ряд свидетелей чуть подправили свои показания в пользу подсудимого, а потом дошла до показаний Олега Дубины. Тот, оказалось, не скупился на комплименты в сторону бывшего подчиненного. Основное ударение Дубина сделал на то, что подписание договора об уступке газа «Росукренерго» Украине было главным требованием «Газпрома». Иначе те вообще ничего подписывать не собирались. А на дворе, как сообщила присутствующим судья, тогда был 21 градус мороза. Да и объяснить толком, в чем же то был состав преступление и личный интерес Диденко, обвинение так и не смогло.
Как результат - сама Оксана Царевич признала, что личного интереса Диденко в оформлении газа «РУЭ» на баланс «Нефтегаза», нет. Он не преследовал личные интересы, а потому и срок ему можно дать условный, согласно статье 364 статье Уголовного кодекса.
«Диденко Игорь Николаевич приговорен к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора», - вынесла окончательный вердикт судья, добавив, что три года он не сможет заниматься государственной службой, а меру пресечения ему изменяют на подписку о невыезде. Точка!
В этот момент в зале кто-то крикнул «Браво», и все дружно его подхватили. Судья еще пыталась зачитать какие-то процессуальные нюансы, но кто ее уже слушал. Все ринулись к клетке поздравлять Диденко.
«Ирина, а вы от чьего имени поздравлять будете»?, – Спросили журналисты у подоспевшей под конец суда соратницы экс-президента Ющенко Ирины Ванниковой. «И от себя, и от Виктора Андреевича», - ответила она, добавив, что примчалась, как только прочитала новости в Интернете, правда, сначала ошибочно поехала в суд на Крещатике, потому и опоздала.
В этот момент на глазах жены и дочки Диденко показались слезы, они все пытались пробиться к решетке. А Игорь Николаевич полушутя, полусерьезно спросил у судьи: «Кому подписку давать, а то ведь снова арестуете?» К слову, подписку он давал тут же, в камере на колене.
Журналисты было пытались что-то спросить у Диденко, но он ничего не желал говорить. «Как вам в тюрьме»? - бросили ему журналисты. Но ответил за него Анатолий Макаренко. «Тюрьма, знаете ли, работа тяжелая», - тоном бывалого отдувался за коллегу по несчастью бывший глава Гостаможни. Диденко же бросил лишь одну фразу – «ничего не комментирую», вышел из камеры, пробежал коридором суда, сел в джип и убрался восвояси.
Честно говоря, после такого приговора остается больше вопросов, нежели ответов. Зачем было столько мучить человека, держать год за решеткой, не выпуская на подписку о невыезде? Чтобы потом дать условный срок? Конечно, на парламентские выборы его не пустили, но хотел ли он? Если сами признали, что личного интереса у Диденко не было, так зачем цел год городить суд-маскарад? Чтобы нарыть показания на Тимошенко? Слишком уж по-иезуитски, даже как для Украины времен Януковича.
Коментарі — 0